календарь природы малышам
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)
Хотите,чтобы малыш понимал изменения в природе, знал и называл сезоны ? Прочтите эту информацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарь природы малышам | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 43 ПОСЁЛКА ВИШНЁВОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Дидактическое пособие «Календарь природы»
воспитателя Жильцовой Елены Григорьевны
Пояснительная записка
Календарь природы является методическим игровым пособием. Создан для систематического наблюдения сезонных изменений природы, ориентировки по временам года и знакомству со временем.
Соответствует ФГОС ДОУ и обеспечивает содержание программы в области «познавательное развитие». Отражает один из аспектов образовательной среды, т. е., непосредственно, предметно-пространственная развивающая среда.
Целью создания календаря природы было развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, познавательных интересов и способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий, развития мелкой моторики в игровой деятельности. Пособие предназначено для детей дошкольного возраста 2-4 лет. Данное дидактическое пособие является многофункциональным, может быть использовано в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, а также в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Ведение календаря природы позволяет решать задачи:
Образовательные: обогащать представления детей о предметах и явлениях окружающего мира; расширять кругозор и представления детей о сезонных изменениях в природе (весна, лето, осень, зима);
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, цветовое восприятие;
Воспитательные: воспитывать интерес к живой природе, окружающему миру.
Описание пособия.
Панно из фетра и ткани с пришитыми из липучки деталями (ствол дерева, земля, небо).
Съемные детали из фетра: солнце, облака (разных цветов для разных явлений природы (дождя, снега, пасмурной или ясной погоды, листья (желтые, красные и зеленые, трава, цветы, снежинки, птица и др. В правом углу поселилась Радуга, с её помощью помогаем детям запоминать ее цвета. Рядом находится термометр, где выставляется температура ( холодно, прохладно, тепло, жарко). Элементы крепятся с помощью липучек, пуговиц. Это очень удобно, можно отдельно снимать части календаря, и даже менять их местами. Не обойтись здесь и без игрового персонажа. В этой роли выступает Тетушка Сова. Календарь съёмный и часто использую его как игровое поле для дидактических игр «Когда это бывает?», «Что изменилось?», «Времена года», «Один - много» и другие.
Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.
Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.
Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 Марта и 1 Мая.
Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.
Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - День знаний.
И снова наступает зима...
Не забудьте обсудить и само понятие «времена года», что такое год. Детки часто путают «время года», «время суток», «неделя», «месяц» и просто «время», сразу разграничьте эти понятия.
Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.
Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев, и на каждое время года приходится по 3 месяца.
Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:
По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.
Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.
Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!
А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.
В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!
Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!
Ирина Гурина
Краткое описание игры. Игру можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Задачи:
- учить определять время года по его характерным признакам;
- упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что изображено на картинке и когда это бывает»;
- расширение и обогащения словарного запаса;
- развивать сенсорные навыки, мелкую моторику рук, память, внимание, логическое и образное мышление, пространственное представление.
- воспитывать бережное отношение к природе;
- учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе;
Принцип создания пособия:
1. Привлекательность для детей;
2. Доступность;
3. Многофункциональность;
4. Стимулирование познавательной активности детей.
Вариант 1
Игра «Составь картинку и расскажи»
Цель игры: развить уд етей мышление, воображение, речь.
Ход игры: детей спрашивают –«Какое сейчас время года?» и предлагают составить картинку, выбрав нужные детали из фетра. Затем воспитатель просит описать картинку.
Вариант 2
Игра «Что не так?»
Цель: развить речемыслительную деятельность ребенка – внимание, мышление, восприятие, связную речь.
Ход игры: Выбрав какое- либо время года, одна группа детей размещает несколько несоответствующих деталей или фигурок на панно и предлагает другим детям найти лишнее, объяснив свой выбор.
Вариант 3
Игра «Приметы зимы»
Задачи: обогащать знания детей о приметах зимы, обучать составлению сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».
Ход игры:
Воспитатель спрашивает: «Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы». Дети по очереди называют приметы зимы и выставляют на панно соответствующие детали названной приметы, составляя предложение. Например: «Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег».
Вариант 4
Игра «Когда это бывает?»
Задачи: закрепить знания о природных явлениях. Формировать представления о временах года, о месяцах.
Развитие внимания, зрительного восприятия.
Ход игры: Воспитатель предлагает разгадать загадки о временах года и подобрать детали из фетра, соответствующие определенному времени года. Вспомнить характерные особенности данного времени года.
Цель: развить у детей внимание, мышление, память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарь природы. Весна
автор Е.И. Жукова...
Проект "Календарь природы" по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с использованием народного календаря кукол- закруток.
Проект был реализован с целью повышения временных представлений старших дошкольников, для расширения развивающей предметно- пространственной среды.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17...
Образовательный проект «Театр природы: народные куклы в календаре природы»
Презентация к проекту https://youtu.be/JehLoQ6rtTs Данный проект посвящен расширению временных представлений дошкольников через изучение народного календаря на примере кругового кален...
Календарь природы для малышей
Данный календарь природы сделан совместно педагогами первой младшей группы для малышей 2-3 лет. Содержит картинки, иллюстрации на тему : Зима, зимние развлечения и зимняя одежда детей, а также кар...
Календарь природы для малышей
Данный календарь природы сделан совместно педагогами первой младшей группы для малышей 2-3 лет. Содержит картинки, иллюстрации на тему : Зима, зимние развлечения и зимняя одежда детей, а также кар...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Волшебный календарь для малышей» с использованием наглядного моделирования
Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Волшебный календарь для малышей» с использованием наглядного моделирования...