Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие к вулкану»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
- познакомить детей с вулканом, как явлением неживой природы;
- закрепить полученные знания и умения в самостоятельном проведении несложных опытов;
- развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности;
- развитие мышления, воображения, внимания, наблюдательности, коммуникативных способностей;
- повысить интерес к неживой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_kuznetsova_o.d.docx | 833.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя профессионального мастерства «Педагогическая палитра»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
«Путешествие к вулкану»
Автор:
Кузнецова Оксана Дмитриевна,
I квалификационная категория
воспитатель МБДОУ д/с № 37 «Солнышко»
г. Усть-Илимск, 2020
Цель:
Развитие познавательной активности у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- познакомить детей с вулканом, как явлением неживой природы;
- закрепить полученные знания и умения в самостоятельном проведении несложных опытов;
- развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности;
- развитие мышления, воображения, внимания, наблюдательности, коммуникативных способностей;
- повысить интерес к неживой природе;
Предварительная работа: просмотр иллюстраций, обсуждение презентации «Извержение вулкана», отгадывание загадок, чтение стихотворений, макеты разноцветных огнедышащих гор из пластиковых стаканчиков с «извержением лавы».
Активизация словаря: вулкан, кратер, жерло, конус, лава, извержение.
Используемый материал: макет вулкана, картинки с предметами и цифрами, пластилин, салфетки, клей, сода, лимонная кислота, гуашь разных цветов, моющая жидкость, чайные ложки, пластиковые стаканчики, картинки транспорта, ноутбук.
Ход работы:
Дети занимаются свободными играми, как вдруг они слышат звук землетрясения.
Воспитатель: Ребята, что же это за звуки такие? На что они похожи? (предположения детей).
Направляем детей при помощи загадки.
Пока спит гора - молчит
Как проснётся - зарычит (Ответы детей)
В: Ребята, а что такое вулкан? (Ответы детей)
Ребята, а что бы вы хотели узнать о вулкане?
Составляется карта: Как извергается вулкан, А если он потухший будет ли он еще извергаться? Какой самый большой вулкан в мире?
В: Вулкан - это гора, внутри которой горные породы еще не остыли, и поэтому они периодически извергаются, изливая на поверхность земли кипящую лаву. Такое название эти горы получили в честь римского бога огня и металла Вулкана. Послушайте, я расскажу вам одну легенду (рассказ легенды)
Звучит музыка.
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело, стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели, раскаленные камни огонь и пепел. «Вулкан работает» со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди, все огнедышащие горы стали называть Вулканами.
Показ фотографий.
В: Ребята посмотрите, на вид - обычная гора и называется она «спящий вулкан». А это та же самая гора, только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом, пеплом - это действующий вулкан.
Захотел вулкан чихнуть-
Поднялось давленье.
Через жерло магма в путь
Пустилась в приключенье.
Пронеслась по жерлу вверх,
Прорвалась наружу
С шумом треском из прорех
Разлилась. О, ужас!
С. Белокурова-Видерхольд
В: На какую геометрическую фигуру похож вулкан? (ответы детей)
В: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть На что, она похожа? (ответы детей). Это кратер вулкана.
В: Как называется эта часть вулкана? (показываю на жерло) Предположение детей.
В: Чтобы больше узнать, отправимся в путешествие к вулкану, который является не только самым активным, но и самым большим вулканом на Земле. Возьмем глобус и посмотрим где же он находится.
Ой, только здесь, к сожалению, буквы стерты и не видно, как же называется то место, куда мы отправимся. Зато у меня есть подсказки (показывает картинки). Я уверена, что мы разгадаем название острова.
Ребус: Воспитатель раздает детям предметы (или картинки), на которых указана цифра и предлагает их расположить в порядке счета. Дети называют первый звук в слове. Ребенок пишет на доске сказанную букву и читают слово.
1 - глобус, 2 - апельсин, 3 - вилка, 4 - арбуз, 5 - йогурт, 6 - индюк.
ГАВАЙИ
В: Как называется остров, на который мы отправимся путешествовать? (Гавайи).
Создание проблемной ситуации «Как добраться до острова?»
Показываю детям нарисованный остров и различные картинки транспорта, (велосипед, самолет, поезд, лодка и т.д.) предлагаю выбрать подходящий.
В: Ну что, давайте собираться в путь!? Как вы думаете, на чем туда можно добраться? На каких видах транспорта? (дети предлагают свои варианты ответов).
В: Так как Гавайские острова от нас очень далеко, предлагаю полететь на самолете.
Физминутка «Самолет» (под музыку)
В: Мы совершили посадку на один из Гавайских островов. Я здесь никогда не была. Возьмите свои бинокли и посмотрите по сторонам. Что вы заметили необычного? (на острове много растительности, насекомых, земноводных...) А что это перед нами? Это самый большой вулкан на Земле - Мауна-Лоа (обращает внимание на слайд). Пока он спит. Это не действующий вулкан.
Вот мы сейчас и попробуем разбудить вулкан.
Что нам для этого понадобится? (ответы детей).
Совместное экспериментирование «Извержение вулкана».
На столе сода пищевая, вода, лимонная кислота, глицерин, краска, мерная ложечка. Опыт делают дети, рассказывая очередность выполнения эксперимента.
В: Ребята, что извергает вулкан? (ответы детей). Это горящая лава. Когда лава остывает она превращается в твёрдую горную породу.
Давайте попробуем изобразить остатки горящей лавы у подножья вулкана.
На столе лежат салфетки красного, розового цвета, пластилин, пена для бритья, красная краска гуашь.
Дети самостоятельно выбирают материал для работы. Частичный показ воспитателя.
В: Теперь вы сами увидели на опыте, как происходит извержение вулкана. Ребята давайте дадим нашему вулкана название. (ответы детей).
Рефлексия.
Ребята, я благодарю вас за творчество, единство.
Если вам понравилось экспериментировать, разместите красный магнит на верху извержения вулкана.
Если вы хотите узнать еще что-то новое возьмите себе зеленый магнит.
Если наше путешествие показалось вам не очень интересным, разместите синий магнит у подножья вулкана.
Список литературы:
- Детская энциклопедия «Махаон» Вулканы, 2016
- Вулканы Покидаева Т.А., издательство «Махаон», серия Discoveri, 2014
- Энциклопедия окружающего мира Землетрясения и вулканы Москва, «РОСМЭН», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие к вулкану». (Подготовительная к школе группа).
-Непосредственно образовательная деятельность знакомит дошкольников с природным явлением – вулканом;-обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем м...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно – исследовательское развитие » Тема: «Путешествие в Цифроград»
Программное содержание:1. Учить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал и группировать их по цвету.2....
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"
Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...