Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Тема: «Поможем Матушке природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Загидуллина Лидия Анатольевна

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе

Тема: «Поможем Матушке природе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №2  "ИВУШКА" П.КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №2 «ИВУШКА»)

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе

Тема: «Поможем Матушке природе»

Воспитатель:  Загидуллина  Л.А.

15 декабря 2020 г.

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека, познакомить детей с системой очистки воды при помощи различных материалов.

 Задачи:

Образовательные: создавать условия для:

- развития познавательного интереса к миру природы;

- формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; 

- развития умений проводить несложные опыты с водой;

- обобщения представлений детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое» (Познавательное развитие);

- предупреждения утомляемости детей (Физическое развитие);

- активации словарного запаса детей: природа, насекомые, рыбы, помощь.

 - развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли (Речевое развитие) ;

- формирования навыков коллективного общения;

- формирования партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности;

- формирование представлений детей о свойствах бумаги: намокает в воде, становиться тяжелее (Социально-коммуникативное развитие);        

Воспитательные: создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Развивающие: создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

Подготовительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», чтение художественной литературы В.Бианки «Приключение муравьишки», проведение беседы «Лес и человек».

Материалы и оборудование для занятия:

 Аудио запись голоса птиц, звуки леса, шум воды, мультимедийный проектор, экран; карточки с правилами поведения в природе, изображение муравейника.камни с цифрами, мусорные корзинки, бумажные цветы, для опыта: стаканчики, фильтры (ватные диски, марля, ситечко, активированный уголь, плотная ткань, салфетка), банка с грязной водой, воронки, халаты и шапочки на всех детей.

Ход образовательной деятельности:

Звучит музыка лёгкая тихая. (аудиозапись № 1)

Воспитатель:

Собрались все дети в круг(встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И гостям мы улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся.(дети улыбаются и приветствуют гостей)

Воспитатель: Молодцы а теперь присаживайтесь на стульчики.

Сегодняшнее занятие я хочу начать с таких слов: «Я сорвала цветок , а он завял, я поймала бабочку, и она погибла, и тогда я поняла, что прикоснуться к красоте можно только сердцем…»

Дети, как вы понимаете эти слова?

Дети: Эти слова о природе, ею надо восхищаться, беречь.

(аудиозапись: голоса птиц, шум ветра…)

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами поговорим о природе. Как вы думаете что такое природа?

 Дети: Природа-это всё то, что нас окружает и не создано руками человека. 

Воспитатель: А какая природа бывает?

Дети: Природа бывает живая и не живая.

Воспитатель:  Скажите мне, что относиться к живой природе?

Дети: Живая природа – это люди, животные, растения, бактерии, грибы. К живой природе относиться все, что дышит, питается, размножается и умирает.

Воспитатель: А что относиться к неживой природе?

Дети: Неживая природа – это земля, вода, небо, воздух, осадки.

Неживая природа – это камни, песок, солнце, звезды, горы.

Воспитатель: А как вы думаете, может ли живая природа жить без неживой?

Дети: живая природа не может жить без неживой. Луна, солнце, почва, песок, вода, воздух мы пользуемся ими и не можем без них жить и существовать.

Воспитатель: верно. Кроме того, мы, как и животные и насекомые и рыбы, и растения дышим с ними одним воздухом, пьём воду и получаем пищу, значит мы можем назвать их нашими братьями.

Утром мне по электронной почте пришло необычное письмо. Посмотрите на экран. (слайд.1) Сейчас я вам его прочитаю.

«Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!

К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность. Они натворили много бед! Пострадали муравьи среди сосен и другие звери в лесу, рыбки в речке, погибают кувшинки. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших!

 Матушка природа»

Вот такая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в гости к матушке природе и помочь навести там порядок?

И отправимся мы с вами в лес. А что такое лес? Что растёт в лесу?

Дети: Лес – это, деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери…)

Воспитатель: Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц.

Ребята, леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут берёзы?

Дети: Березняк, берёзовая роща.

Воспитатель: А где растут ели, сосны?

Дети: Ельник, еловый лес, сосновый бор.

Воспитатель: А когда много дубов?

Дети: Дубрава.

Воспитатель: Ребята, а что такое смешанный лес?

Дети: Это лес где растут сосна, берёза, липа, дуб, клён, липа, рябина, ель и т.д.

       Но прежде чем отправиться в лес, нужно вспомнить правила поведения на природе. Давайте напомним друг другу, возьмите картинку и расскажите. (Дети рассказывают правила в стихах, показывают соответствующую картинку)

Воспитатель: Молодцы, вы всё знаете. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе?  

Воспитатель: Ну что, готовы? Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмёмся за руки, закроем глаза и дружно скажем:

«Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.»

(слайд 2) На экране появляется картинка леса.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот мы с вами и в лесу.

Физминутка «Путешествие в лес»

Здравствуй лес, прекрасный лес, Широко развести руки в стороны.

Полный сказок и чудес! Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Ты о чем шумишь листвою Руки подняты вверх. Выполнять покачивания вправо-влево.

Ночью темной, грозовою? Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над         бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Только в лес мы вошли – Маршировать.

Появились комары. Имитировать укусы комаров. Легко похлопывать по различным         участкам тела

Дальше по лесу шагаем, Маршировать.

И медведя мы встречаем. Раскачивание туловища из стороны в сторону.

Снова дальше мы идем – Маршировать.

Перед нами водоем! Руки в стороны.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее. Руки на поясе. Полуприседания с поворотом вправо-влево.

Раз-два, раз-два – Прыжки.

Позади теперь вода! Маршировать.

Руки выше поднимаем, Дышим ровно, глубоко.

Ветер дует нам в лицо – Руками махать себе на лицо.

Закачалось деревцо. Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево.

Ветер тише, тише, тише – Приседания, руки вперед.

Деревцо все выше, выше. Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встать на носки

Но закончилась игра, И на помощь нам пора!

 Воспитатель: Ребята давайте вспомним, кому нужна была наша помощь?

(слайд 3) На экране появляются муравьи.

– Что вы можете сказать о муравьях? Какие они?

Дети:- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять вес, который больше их в несколько раз.

Воспитатель:- Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей. Как называется дом у муравьёв? ( Муравейник) А из чего он сделан? И где находится?(Из палочек и хвойных иголочек, среди деревьев)

Воспитатель:- Дети, какую пользу приносят муравьи? (ответы детей)

Воспитатель:- Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья и так сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.

(слайд 4)

 – Ой, беда, беда, беда

Пропала муравьиная нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Ребята, давайте муравьям поможем,

Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

Д\и «Тропинка». (от 1 до 10)

Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядку от 1 до 10. Чтобы муравьи нашли дорогу домой. Справитесь?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием. Посмотрите муравьи довольны и благодарят вас.(аудиозапись №3), (слайд 6) 

А вот и речка, а в ней и рыбки о которых говорилось в письме.

Посмотрите какие они грустные! Ребята как вы думаете почему?

Дети: Вода в реке грязная.

Воспитатель: А почему она такой стала? Посмотрите, что это?

Дети: Это завод и свалка.

Воспитатель: Правильно. Труба с завода сливает в реку грязную воду, талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют её. Что мы можем посоветовать людям, чтобы река не загрязнялась.

Дети: Перерабатывать отходы.

Воспитатель: Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать и переработать мусор.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Воспитатель: А мы с вами можем очистить воду прямо сейчас. Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию. И захватим с собой воду из речки.

Воспитатель: Скажите, что нужно сделать прежде чем мы пройдем в мини-лабораторию? Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов?

Дети: необходимо надеть халаты и головные уборы, не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами.

Воспитатель: Ребята, когда очищают воду, то это значит – её фильтруют.

Значит, мы с вами сейчас что будем делать? (Фильтровать воду). Воду фильтруют с помощью фильтров. В качестве фильтров вы сегодня можете использовать: ситечко, ватные диски, марлю, уголь. У вас они лежат на столах. Попробуем отфильтровать воду разными способами и посмотрим, что из этого лучше очистит воду. На столах у вас баночки с грязной водой, воронки и стаканчики, куда будете сливать воду через фильтр.

(Дети по парам фильтруют воду.)

Давайте теперь сравним, после какого фильтра вода стала чище?

А что сделать, чтобы к нам в дом не попала загрязненная вода? (построить очистительные сооружения)

Вот так примерно, ребята происходит очистка воды в очистительных сооружениях, и мы в своих кранах получаем чистую воду.

Посмотрите наши рыбки немного повеселели  (слайд 7)

Воспитатель: Ой, ребята, а вот и кувшинки. Им нужна помощь. Что с ними? Как им помочь? Кто-то выбросил их на берег.

Дети: Они погибают, их надо опустить в воду.

Продуктивная деятельность «Цветы лотоса».
У изготовленных детьми цветов лотоса закручиваются лепестки к центру при помощи карандаша. Затем дети опускают лотосы на воду, налитую в емкость.
Воспитатель: Возьмите каждый по цветку и опустите в воду. Ребята, что происходит с цветами? (ответы детей) Лепестки цветов начинают распускаться (бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки раскрываются). (слайд 8)

Заключительная часть

Воспитатель: Ну вот мы всем и помогли.

Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Встаём в круг) Давайте закроем глаза и скажем:

 "Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей"

Открываем глаза мы с вами в саду.

Воспитатель: Посмотрите ребята, а у нам опять по электронной почте пришло письмо

 ( слайд 9)

«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я официально назначаю вас защитниками природы и высылаю вам эмблемы. До новых встреч!

Матушка Природа»

Воспитатель: Ребята ну раз мы теперь защитники природы, то и дальше будем спешить на помощь  к братьям нашим меньшим, правда?

А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие? Что больше вам понравилось?  (аудиозапись  №4)

А в заключении занятия давайте обратимся ко всем людям:

Берегите травы, речку, лес и поле
Не держите птиц, пожалуйста, в неволе,
Посмотрите, как красиво все кругом,
Ведь природа – это тоже чей-то дом

Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,

И, конечно, нашу Землю берегите!

Пусть рассвет встречает небо голубое,
Будет легче на Земле нам жить с тобою!

Берегите эти земли, эти ветры!
Даже малую былиночку любя, 
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Ребята, я хотела поблагодарить вас за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе "Мы друзья природы"

Конспект-викторина открытого занятия по экологии в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Природа — наш общий дом»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Природа — наш общий дом»...

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе "Экоринг "Знатоки природы"

Открытое занятие по экологии для родителей с использованием презентации, выполненной в Power Point....

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»МБДОУ №10 г. Сафоново.Воспитатель: Старовойтова Юлия НиколаевнаЦель: Познакомить детей с явление...

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе с применением ИКТ «В гостях у Феи Природы»

Цель экологического образования — на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению...