Краткосрочный проект в подготовительной группе "Вода - удивительное вещество"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
«Воду нужно беречь» - все об этом пишут в книгах и печатают в газетах. А выглядит это поучение весьма странно. Зачем же её беречь, если её вон сколько вокруг?
Дома отвернул кран – течет хорошим напором, широкой струёй. Хочешь – холодная, хочешь – горячая. Готовь еду, стирай, купайся, сколько влезет. А вон по городу и за городом – сколько озёр, рек. А уж море! Если поехать летом к морю, вообще перестаёшь понимать, зачем же воду так беречь, если её огромные объёмы, куда ни взгляни. Так нужно ли беречь воду?- задумались мы. Ответом на этот вопрос и послужила наша работа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василёк »
"Вода - удивительное вещество"
Краткосрочный проект
в подготовительной группе № 4 «Солнышко»
Авторы проекта
воспитатели
Скрынник Н.И.
Шевцова Я.Н.
учитель-дефектолог
Митина В. Б.
Рубцовск, 2019 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Актуальность
«Воду нужно беречь» - все об этом пишут в книгах и печатают в газетах. А выглядит это поучение весьма странно. Зачем же её беречь, если её вон сколько вокруг?
Дома отвернул кран – течет хорошим напором, широкой струёй. Хочешь – холодная, хочешь – горячая. Готовь еду, стирай, купайся, сколько влезет. А вон по городу и за городом – сколько озёр, рек. А уж море! Если поехать летом к морю, вообще перестаёшь понимать, зачем же воду так беречь, если её огромные объёмы, куда ни взгляни. Так нужно ли беречь воду?- задумались мы. Ответом на этот вопрос и послужила наша работа.
Тема проекта: "Вода - удивительное вещество"
Цель: обогащение у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представлений о значении воды и ее свойствах, воспитание бережного отношения к воде.
Задачи:
- Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
- Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явлений природы, определять основные свойства и состояния воды.
- Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.
- Создать условия для развития навыков проведения исследовательской деятельности.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Вид проекта: информационно-творческий, групповой.
Время реализации проекта: краткосрочный (2 недели): 06. 02. 2019 – 28. 02. 2019
Участники проекта: дети 6-7 лет с ЗПР, родители, педагоги подготовительной группы № 4 «Солнышко».
Методы и формы реализации проекта: поиск информации в Интернете, экспериментирование, дидактические игры, конкурс загадок, беседы, чтение книг, сюжетно-ролевая игра, изготовление знаков, макета, составление презентации.
Предполагаемый результат
- Воспитание бережного отношения к водным ресурсам.
- Повышение интереса к образовательной деятельности, содержащей демонстрационные опыты, элементы экспериментирования.
- Развитие связной речи, умения выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
Форма защиты: презентация проекта для родителей и педагогов на сайте ДОУ
Продукты деятельности: знаки «Берегите воду!», макета «Обитатели моря», альбом «Для чего нужна вода», выставка рисунков.
Содержание проекта:
- 06. 02. 2019 – 10. 02. 2019 - подготовительный этап:
формирование проблемы, составление проекта, изготовление игр «Где живёт вода?», «Воздух, земля, вода», мнемотаблица к стихотворению «Вы слыхали о воде?», привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации;
- 11. 02. 2019 – 22. 02. 2019 основной этап:
практическая реализация проекта
- 23. 02. 2019 – 28. 02. 2019 заключительный:
подведение итогов, составление итоговой презентации,
Проблемы проекта: Что может вода? Возможна ли жизнь без воды? Что мы можем сделать, чтобы беречь воду?
День недели, дата | Мероприятие | Цель | Участники | Материал |
Понедельник, 11 февраля | Утренняя беседа «Возможна ли жизнь без воды?» с практическим упражнением по привитию культурно – гигиенических навыков. | Постановка проблемы перед детьми, привлечение внимания к данной теме | дети, воспитатель | |
НОД «Вода. Основные свойства воды» | Привлечение внимания детей на значение воды в нашей жизни, знакомство со свойствами воды. | дети, воспитатель | Конспект занятия Альбом «Для чего нужна вода?» | |
Консультация «Вода в жизни ребёнка» | Привлечение родителей к участию в проектной деятельности. Расширение знаний о значении воды в жизни детей. | родители, учитель-дефектолог | Консульта- ция в уголке | |
Вторник, 12 февраля | Экспериментальная деятельность «Свойства воды». | Способствование накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: прозрачная, жидкая, может течь, не имеет формы, может иметь цвет, запах, вкус воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются, бывает теплой, холодной и горячей | Дети, воспитатель | Оборудование для проведения опытов |
Экологические сказки про снег. | Формирование ответственного и доброжелательного отношения к природе | Дети, педагоги | Альбом с экологическими сказками | |
Среда, 13 февраля | Конкурс загадок «В мире воды» | Расширение знаний о различных состояниях воды в природе. | Дети, воспитатель | |
Чтение художественной литературы: заучивание стихотворения Н. Рыжовой по мнемотаблице "Вы слыхали о воде?" | Воспитание бережного отношения к воде как основному природному ресурсу посредством стихотворения Н. Рыжовой по мнемотаблице "Вы слыхали о воде?" | Дети, учитель-дефектолог | мнемотаб лица "Вы слыхали о воде?" | |
Четверг, 14 февраля | Развивающая игра «Где живёт вода?» | Расширение кругозора, знаний об окружающем мире. Обучение бережному отношению к воде. Уточнений знаний для чего нужна вода и в чём она содержится. | Дети, учитель-дефектолог | Развивающая игра «Где живёт вода?» |
Конкурс рисунков «Разноцветные капли». | Творческая реализация полученных знаний о воде и её охране. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности. | дети, родители | Выставка рисунков. | |
Пятница, 15 февраля | Экологическая сказка о круговороте воды в природе "Приключения капельки". | Закрепление знаний детей о свойствах воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объем, как вода, таит в себе много неизвестного. Обратить внимание на значение воды в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. | Дети, воспитатель | |
Эксперимент «Круговорот воды в природе» | Закрепление полученных знаний о круговороте воды в природе. | Дети, воспитатель | ||
Понедельник, 18 февраля | Сюжетно-ролевая игра "Морское путешествие" | Расширение представлений об окружающем мире через ознакомление с морскими понятиями, представление о «круизе», «лайнере», морских профессиях. Закрепление знаний о морских путешествиях, растительном и животном мире морей, о правилах поведения за столом и в общественных местах. Формирование умения творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием, используя накопленный личный опыт. | Дети, воспитатель | Макет корабля, бескозыркипальма |
Дидактическая игра «Что мы знаем о воде?» | Закрепление знаний о воде, о водоёмах и их обитателях. | Дети, учитель-дефектолог | Ромашка с вопросами | |
Вторник, 19 февраля | Экспериментальная деятельность «Агрегатные состояния воды» | Уточнение и расширение знания детей о воде, ее агрегатных состояниях, значении в жизни человека. | Дети, воспитатель | Оборудование для проведения опытов. |
Консультация для родителей на тему «Игры с водой» | Привлечение родителей к совместной деятельности (опыты по очистке воды в домашних условиях, изготовление пособий, поделок, рисунков и т. д.) | Дети, учитель-дефектолог | Консульта- ция в уголке | |
Среда, 20 февраля | Экологические цепочки «Воздух, земля, вода» | Знакомство с растительным и животным миром. Развитие речи. Знакомство со средой обитания животных и растений. | Дети, учитель-дефектолог | Дидактическая игра «Воздух, земля, вода» |
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» | Закрепление полученных знаний о круговороте воды в природе. | Дети, воспитатель | ||
Четверг, 21 февраля | Изготовление знаков «Берегите воду!» | Изготовление экологических знаков для проведения акции «Берегите воду!». | Дети, учитель-дефектолог, воспитатель | |
пятница, 22 февраля | Изготовление макета «Обитатели моря» (тестопластика) | Расширение представлений детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относится к водным ресурсам. Формирование у детей, образного представления о многообразии подводного мира. | Дети, воспитатель | Макет. |
Акция «Берегите воду!» | Привитие навыков бережного отношения к расходованию воды. | Дети группы, дети и сотрудники других групп | Знаки «Берегите воду!» |
Приложение.
Конкурс загадок "В мире воды"
Растёт вниз головой.
Не летом растёт, а зимой.
Чуть солнце её припечёт,
заплачет она и умрёт. (СОСУЛЬКА)
С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек тонких, как стекло.
Звёздочки холодные, а земле тепло. (СНЕЖИНКИ).
Когда повяли все цветы, мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчёлки, уселись на колючей ёлке.
Мы полетели на поля, и стала белою земля. (СНЕЖИНКИ)
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём - ищем, ищем - не найдём. (РОСА)
Лежал, лежал,
А весной в реку убежал. (СНЕГ)
На дворе переполох
С неба сыплется горох. (ГРАД)
Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (СНЕГ)
Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже - и дождик ближе. (ОБЛАКО)
Лежало одеяло мягкое, белое.
Солнце припекло - одеяло потекло. (СНЕГ)
Кругом вода, а с питьём беда. (МОРЕ)
Все обходят это место - здесь земля, как будто тесто;
здесь осока, кочки, мхи.
Нет опоры для ноги. (БОЛОТО)
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике, а широкий - в море. (РЕКА)
В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (РУЧЕЙ)
Бегу, я, как по лесенке по камешкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (РУЧЕЙ)
Он идёт, а мы бежим. Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим, будет к нам стучать в окно.
И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (ДОЖДЬ)
На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.
В руках её не удержать и на коне не обогнать. (ВОДА)
Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде
В лужи, в море, в океане
И в водоворотном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом выползает
На плите у нас кипит
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить.
«Круговорот воды в природе»
Вариант1.
Жила была мама Тучка, и были у нее дети – Капельки. И захотелось им путешествовать.
Полетели Капельки на землю. Попрыгать, поиграть. Но им скучно стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой.
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большое море. Плавали капельки в море, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться.
А их солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
Вариант 2.
Есть на нашей планете озеро и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.
Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него.
И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у нее ни как не получалось. Она попросила о помощи ветер, он дул на воду, но у него ни чего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но капелька по-прежнему оставалась в озере.
Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако.
Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и падать в низ, так из облака пошел дождь.
Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко любопытные капельки поднимались в небо и все повторялось вновь, только капали они уже в новом месте.
Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие - круговорот воды в природе.
Берегите воду.
Вода
- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
С. Олегова
В качестве подкрепления полученных знаний можно провести эксперимент.
Круговорот воды в природе
Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»
Цель: Закрепление знаний о воде, о водоёмах и их обитателях.
Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:
1. Что такое вода? (Жидкость)
2. Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).
4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)
5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)
6. Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)
7. Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).
8. Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).
9. Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).
10. Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).
Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу»
Цель: закрепление полученных знаний о круговороте воды в природе.
Задачи
Коррекционно - образовательные:
- Формировать умение выполнять бег, не наталкиваясь друг на друга с согласованием движения рук и ног
- Формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку
- Совершенствовать знания по соединению попарно в одну линию, круг
- Закреплять координацию движений и ориентировку в помещении
Коррекционно - развивающие:
- Развивать движение разнообразных форм двигательной активности
- Развивать быстроту и ловкость
- Развивать слуховое внимание и умение двигаться по словам текста
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать дисциплинированность и активность
Материал: шапочки: Тучи, солнышка, диск с музыкой.
Ход занятия.
Ребята, сегодня я вам хочу предложить поиграть в игру «Ходят капельки по кругу». Я буду вашей мамой - Тучей. А вы все моими капельками.
(Включается музыка и идет дождь).
Воспитатель: Вы полетели путешествовать на землю.
Дети: Прыгают, бегают, играют свободно по всему залу.
Воспитатель: Но вот им стало скучно прыгать поодиночке, собрались они попарно и потекли маленькими веселыми ручейками.
(Смена музыки. Музыка ручейка).
Дети: капельки соединяются парами и составляют ручейки.
Воспитатель: Встретились ручейки и стали большой рекой.
(Смена музыки. Музыка реки)
Дети: Капельки соединяются в одну цепочку.
Воспитатель: Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой пребольшой океан.
(Смена музыки. Музыка океана).
Дети: Перестраиваются в хоровод и кружатся по кругу, затем приседают.
Воспитатель: Плавали они плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама –Тучка наказывала домой вернуться, а тут как раз солнышко пригрело (Показываю солнышко). Стали капельки легкими, потянулись вверх.
Дети: Присевшие дети поднимаются, а затем вытягивают руки вверх.
Воспитатель: испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме – Тучке.
Дети: Капельки подходят к маме – Тучке и она их обнимает.
Воспитатель: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались, теперь со мной побудьте. Я без вас соскучилась.
Результат
В процессе реализации проекта у детей расширились знания и представления о воде, ее свойствах, значимости для всего живого. Большинство детей были активны в познавательной, опытно-экспериментальной, продуктивной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда пополнилась альбомом с экологическими сказками, дидактическими играми «Где живёт вода?», «Что мы знаем о воде?», «Воздух, земля, вода», фигурками обитателей моря для макета, консультациями для родителей на тему «Игры с водой», «Вода в жизни ребёнка».
Продуктом стал макета «Обитатели моря», альбом «Для чего нужна вода», выставка рисунков и знаки «Берегите воду!», которые были размещены во всех группах МБДОУ.
,
Литература:
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова "Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие", ТЦ "Учитель", Воронеж 2004 год.
- Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова "Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста", Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007 г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. « Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». -М.: Творческий центр «Сфера»2002.-188 с
- Короткова Н. «Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников»,/ Журнал «Ребенок в детском саду» №4-2003 г.-с.11-22
- Короткова Н. «Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников»/ Журнал «Ребенок в детском саду» №5- 2003 г.-с 16-25
- Короткова Н. Познавательно- исследовательская деятельность старших дошкольников»/ Журнал «Ребенок в детском саду» №3-2003 г. – с. 4-13
- Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование, СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010 г.
- Материалы Интернет – сайтов
- Н. Ф. Рыжова «Наш дом – природа. Волшебница – вода» Москва, Интернет – сайты
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду».- М. 1999 г.
- О. Скорлупова "Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Вода" - М: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008 - 160 с.
- Савенков А. «Исследовательские методы обучения»// Журнал «Дошкольное воспитание» № 12-2005 г.-с. 3-11.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект "Отчего и почему: удивительные свойства воды"
Тип проекта: информационно - исследовательский, групповой. Вид проекта: Опытно - экспериментальный, краткосрочный.Участники проекта: воспитатели, дети 3 – 4 лет Условия реализаци...
Краткосрочный проект в старшей группе "Удивительный мир динозавров"
Познакомить детей с удивительными животными прошлого- динозаврами, с разнообразием видов динозавров и их внешними особенностями....
Проект на тему "Вода- удивительное вещество"
Вода —первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются...
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Этот удивительный космос»
Цель проекта: развивать и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать и обобщить знания детей о космосе....
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Удивительный мир космоса»
Краткая аннотация проекта: в данном проекте представлено знакомство с нашей планетой Земля, с космосом, освоением космоса, работой космонавтов. Реализация проекта осуществляется через игровые за...
Презентация проекта на тему "Вода - удивительное вещество"
Тема проекта актуальна, т.к. в современном мире вопросы воспитания экологической культуры дошкольников имеют особое значение....
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Этот удивительный космос»
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Этот удивительный космос»Цель: расширение представлений дошкольников о космосе, планетах, ученых – конструкторах ракет, космонавтах че...