Конспект экологической викторины "Природа вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Валерьевна Мошкова

Экологическое воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologicheskoy_viktoriny.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экологической викторины "Природа вокруг нас" для подготовительной группы (из опыта работы)

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины

Задачи:

  • Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.
  • Упражнять в умении различать деревья нашего края на слух по описанию.
  • Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению.
  • Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
  • Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
  • Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: магнитная доска с магнитами, буквы для выкладывания ответов на загадки, карточки с зимующими и перелетными птицами, карточки с грибами, карточки с вопросами для двух команд, «загадочные объявления».

Ход мероприятия

Ведущий. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды. Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Каждый правильный ответ будет оцениваться баллом. После проведения викторины мы подсчитаем количество баллов и определим победителя игры. Итак, представляем команды: «Друзья природы» (капитан команды) и «Юные экологи»(капитан команды)

Разминка команд. Игра: «Назови быстро».

Команда «Друзья природы»: слушайте

  1. Белобокая птица. (Сорока)
  2. Какое растение может нас обжечь? (Крапива)
  3. Новогоднее дерево. (Елка)
  4. Время года, когда просыпается природа. (Весна)
  5. Лошадь в тельняшке. (Зебра)
  6. Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
  7. Как называется домашний родственник зайца? (Кролик) 

Команда «Юные экологи»:

  1. Дикий родственник свиньи. (Кабан)
  2. Как называется жилище медведя? (Берлога)
  3. Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
  4. Красногрудая птица. (Снегирь)
  5. Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
  6. Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
  7. Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер) 

С разминкой команды справились. Переходим к первому заданию. Вы должны на слух по описанию узнать и назвать знакомые вам деревья. По три дерева каждой команде.

Команда «Друзья природы».

– Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.) 

- Это дерево с раскидистой, плотной, равномерной кроной. Ствол у взрослых деревьев очень мощный, обычно прямой. Цветет в начале мая, после цветов появляются  плоды: зеленые, с многочисленными шипами, шаровидные коробочки, в каждой их которых содержится 1–3 блестящих, темно-коричневых семени. (Каштан)
- Кора этого дерева имеет серый оттенок. Диаметр дерева доходит до полутора метров. Листья крупные и жилистые, они имеют по пять лопастей с остроконечными долями. Осенью листья наливаются янтарным огнем, пока не опадут. Уже после листопада, семена, похожие на стрекоз, опадают, чтобы дать жизнь новым побегам.  (
Клен)

Команда «Юные экологи».

– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)

- это вечнозелёное хвойное дерево. У неё тёмно-серая кора и густая узко- или широко-конусовидная крона с жёсткой колючей хвоей. Шишки свисающие, продолговатые и растут на концах верхних ветвей. Это - дерево долгожитель, живёт она от 300 до 500 лет. (Ель)

– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.)

Второе задание: «Собери и расскажи».

Каждой команде  предлагается  картинка в целом и дается  собрать из разрезанных частей картинку с животным. Когда все детали собраны капитан составляет рассказ о животном.

Третье задание: Блиц- конкурс «Назови лишнее слово».

«Друзья природы»:

  1. Клен, липа, береза, ель, тополь.
  2. Белка, овца, лошадь, коза.
  3. Стрекоза, комар, муха, щука, кузнечик.

«Юные экологи»:

  1. Рябина, сосна, осина, тюльпан.
  2. Грач, акула, камбала, скумбрия.
  3. Лиса, корова, еж, заяц, волк.

Внимание! Переходим к конкурсу капитанов.

Отгадай загадку и напиши ответ. (Выложить ответ из букв.)

«Друзья природы »:

У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (
Лиса.)

«Юные экологи»:

В гору бегом
С горы кувырком. (
Заяц.)

Пока капитаны работают, мы с вами будем читать сказочные объявления: вы должны догадаться, какое животное написало объявление:

  1. Помогу всем, у кого сломался будильник! (Петух.)
  2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)
  3. Я самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! Настоятельно прошу: называть по имени и отчеству! Патрикеевной не называть! (Лиса.)
  4. Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.)
  5. Тому, кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно рощу новый! (Ящерица.)
  6. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Змея.)

Так, посмотрим, как капитаны справились со своей задачей. Молодцы. По одному баллу каждой команде. А сейчас давайте немного отдохнем!

Физкультминутка:

Ведущий.

Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. 
(Ходьба.)

Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. 
(На носочках.)

Пробирайся осторожно – 
Промочить здесь ноги можно. 
(Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. 
(Прыжки.)

Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. 
(Приседают.)

Будем медленно идти – 
Дождь настигнет нас в пути. 
(Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок.
(Ходьба.)

Пятое задание. Выбрать зимующих и перелетных птиц.

Воробей, синица, сорока, дятел, ворона, сова. Ласточка, соловей, скворец, утка, лебедь, журавль.

«Друзья природы»: зимующие птицы.
«
Юные экологи»: перелетные птицы.

Шестое задание. Назвать по пять насекомых.

Муравей, муха, кузнечик, пчела, оса, шмель, жук, божья коровка, майский жук, бабочка.

Седьмое задание. «Назови съедобные и несъедобные грибы»

Дети вытягивают карточки с изображением грибов и называют их.

Сыроежка, груздь, рыжик, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, волнушка, опята.

Мухомор, бледная поганка, ложные опята, дождевик.

 «Друзья природы»: съедобные
«
Юные экологи»: несъедобные

А сейчас давайте поиграем в игру «Маленькая птичка».

Надо внимательно следить, куда полетит птичка (указка с птичкой). Не поворачивая голову, следить одними глазами: вправо, влево, вверх, на нос, вперед. Два раза.

Восьмое задание: «Составь пищевую цепочку». Что нужно животным для жизнеобеспечения? Кто чем питается? Детям предлагаются картинки с изображением растений, животных, птиц, насекомых, живущих в лесу.

Девятое задание:  А теперь предлагаю решить «Ягодный кроссворд».

 По горизонтали:

1.Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

2.На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)

3.Что за ягодки на кочке?

Осень им румянит щечки

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится – не даст простудиться.

Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)

 По вертикали:

4.На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (морошка)

5. Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника.)

6.Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (Малиной.)

Ведущий:

Игра подошла к концу. Ребята, хочу вас похвалить за выдержку, умение слушать друг друга. Вы сегодня показали свои знания о природе. Вы молодцы! Успешно прошли все этапы игры. Ну, а сейчас самый торжественный момент. Подсчитаем набранные баллы. И так со счетом «0-0» выигрывает команда..Награждение. Победила дружба.

Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе. (В.Орлов)

Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

конспект НОД "Предметы вокруг нас" для детей 3-4 лет

Конспект написан для проведения открытого занятия....

Конспект экскурсии "Весна вокруг нас" ( младшая группа )

Закрепление знаний о характерных особенностях деревьев, их отличии от кустарников и травянистых растений....

Конспект НОД "Модели вокруг нас" (подготовительная группа)

НОД по экологии с использованием разнообразных пространственных и графических моделей (подготовительная группа). Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует ег...

СЦЕНАРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА «ВОКРУГ ЖИВОЙ ЕЛОЧКИ»

СЦЕНАРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА «ВОКРУГ ЖИВОЙ ЕЛОЧКИ»...

Конспект .Экологическая викторина «Природа вокруг нас»

Обобщение знаний детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины....

План-конспект экологической тропы "Мир вокруг нас"

План-конспект экологической тропы "Мир вокруг нас"...