Современные подходы к условиям развития познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОО.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к условиям развития познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОО.

Консультация для педагогов.

                                                                        Подготовила: Рыбина С.И.

                                                                                                     воспитатель

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность удовлетворяет возрастным особенностям дошкольников. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественно-научных понятий знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Особенности организации детского экспериментирования в детском саду

Эксперимент должен быть непродолжителен по времени. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость). Необходимо учитывать право ребѐнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещѐ не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям).

Принципы построения развивающей среды для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:

Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости.

Принцип активности. В развивающей среде должна быть заложена возможность как для детей, так и для взрослых изменять ее внешний вид, оформление, определять местоположение материала, объектов.

Принцип эмоциональной насыщенности. Здесь рассматривается способность среды воздействовать на эмоции ребенка.

Принцип системности. Среда должна отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения, системе развития «от простого к сложному», основным принципам дизайна.

Принцип статичности – подвижности.

Принцип эмоционального благополучия и комфорта.

Принцип универсальности.

Рациональности.

Обновляемости материала.

Именной характер материала, т.е. наличие названия, маркировки или надписи (для читающих детей).

Основное содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности:

ЖИВАЯ ПРИРОДА

1. Растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве)

2. Строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией.

3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных.

4.Многообразие живых организмов, их приспособление: - к среде обитания; - к сезону; - экологической системе; - природной (климатической) зоне.

5.Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода).

6. Факторы неживой природы ( вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу.

7. Характерные особенности сезонов (времен года): - в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков.

 8. Характерные особенности экологических систем – зависимость живой и неживой природы.

9.Характерные особенности природно-климатических зон – взаимосвязь неживой и живой природы.

10. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы: - живая и неживая природа.

11. Представление о механизме приспособления, об эволюции животных и растений, о естественном отборе.

12. Характерные особенности растений и животных, позволяющие классифицировать и систематизировать их по разным признакам.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем.

2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое).

3. Планета Земля: - рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток.

4. Космос: - Солнечная система – планеты, спутники.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

1. Свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование.

2. Магнетизм, процесс намагничивания – размагничивания, компас.

3. Вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса.

4. Электричество (статическое), условия его возникновения, свойства электричества, материалы – проводники и изоляторы.

5. Звуки, их разнообразие, источники звуков, причины возникновения и исчезновения, эхо.

6. Тепло. Тепловые явления.

7. Движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому.

8. Время, день и ночь, дни недели, месяцы, календарь, часы.

ЧЕЛОВЕК

1. Человек – живой организм: - особенности строения человеческого тела.

2. Человек – пользователь природы.

 РУКОТВОРНЫЙ МИР

1. Предмет как таковой: - предмет и его признаки.

2. Предмет – результат деятельности человека.

3. Предмет- творение человеческой мысли.

Структура эксперимента:

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики экспериментирования.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"

В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Представление опыта работы по теме: "Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников".

Развивающая среда является одним из главнейших компонентов развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, экологических представлений.  В нашем саду одним из таких компоненто...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...

Мастер - класс для педагогов "Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников" в рамках реализации проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

С созданием метеостанции в детском саду появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и ...