Методическая разработка Растительный мир весной
методическая разработка по окружающему миру

Буйная Екатерина Александровна

Рекомендации для родителей на тему «Весна. Растительный и животный мир весной»

 

Познавательное развитие

Закрепить представления детей о весне, сезонных изменениях в растительном и животном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_rastitelnyy_mir_vesnoy.docx165.26 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей на тему «Весна. Растительный и животный мир весной»

Познавательное развитие

Закрепить представления детей о весне, сезонных изменениях в растительном и животном мире.

Март - первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему?(Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы).

Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? (Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель).

Что происходит в марте месяце с лесными обитателями? (Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц - под кустами.) Как ведут себя птицы в марте? Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач; зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».

Какой праздник мы отмечаем в марте? (Женский день.)

Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).

Почему говорят, что «апрель почками красен»? (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком)

Какие цветы расцветают в апреле? (Мать-и-мачеха, подснежники.)

Что делают в апреле лесные обитатели? (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы)

Какие насекомые появляются в апреле? (В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые).

Какие птицы прилетают в апреле? (В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север)

               Что делают в апреле люди? (Люди в апреле проращивают семена,       готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо.

 Вот когда в лесу начался весенний месяц — месяц песен и плясок! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего наш месяц май прозывают «месяц Ай!»? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! - какой морозец...

Расскажите о погоде в мае. (Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга).

-Почему май в народе называют «цветень»? (В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы.)

-Как еще называют май? (Песенником.) Почему? (Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами).

-Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.

Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде? В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы., подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук)

Подобрать как можно больше признаков к словам:

Солнце весной (какое?)  –  теплое, яркое, ласковое, весеннее

Небо весной (какое?)  –  светлое, ясное, голубое, чистое, безоблачное …

Снег весной (какой?)  –  темный, талый, липкий …

Ветер весной (какой?)  –  весенний, теплый, свежий …

Ручьи (какие?)  –  быстрые, чистые, звонкие,  прозрачные …  

Животный мир весной

Назвать животных , пробуждающихся от спячки.

Назвать детенышей животных, обитающих в наших лесах.

Назвать птиц, перезимовавших, и прилетающих на свою родину, их подготовку к           выведению потомства. 

Загадки:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной.)

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц ...(Март.)

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришел ...(Апрель.)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ...(Май.)

               Наконец река проснулась,

               С боку на бок повернулась

               Затрещал, ломаясь, лёд –

               Значит, скоро...(Ледоход.)

 

         

C:\Users\ййй\Desktop\grdiktant51.jpg

Речевое развитие

Рассмотреть картинки и иллюстрации с изображением признаков весны животных птиц,  почитать и обсудить произведения: сказки: «Заюшкина избушка», «У солнышка в гостях», произведения классической русской и зарубежной  литературы: З.Александрова «Одуванчик», Ю.Мориц «Ручеек», Э.Маркуш «Купание  вороненка».

Прослушать рассказ «Талая вода»

Пришла  весна.  Солнышко  греет.  Снег  тает.  Текут  ручейки.  Много  воды. Радуются  дети — можно  пускать  по  воде  лодочки,  шлёпать  по  лужам  в резиновых  сапогах.  Радуются   деревья  -  они   попьют   талой   воды   и   будут зеленеть   и   цвести.   Радуются   грачи  -  в   мокрой   земле   на   полях  много червяков.   Грачи   сыты.   Радуются   воробьи.   Они   пьют   воду,   купаются   в  лужах  и   громко  чирикают:  «Весна пришла!»

Ответить на вопросы:

  • •  После  какого  времени  года  наступает  весна? 
  • •  Что  делает  солнышко?
  • •  Что  происходит  со  снегом?
  • •  Кому  нужна  талая  вода?
  • •  Чему  радуются  дети?
  • •  Для  чего  нужна  вода  деревьям?
  • •  Почему  радуются  грачи?
  • •  Зачем  грачам  червяки?
  • •   Кто  купается  в  лужах?

Пересказать рассказ

Стихотворения для заучивания

 

Улетела ласточка
За тридевять земель…
Возвращайся, ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, ласточка,
Прилетит Весна!  
Борис  Заходер.

     

    Отшумела злая вьюга.

    Стала ночь короче дня.

    Тёплый ветер дует с юга,

    Капли падают, звеня.

    Солнце землю нагревая,

    Гонит с нашей горки лёд.

    Тает баба снеговая

    И ручьями слёзы льёт  Г. Лагздынь

              Окунулся до бровей

         В мелкой луже воробей.

         Хвостик, лапки замочив.

    Закричал с испугу:  Чи-и-в!

   А потом сидел на ветке.

    Хвастал серенькой соседке:

         Я отважный капитан,

    Переплыл весь океан!  Т. Петухова

Мнемотаблица «Весна»

Цель: Развитие связной речи, преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации), основных психических процессов – зрительно-пространственной памяти, внимания, образного и словесно-логического мышления; помогает овладению приёмами запоминания и составления рассказов.

Работа с мнемотаблицей:

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Перекодирование информации.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

C:\Users\ййй\Desktop\мнемотаблица.jpg

 Социально-коммуникативное

 Дидактическая игра «Когда это бывает?»

  • Сошли снега, шумит вода, день прибывает, когда это бывает? (Весной)
  • Пусты поля, мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)
  • Солнце печет, липа цветет. Рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом)
  • Снег на полях, лед на лугах, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

Игра «Запомни и повтори»

Проталина, тепло, половодье, лужи, ручьи, подснежник, почки, листья.

Игра «Можно – нельзя весной»

Сделать скворечники для скворцов. Бегать по лужам. Лепить снеговика. Плавать на льдинах. Пускать кораблики по лужам. Собирать урожай овощей и фруктов. Рвать одуванчики. Ходить в босоножках.

 Игра «Бывает – не бывает»

Дети пускают кораблики. С юга прилетели птицы. Люди убирают урожай.

Выглянуло ласковое солнышко. Мальчик катается на лыжах. Тают снеговики.

Реки покрываются льдом. Люди надевают шубы. На проталинах появились подснежники.

Игра «Какое слово не подходит?»

     Снегопад, снеготаяние, проталина, ледоход.

Возвращение, прилет, отлет, гнездование.

Игра «Подбери нужное слово»

Набухают….. (почки, бочки)

     Распускаются…… (листочки, нитки)

Журчит …. (ручей, вода)

Копают …. (землю, грядку)

Сажают ….. (рассаду, семена)

 Художественно-эстетическое воспитание

Прослушивание музыкального произведения Вивальди «Времена года»

Рисование «Весна пришла»:  привлечь к рисованию по впечатлениям рассказа о весне,  прочитанных произведений и наблюдаемых природных явлений.

C:\Users\ййй\Desktop\Без названия.jpg

Аппликация «Скворечник»: формировать представление о птицах весной и их жилищах,  развивать воображение, закреплять умение работать ножницам, учиться вырезать предметы разной формы и составлять из них композицию.

C:\Users\ййй\Desktop\скворечник.jpg

Физическое развитие

Утренняя гимнастика ежедневно!

Улыбаются все люди – весна, весна, весна!

(поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду – красна, красна,  красна.

(делают ритмичные повороты туловища)

По лугу,  лесу и поляне – идет , идет, идет!

(ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться – зовет, зовет, зовет.

(взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно звенит, звенит, звенит.

(ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит!

(потирают ладони)

Разносит запахи  повсюду цветов, цветов, цветов.

(делаю из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Детям о весне"

Рассказать детям что происходит с природой весной....

Методическая разработка к теме: "Весна-Красна"

Активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весение явления и поведение животных весной....

Методическая разработка " Зимушку провожаем-весну встречаем!"

Сценарий праздничного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Растительная аптека"

Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений, расширение знаний о лечебных свойствах растений, умение их различать и называть...