Исследовательско-творческий проект
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект по исследовательской деятельности и эксперементированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelsko-_tvorcheskiy_proekt_v_sredney_gruppe_kapitoshka_.docx | 389.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края
Исследовательско – творческий проект
в средней группе
Составители воспитатели:
Сыпченко Е.И., Бутуханова Н.Е.
с. Кулунда
2020 г.
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Паспорт проекта.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Образовательная область: «Познание».
Основной вид деятельности: познавательно–исследовательская.
Области интеграции: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Коммуникативно-личностное развитие».
По форме реализации: групповой.
По содержанию: открытый.
Методы и средства реализации проекта: содержание данного проекта реализуется через оптимальное соотношение познавательной и опытно-экспериментальной деятельности, обусловленное собственной активностью детей, ориентированной на экологически грамотное поведение и деятельность в природе, в процессе взаимодействия со взрослыми.
Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: средняя группа
1.2 Актуальность
Мир детей – это удивительный мир почемучек. Ребята очень активные и любознательные! У них всегда много вопросов, на которые так хочется услышать интересный ответ, и подтверждение тому – безмерное любопытство и интерес к воде, ее «волшебным» свойствам. И не удивительно, ведь вода - это одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать, познавать окружающий мир, именно вода дает ребенку первую возможность для познания удивительного, необъяснимого мира неживой природы, а знания, добытые самостоятельно всегда являются более интересными и прочными.
3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Участие детей в проекте позволило им самостоятельно выявить свойства воды, узнать, что в ее состав входит кислород, развить познавательную активность и элементарные навыки опытно – экспериментальной деятельности.
Новизна проекта заключается в том, что в основу работы положен прием погружения в проблему, которая решается через непосредственное добывание детьми фактов путем познавательно – исследовательской деятельности.
1.3. Цели и задачи проектной деятельности
Объект исследования: вода.
Цель проекта: формирование представлений о свойствах воды.
Задачи проекта:
Образовательные:
- дать представления о значимой роли воды на Земле для всех живых существ (человека, животных, растений);
- выявить свойства воды (льется, принимает свойство сосуда, в который мы ее наливаем, жидкая, но если заморозить, становится твердой, прозрачной, не имеет вкуса);
- познакомить с составом воды (кислород);
- учить детей отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Развивающие:
- развивать наглядно-образное мышление;
-развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;
-развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к объектам и явлениям не живой природы;
-воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;
- воспитывать бережное отношение к воде (воду нужно беречь, после того как помыли руки, необходимо закрывать кран).
1.4. Принципы, которыми руководствуется педагог, осуществляя данный проект:
Принцип сознательности и активности:
Этот принцип требует глубокого осмысливания детьми изучаемого материала, понимание его сущности, причин возникновения различных явлений, умения сознательно применять знания на практике.
Глубокое осознание материала требует: активного восприятия и усвоения инициативы и самостоятельности, внимания и дисциплины.
Осмыслить изучаемое - это значит уметь объяснить его и уметь выразить свои знания в словах и понятиях.
Под активностью понимаю, прежде всего, умственную активность, т.е. активность мыслей детей, а т. к. мысли находят выражение в речи, то об активности можно судить по их речевой активности:
- количество задаваемых детьми вопросов,
- ответы на вопросы,
- пересказать своими словами, высказывать свои мысли суждения.
О сознательности усвоения можно говорить тогда, когда знания у детей выражены в точной, ясной, яркой словесной форме.
Для реализации принципа сознательности и активности я делаю:
- добиваемся понимания детьми целей и задач,
- привлекаем детей к формулированию правил и понятий,
- закрепляем знания на основе осмысленного повторения,
- ставим детей в такие условия, чтобы они сознательно применяли на практике свои знания и умения.
Принцип наглядности заключается в том, что мы создаем у детей ясное и конкретное представление об изучаемом предмете или явлении.
Значение наглядности: применение наглядности развивает мышление и речь облегчает переход от конкретного к образному помогает организовать восприятие и внимание.
Принцип наглядности реализую так:
- наглядность соответствует цели и задаче занятия,
- наглядность рационально сочетается со словом,
- занятие не перегружено наглядностью,
- четко выделяем главное и основное при показе, т.к. порой она содержит отвлекающие моменты,
- детально продумываем пояснения.
Принцип доступности означает - требования соответствия объема и степени трудности изучаемого материала возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста.
Реализую этот принцип так:
- определяем время для изучения,
- устанавливаем доступный для детей объем новых представлений, понятий, терминов,
- выбираем сложность практических заданий, приемов и методов обучения.
Для обеспечения доступности учебного материала при его изучении руководствуюсь следующими правилами:
- от известного к неизвестному,
- от близкого к далекому,
- от простого к сложному,
- от главного к второстепенному,
- от общего к частному,
- от конкретного к образному.
Принцип научности предполагает такое обучение, когда дети постоянно совершенствуют переход от явлений к сущности, от внешнего описания предмета к его сущности, от чувственного познания к понятийным формам мышления.
Развивая познавательно - исследовательскую деятельностью детей, соблюдаю следующие правила:
- обеспечиваем правильный переход мысли ребенка от явления к сущности, от внешних свойств к внутренним свойствам,
- находим возможность влияния научных знаний на развитие ребенка,
-используем учебный материал для глубокого объяснения действительности,
Принцип систематичности и последовательности означает внесение порядка в изучении предметов и явлений, обеспечивающих преемственность предыдущего и последующего материала.
С учетом этого принципа последующее всегда основывается на предыдущем, требует дальнейшего подкрепления. Систематичность и последовательность тесно связаны с принципом сознательности и активности. Те знания, которые сообщаются последовательно и в системе усваиваются быстро и сознательно, а то, что дается сумбурно, требует для усвоения большого труда. Ум ребенка формирует не разрозненные знания и случайные явления, а систему этих понятий.
Поэтому необходимость использования принципа систематичности и последовательности вытекает из существенных особенностей в нервной деятельности человека, заключается в том, что мозг лучше усваивает то, что находится в определенной системе.
Условия реализации таковы:
- правильно планируем всю учебную работу и в целом всего процесса,
- рационально распределяем материал по занятиям,
- логично выстраиваем каждое занятие и свое объяснение,
- знаем возможности воспитанников.
Принцип прочности знаний, умений и навыков означает необходимость вооружения детей такими знаниями, умениями, навыками, которые быстро и точно воспроизводятся, надолго сохраняются в памяти, умело применяются на практике, поэтому в обучение для обеспечения прочности усвоения материала используем повторения.
Исходя, из выше изложенного, можно сделать следующий вывод: обеспечить сознательное и активное усвоение знаний помогает наглядность. Прочно усваивается то, что подвергнуто переработки сознанием, осмысленно и правильно выражено в речи. Сознательное усвоено может быть лишь то, что доступно детям, т.е. соответствует их возрастным и индивидуальным особенностям, а также уровню подготовки. Систематизированные знания усваиваются прочно.
1.5 Результат проекта
Дети:
имеют элементарные представления:
- для поддержания жизни вода нужна всем живым существам (человеку, животным, растениям);
- знают свойства воды (льется, принимает свойство сосуда, в который мы ее наливаем, жидкая, но если заморозить, она станет твердая, прозрачная, не имеет вкуса);
- имеют представления, что в состав воды входит кислород;
- умеют видеть и выделять проблему эксперимента;
- умеют отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Родители:
- установлены партнерские отношения между родителями и педагогами;
- даны рекомендации по подбору интересного познавательного и наглядного материала;
- педагогическое просвещение родителей;
- подготовлена консультация «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в семье».
Педагоги:
- повышение уровня педагогической компетентности;
- профессиональный рост;
- повышение качества работы с детьми и родителями;
- оснащение познавательно - исследовательской мини лабораториии необходимыми материалами и оборудованием, для проведения опытов по изучению свойств воды.
2. Этапы реализации проекта
2.1 Организационный
Выявление знаний детей о воде, ее роли в жизни животных, растений, человека, ее свойствах и составе в ходе проведенных бесед, ознакомления с художественной литературой (русская народная сказка «По щучьему велению»).
Вопросы для диагностирования детей среднего дошкольного возраста1. Имеют представления о том, что вода для поддержания жизни нужна всем живым существам (человеку, растениям, животным).
2. Имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т.д.).
3. Знают о том, что вода не имеет цвета, запаха, формы.
4. Знают, что вода имеет вес, какие предметы легче, какие тяжелее воды.
5. Имеют представления о том, что в состав воды входит кислород.
6. Знают о том, что краска растворяется в воде.
7. Знают о том, что вода окрашивается.
8. Имеют представление о том, что вода отстаивается.
2.2 Основной этап:
Формы работы:
— оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;
— оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов;
— проведение НОД: Ребенок и окружающий мир, Развитие речи, Лепка, Рисование, Аппликация по теме проекта;
— дидактические игры, способствующие реализации цели проекта («кому нужна вода?» «где спряталась вода?», «маленькие человечки», «хорошо-плохо», «что было бы, если…», «тонет-не тонет»);
— наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;
— чтение художественной литературы: «Путешествие Капельки»,
«Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой
— беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», «Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»
— опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»);
Содержание образовательных областей:
Образовательная область | Содержание | Основные задачи | |
Социально-коммуникативное развитие | Совместная деятельность: • Беседы «Вода – источник жизни», «Какие источники воды ты знаешь?», «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?» | Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту) | |
Познавательное развитие | Образовательная деятельность: • ООД (познавательное развитие) «Путешествие с капелькой». | Формировать представления детей о свойствах и состояниях воды, ознаячении воды для всего живого. | |
Речевое развитие | Совместная деятельность: • Разучивание пословиц и поговорок о воде, отгадывание загадок | Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи). | |
Художественно-эстетическое развитие | Совместная деятельность: • Чтение рассказов «Жила-была река», Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели», | Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о воде. | |
Физическое развитие | Комплексы пальчиковых гимнастик «Дождик», «Рыбки». Подвижные игры «Ходит капелька по кругу», «Ручеек», «Рыболов», «Море волнуется», физкультминутки «На речке», «Дождик», «На море». | Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями. |
Заключительный этап:
-итоговое занятие по теме «Волшебница — вода»;
-оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы»;
-создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»;
-создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, буклеты, консультации.
Заключение
Анализируя проект, мы пришли к выводу, что данный проект актуален для реализации в группе детей среднего дошкольного возраста.
Этот проект значим для всех его участников: у детей будут сформированы навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширен запас знаний и представлений о свойствах воды и ее составе, об окружающем мире. Между родителями и педагогами будут установлены тесные и продуктивные партнерские взаимоотношения. У родителей воспитанников группы сформирован положительный интерес к познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско-творческий экологический проект «Солнечные лучики»
познавательное развитие...
Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода» в средней группе
Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода»Составители: воспитатель первой квалификационной категории Туманова Л.И.Участники проекта: воспитатели группы, дети средней...
Познавательно-исследовательский, творческо-информационный проект в старшей группе «Зимушка-зима!»
Актуальность проекта: Актуальность в том, чтобы сформировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, о том, как животные готовятся к зиме, о птицах, зимующих рядо...
Исследовательско - творческий краткосрочный проект «Будь здоров!»
Проект направлен на формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через систему знаний и представлений об окружающем мире, привлечение родителе к решению оздоровительных ...
Исследовательско-творческий педагогический проект в младшей группе «Снежинка-красавица».
Тип проекта: воспитательныйВид проекта: исследовательский с элементами творчества.Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.Длительность проекта: краткосро...
Методическая разработка познавательно-исследовательского, творческо-игрового, проекта в детском саду, младшей группы: «Тайна дождика»
ТТема нашей разработки достаточно актуальна для данного возраста,так как она подразумевает под собой общение с природой,познание тайн явлений природы.Участие детей в проекте позволит сформироват...
ПРОЕКТ «МИР КАМНЕЙ» информационно-познавательно-исследовательски-творческий долгосрочный проект
Паспорт проектаНаименование проекта«Мир камней».Заказчик Администрация МБДОУ «Детский сад «Островок»Ответственный за исполнение Собгайда П. Е - воспитатель перв...