Дымковская игрушка
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Проект
«Дымковская игрушка»
Проект « Дымковская игрушка»
Участники проекта Воспитанники старшей группы, воспитатель, родители воспитанников
Особенности проекта творческий, коллективный.
По продолжительности: среднесрочный (1мес).
Цель проекта :Формирование у старших дошкольников познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой.
Задачи проекта:
Обучающие: закреплять знания детей о творчестве дымковских мастеров, о процессе изготовления дымковских игрушек; формировать умение создавать узоры.
Развивающие: развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии.
Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству
Предполагаемые результаты:
- ознакомление детей с историей дымковской игрушки;
- повышение интереса детей к декоративно-прикладному народному искусству;
- совершенствуется навык составления узора по собственному замыслу;
- совершенствуется способность создавать узоры;
- познакомятся с разнообразием видов Дымковских игрушек;
- совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей
Продукт проекта: Выставка «Дымковская барышня»
Актуальность:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству. Занятия декоративным способом могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Этапы реализации проекта
- этап – подготовительный (организационный)
- Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.
- Подбор необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий, подготовить цикл бесед для детей, консультаций для родителей. Разработать конспекты занятий. Изготовить дидактические игры. Собрать необходимый демонстрационный материал.
- Создание презентации «Дымковская игрушка»
- Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту).
- этап – основной (практический)
Основной этап реализации проекта «Дымковская игрушка» включал в себя разные формы работы с детьми.
«Познавательное развитие»
Беседа: «Знакомство с дымковской игрушкой»
Беседа: «В мире дымковской игрушки»
Беседа: «Где родилась дымковская игрушка?»
Беседа: «Как возник этот вид промысла?»
Беседа: «А для чего нужны дымковские игрушки?»
Беседа: «Особенности производства дымковской игрушки»
Беседа: «Ознакомление с характером росписи игрушек»
Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки».
Рассматривание дымковских игрушек.
Художественно – эстетическое развитие:
«Рисование» «Дымковские игрушки» (барыня, лошадка, козлик).
«Аппликация» «Дымковские животные».
«Лепка» «Дымковская барышня».
«Рисование» «Роспись дымковского индюка»
Раскраски «Дымковские игрушки».
Развитие речи и чтение художественной литературы:
Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки», «Имитация». Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Иван-царевич и серый волк», А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли»; «Магазин сувениров».
Дидактические игры
«Какой игрушки не стало», «Подбери узор», «Узнай по силуэту», «Разрезные картинки», «Дымковская игрушка», «Наряди барыню», «Найди лишний» «Дымковская мозаика», «Что изменилось», «Красота дымковского орнамента»,
Физическое развитие:
Русские народные игры: «Растеряхи», «Ручеек», «Золотые ворота», «Жмурки».
Пальчиковая игра
«Дымковские барышни»
Физминутка
«Дымковская игрушка»
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Папка – передвижка «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством».
3 этап – заключительный:
- На заключительном этапе совместно с воспитателем были изготовлены «Дымковские барышни».
- Организация выставки детских работ.
- Оформление результатов проекта в виде презентации.
В процессе реализации данного проекта ребята более подробно познакомились с историей дымковской игрушки, с разнообразием дымковских игрушек, элементами узора росписи. Дети отличают дымковские игрушки от других игрушек народного промысла.
Продуктом моего проекта является папка с собранным материалом, а так же дымковские игрушки, которые мы совместно с детьми сделали. Для меня работа была увлекательной. Я не только много узнала нового для себя, но и в результате своих исследований научилась делать дымковских барынь. Проект получился увлекательным, насыщенным. Цель данного проекта реализована, задачи выполнены.
Консультация для родителей
Тема: « Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с
дымковской игрушкой».
Получить в детстве возможность приобщения к народной культуре – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, любить уважать и ценить культуру народа, труд мастеров.
Приобщение детей к культуре родного народа – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, который сможет видеть и чувствовать прекрасное, любить свою Родину.
Родителям необходимо учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства.
Начиная приобщать детей нужно обратиться к народному промыслу. Начать нужно с дымковской игрушки, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.
Дымковская игрушка - это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.
Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!
Для этого воспользуйтесь нашими советами:
• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.
• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.
• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.
• Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.
• Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.
• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего родного народа.
Ознакомление с декоративным народно-прикладным творчеством оказывает большое влияние на детей: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Помните, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Памятка для родителей
Уважаемые родители, помните:
1. Никогда не критикуйте работы ребенка, чтобы он не отказался от занятий рисования.
2. Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать.
3. Поощряйте.
4. Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.
5. Рисуйте вместе с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
"Дымковский конь" (роспись дымковской игрушки)
Конспект занятияс детьми старшего дошкольного возраста"Дымковский конь"роспись дымковской игрушки...
Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка
Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...
Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)
Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....
Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). (младшая группа)
Народное творчество...
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...