ООД "Ухо - орган слуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: дать элементарные представления об органах слуха; дать понятия об основных функциях уха; уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и у животных; учить через опытно – экспериментальную деятельность различать силу, высоту, тембр звуков; закреплять знания о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучить элементам самомассажа ушной раковины.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Способствовать расширению представлений об основных органах чувств человека, познакомить детей со строением уха.
Создавать условия для развития связной речи (в сообщениях детей)
Образовательная область «Физическое развитие»:
Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью, самостоятельность в соблюдении гигиенической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_uho-organ_sluha.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Ухо- орган слуха» в подготовительной группе
Клименко Ольга Васильевна
Цель: дать элементарные представления об органах слуха; дать понятия об основных функциях уха; уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и у животных; учить через опытно – экспериментальную деятельность различать силу, высоту, тембр звуков; закреплять знания о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучить элементам самомассажа ушной раковины.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Способствовать расширению представлений об основных органах чувств человека, познакомить детей со строением уха.
Создавать условия для развития связной речи (в сообщениях детей)
Образовательная область «Физическое развитие»:
Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью, самостоятельность в соблюдении гигиенической культуры.
Материалы и оборудование:
ноутбук, проектор, экран, презентация, ширма, музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, металлофон), аудиозапись разных звуков, белый халат)
Словарная работа: ушная раковина, среднее ухо, внутренне ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, слух, звук.
Ход занятия:
- Сегодня у нас состоится заседание учёного совета.
А что будет предметом нашего разговора, вы сейчас узнаете.
Игра «Узнай предмет по звуку»
- Вот ширма, за нею спрятались предметы. Вы их будете узнавать по звукам. Должно быть тихо – тихо, чтобы лучше услышать и определить предмет.
- Как вы узнали, к какому предмету относится звук?
(Услышали).
- Что является органом слуха у человека?
(Уши)
- Правильно. Сегодня мы с вами поговорим об ушах.
Хотите узнать тайны наших ушей? (ответы детей).
-Внимание на экран.
Презентация.
Слайд № 1: - На этом слайде показано, как устроено наше ухо. Постарайтесь запомнить новые слова, обозначающие строение уха.
Уши звуки ловят чутко,
отправляют в сложный путь
По наружному каналу,
через тоненькую пленку,
Что зовется перепонка, дальше вглубь.
Молоточек постучит да
по наковальне,
Звук за стремечком бежит
и стремится далее.
Здесь улитка не простая,
здесь улитка скоростная.
Она различные сигналы быстро
в мозг передает.
Мозг их быстро расшифрует
и решит, что надо делать:
Может, тихо слушать сказку,
подпевать веселой песне
Или же от злой собаки
быстро – быстро убегать.
Вот такой очень сложный путь проходят звуки через наш орган слуха.
Уважаемые коллеги, давайте вспомним новые слова.
Знаете ли вы, что звук – это волна, которая распространяется от источника своего возникновения, передавая вибрации окружающей среде. Вибрирующее тело называют источником звука. Если ты ударишь по струнам гитары, ты одновременно увидишь их движение и услышишь звук.
Эксперимент: Вибрация струны у гитары
Чем толще струна – тем ниже звук, чем тоньше струна, тем звук выше. А у музыкального инструмента ксилофона частота звука зависит от длины пластины: чем короче пластина – тем звук выше
Эксперимент: Извлечение звука с помощью молоточка на ксилофоне
А теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим горло и произнесем негромко свое имя нараспев, вытягивая гласные звуки.. Что вы почувствовали? (ответы детей). Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат наши голосовые связки. Но как только ты замолчишь – вибрация пропадает. Посмотрим почему…
Когда мы говорим, воздух проходит через голосовые связки и они начинают вибрировать, издавая звук.
Слайд №2
Бетховен –композитор, когда стал терять слух, брал в зубы камертон, плотно прижимал его к роялю и только так слышал музыку. Можно сказать , что он её чувствовал, пользуясь вибрацией инструмента.
Входит медсестра.
Медсестра: Здравствуйте, ребята! Я узнала, что вы сегодня говорите про уши, и хочу вас научить делать массаж ушей, чтобы быть здоровыми и не болеть.
Массаж уха (из китайской медицины).
Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма.)
Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта.)
Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии.)
Растирание ушей ладонями.
-Что нужно делать, чтобы наш слух всегда оставался хорошим?
- Врачи пришли к такому выводу, что нужно знать и соблюдать основные правила:
. Регулярно мой уши с мылом и чисти ватной палочкой
-Не ковыряйте в ушах спичками, булавками и другими предметами.
- Оберегайте голову от ударов, которые могут повредить орган слуха.
- Избегайте сильных и резких звуков и шумов: они уменьшают остроту слуха.
- Если в ухо попадёт какой-нибудь предмет, или залетит насекомое, или возникнет боль в ушах, немедленно обращайтесь к врачу
Ведущий: Давайте поблагодарим медсестру за полезные советы
- Уважаемые члены научного совета, скажите: кроме человека у кого еще есть орган слуха? (У животных)
- Сейчас перед нами выступят ученые, которые изучали орган слуха у
разных животных, птиц.
(Сообщения детей сопровождаются показом слайдов):
Слайд № 3:
Орган слуха у кузнечиков расположен на передних ногах. Поэтому можно сказать, что кузнечики и их родственники сверчки прыгают на… «ушах».
Слайд № 4:
У дельфинов слуховые окошки находятся на нижней челюсти.
Слайд № 5:
У раков слуховой аппарат находится на основании коротких усиков. Поэтому при линьке раки сбрасывают свои «уши» вместе с одеждой» - панцирем.
Слайд № 6:
Острый слух выручает многих зверей, птиц и ящериц, предупреждая их о приближении хищников. И наоборот, уши некоторых хищников помогают им охотиться. (Слайд № 7)
Слайд № 8:
Сова способна в полной темноте, ориентируясь по слуху, ловить мышей.
Слайд № 9:
Подслеповатые от рождения летучие мыши видят лишь на несколько сантиметров. Поэтому они научились на слух охотиться на бабочек и мух, на слух находить свое гнездо и летать между линиями электропередач, не задевая их. Не зря же уши некоторых летучих мышей больше остального их тела!
Ведущий: Летучие мыши, дельфины и киты могут охотится в полной темноте. Все эти животные издают очень высокие звуки (ультрозвук), которые отражаются от предметов, оказавшиеся на пути, и возвращаются, подобно эху, к своему источнику. Таким образом эти животные могут определять наличие препятствий, расстояние до них и скорость своего движения.
Игра: «Дельфины»
Оборудование: 2 контейнера с шариками, 2 платка
Развести «дельфинов» в разные стороны. Теперь дельфины могут общаться между собой, посылая друг другу звуковые сигналы с помощью своих контейнеров. Источник звука укажет им направление, в котором надо двигаться. Когда дельфины встретятся, повторить эксперимент с другой парой.
- Так зачем животным хороший слух?
(Уши помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга).
Уши важны для большинства млекопитающих. Как правило, уши животных большие и могут поворачиваться в сторону звука, чтобы точнее определить источник опасности или местонахождение жертвы. Первобытные люди тоже могли шевелить ушами, а современный человек этого не умеет.
- Уважаемые члены научного совета, что вы нового сегодня услышали на заседании нашего совета? (ответы детей).
Давайте подведем итог нашего заседания.
Вывод: Слух большая ценность для человека. Берегите его!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игрового познавательного занятия "Ухо орган слуха"
Конспект игрового познавательного занятия«Ухо – это орган слуха» Программное содержание: расширять знания детей об ушах как важном органе, познакомить детей со строением уха и о...
Краткая аннотация книги Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.1. (стр 37))
Краткая аннотация книги Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.1. (стр 37))...
Каткая аннотация книги Неймана Л.В., Богомильского М.Р. «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи», раздел 2.2. (стр. 22.))
Каткая аннотация книги Неймана Л.В., Богомильского М.Р. «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи», раздел 2.2. (стр. 22.))...
Список профилактических мероприятий нарушений голоса и речи у детей по книге Неймана Л.В., Богомильского М.Р. «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи» (раздел 3.5 стр. 59))
Список профилактических мероприятий нарушений голоса и речи у детей:1. Закаливание детского организма.2. Занятия физкультурой и доступными детям видами спорта.3. Разъяснительные работы по вреду курени...
Патологии речевого аппарата человека по книге Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.3. (стр. 50)
Патологии речевого аппарата человека по книге Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.3. (стр. 50)...
Конспект НОД "Орган слуха-ухо".
Материалы этого конспекта могут помочь в подготовке к НОДу по теме Органы слуха....
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему «Орган слуха у животных и людей или самая быстрая улитка в мире»
Данный конспект поможет познакомить дошкольников с одним из важных органов, как для человека, так и для животных - органом слуха....