Конспект «Моя семья»
план-конспект по окружающему миру

Сухомлина Наталья Владимировна

Конспект "моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект "Моя семья"18.01 КБ
Файл konspekt_zanyatiya_moya_semya.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Моя семья»  в средней группе.

Цель:  формировать у детей правильное представление о семье.

Задачи:

1.Образовательные: ввести понятие «семья», формирование правильного представления о семьи: роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата, сына, дочери; формирование представлений о трудовых обязанностей членов семьи.

  2. Развивающие: развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;  координировать речь с движением; развитие диалогической речи: умение участвовать в беседе, упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательной формы существительных, расширить словарный запас; развивать внимание, память, мышление.

 3. Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.

         Материал:  фотографии и рисунки «Моя семья», мяч, атрибуты к игре «Семейные вещи»: губная помада, галстук, очки, молоток,  газета, туалетная вода, пустышка, туфель, юбка, рубашка, шляпа, мячик, расчёска, сумка, вязальные спицы, клубок ниток и т.д.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

 Форма занятия: фронтальная.

 Методы и приёмы: беседа, наблюдение, рассматривание фотографий, рисунков, игры.

 Предварительная работа: рассматривание и обсуждение с детьми семейных фотографий и рисунков; беседа с детьми о семье; разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья», «Бабушка»; наблюдение и запоминание: «Кто как трудиться в нашей семье?»;  чтение художественной литературы о семье: сказок: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят»; стихотворений: творчество А.Барто «Было у бабушек сорок внучат», «Младший брат», «Я расту», работа с детьми: «Изготовление открытки для семьи»; работа с родителями: рисование рисунков «Моя семья».

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем заходят в группу и встают в круг.

 - Ребята, давайте поздороваемся друг с другом:              

«Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг».

- Молодцы! Проходим и садимся на стульчики.

Презентация «Моя семья».

          - Друзья мои, посмотрите, сегодня у нас в группе установлена волшебная доска, но она здесь непросто так стоит, а хочет нам что-то показать, а Вы хотите, увидеть, что она для нас приготовила?

  (Индивидуальные ответы детей).

          - Тогда внимательно смотрим на экран.

            Показ презентации.

          - Ребята, а кого Вы увидели на волшебной доске?

                                                                           (Индивидуальные ответы детей).

         - И папу, маму, брата, сестру, дедушку, бабушку, а как можно их назвать одним словом?

                                                                            (Ответы детей: семья).

          Беседа о понятие «Семья».

- Правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они – это семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге.

         - Ребята, но, послушайте меня внимательно, в семье жить дружно очень важно. Старших надо слушаться, помогать им, а младших надо защищать, заботиться о них, жалеть. Запомнили?

                                                                             (Индивидуальные ответы детей).

          - Друзья мои, а сейчас мы с Вами встанем возле своих стульчиков и поиграем с нашими пальчиками в игру, которая называется «Моя семья».

«Моя семья»:

«Этот пальчик - дедушка,

                                                   Этот пальчик – бабушка,

                                                   Этот пальчик – папа,

                                                   Этот пальчик – мама,

                                                   Этот пальчик – я.

                                                   Вот и вся моя семья».

- Молодцы, присаживаемся на стульчики.

-Ребята, а теперь Вы расскажите мне о своей семье:

- Милана, подойди ко мне, пожалуйста, расскажи, с кем ты живёшь? Как зовут твоих всех членов семьи?

- Олег, а ты не хочешь рассказать о своей семье, тогда подойди ко мне? С кем ты живёшь? Как зовут маму, папу?

(Индивидуальные ответы детей).

- Друзья мои, а у кого есть брат или сестра, поднимите руки?

Дети выполняют задания.

-Вова, как зовут твоего брата? Он старше или младше тебя?

-Миша, как зовут твою сестру? Она старше или младше тебя?

(Индивидуальные ответы детей).

- Молодцы! Ребята, а теперь посмотрите, на меня, пожалуйста.

Воспитатель при помощи пальцев изображает очки.

- Что я такое изобразила?

(Ответы детей: очки).

- А кто носят очки?

(Ответы детей: бабушки).

- Правильно, друзья мои, а давайте мы с Вами вспомним «пальчиковую игру» про наших любимых бабушек:

«Бабушка»:

«Бабушка очки одела,

У стола на стул присела,

Только в книжку заглянула,

Улыбнулась и уснула».

- У кого есть бабушки и дедушки, поднимите руки?

Дети выполняют задания.

- Катя, а ты скажи нам, пожалуйста, как зовут твоего дедушку?

- Андрей, а как зовут твою бабушку?

(Индивидуальные ответы детей).

- Хорошо, когда есть бабушки и дедушки, они заботятся о Вас: и вкусно накормят, пожалеют и приласкают.

-Ребята, а теперь мы с Вами отдохнём немножко:

Физ.минутка: «Семейная зарядка»:

Осенью, зимой, весной и летом,

Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку:

Мама руки поднимает, опускает (руки вверх и вниз),

Папа приседает (приседание),

Повороты вправо – влево (повороты всем корпусом),

Делает мой братик Слава

Ну а я бегу на месте.

- Молодцы, присаживаемся на свои стульчики.

Дидактическая игра «Скажи ласково».

- Друзья мои, скажите мне, пожалуйста, как друг к другу обращаются в семье?

(Индивидуальные ответы детей).

- Правильно, в семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят.  А сейчас и мы с Вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково», и назовём всех своих членов семьи ласково, нежно, любя. Послушайте меня внимательно, я  буду называть  Вам слово, а Вы должны назвать это же слово, но только ласково.

Например: «Мама – мамочка…(мамуля)»;

Папа – папочка, папенька, папуля;

Дочь-доченька, дочурка;

Сын – сынок, сыночек;

Сестра – сестрёнка;

Брат – братишка;

Бабушка – бабуля;

Дед – дедушка, дедуля».

Дидактическая игра с мячом «Кто как трудиться в нашей семье?»

- Молодцы какие, всё Вы знаете, а сейчас я узнаю, кто и как трудиться в вашей семье? Встанем возле своих стульчиков. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а Вы должны будете поймать и сказать, кто же выполняет ту или иную обязанность у Вас в доме: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или Вы.

Например:

- ходит на работу? Кто?

(Ответы детей: мама, папа)

-готовит пищу?

- ходит в магазин за продуктами?

- учит уроки?

- вяжет носки, варежки?

- наводит  дома порядок: пылесосит, вытирает пыль, моет полы?

- играет в игрушки?

- Ребята, а Вы помогаете своим родителям по дому выполнять домашние обязанности?

(Индивидуальные ответы детей).

- Кто хочет рассказать, поднимите руки?

Дети выполняют задания.

- Никита,  давай начнём с тебя, расскажи нам, пожалуйста, как ты помогаешь своей маме? Что ты для этого делаешь?

- Лиза, а ты, не хочешь нам рассказать, как помогаешь своей маме? Что ты для этого делаешь?

- А теперь давайте послушаем Игорь, что он нам расскажет, как он помогает своим родителям?

(Индивидуальные ответы детей).

- Молодцы, какие же растут помощники у нас!

Игра «Семейные вещи».

- Друзья мои, нужна ваша помощь. Надо разобрать семейные вещи в чемодане. Вы будете подходить ко мне по одному и вынимать из чемодана по очереди вещи, и говорить, кому из членов семьи она принадлежит (губная помада, галстук, очки, молоток, газета, туалетная вода, пустышка, туфель, юбка, рубашка, шляпа, мяч, вязальные спицы, клубок ниток, расчёска и т.д.).

- Молодцы, славно потрудились, помогли разобрать семейные вещи.

- Ребята, посмотрите, какая у меня в руках красивая открытка. Какой цветочек Вы видите на открытке?

(Ответы детей: ромашка).

- Правильно, это «ромашка». А ромашка – это символ семьи. Давайте и мы с Вами сделаем такую же открытку только  для Вашей семьи. Проходим к столу и садимся на стульчики.

Дети выполняют задания.

Итог занятия:

- Друзья мои, а теперь подведём итог нашего занятия. О чём мы с Вами сегодня говорили? А что Вам больше всего понравилось или запомнилось?

(Индивидуальные ответы детей).

-  Правильно о семье: о маме, о папе, о бабушке с дедушкой, о брате с сестрой. Как хорошо, что у Вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Моя семья»  в средней группе.

Цель:  формировать у детей правильное представление о семье.

Задачи:

1.Образовательные: ввести понятие «семья», формирование правильного представления о семьи: роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата, сына, дочери; формирование представлений о трудовых обязанностей членов семьи.

  2. Развивающие: развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;  координировать речь с движением; развитие диалогической речи: умение участвовать в беседе, упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательной формы существительных, расширить словарный запас; развивать внимание, память, мышление.

 3. Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.

         Материал:  фотографии и рисунки «Моя семья», мяч, атрибуты к игре «Семейные вещи»: губная помада, галстук, очки, молоток,  газета, туалетная вода, пустышка, туфель, юбка, рубашка, шляпа, мячик, расчёска, сумка, вязальные спицы, клубок ниток и т.д.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

 Форма занятия: фронтальная.

 Методы и приёмы: беседа, наблюдение, рассматривание фотографий, рисунков, игры.

 Предварительная работа: рассматривание и обсуждение с детьми семейных фотографий и рисунков; беседа с детьми о семье; разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья», «Бабушка»; наблюдение и запоминание: «Кто как трудиться в нашей семье?»;  чтение художественной литературы о семье: сказок: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят»; стихотворений: творчество А.Барто «Было у бабушек сорок внучат», «Младший брат», «Я расту», работа с детьми: «Изготовление открытки для семьи»; работа с родителями: рисование рисунков «Моя семья».

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем заходят в группу и встают в круг.

 - Ребята, давайте поздороваемся друг с другом:              

«Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг».

- Молодцы! Проходим и садимся на стульчики.

Презентация «Моя семья».

          - Друзья мои, посмотрите, сегодня у нас в группе установлена волшебная доска, но она здесь непросто так стоит, а хочет нам что-то показать, а Вы хотите, увидеть, что она для нас приготовила?

  (Индивидуальные ответы детей).

          - Тогда внимательно смотрим на экран.

            Показ презентации.

          - Ребята, а кого Вы увидели на волшебной доске?

                                                                           (Индивидуальные ответы детей).

         - И папу, маму, брата, сестру, дедушку, бабушку, а как можно их назвать одним словом?

                                                                            (Ответы детей: семья).

          Беседа о понятие «Семья».

- Правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они – это семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге.

         - Ребята, но, послушайте меня внимательно, в семье жить дружно очень важно. Старших надо слушаться, помогать им, а младших надо защищать, заботиться о них, жалеть. Запомнили?

                                                                             (Индивидуальные ответы детей).

          - Друзья мои, а сейчас мы с Вами встанем возле своих стульчиков и поиграем с нашими пальчиками в игру, которая называется «Моя семья».

«Моя семья»:

«Этот пальчик - дедушка,

                                                   Этот пальчик – бабушка,

                                                   Этот пальчик – папа,

                                                   Этот пальчик – мама,

                                                   Этот пальчик – я.

                                                   Вот и вся моя семья».

- Молодцы, присаживаемся на стульчики.

-Ребята, а теперь Вы расскажите мне о своей семье:

- Милана, подойди ко мне, пожалуйста, расскажи, с кем ты живёшь? Как зовут твоих всех членов семьи?

- Олег, а ты не хочешь рассказать о своей семье, тогда подойди ко мне? С кем ты живёшь? Как зовут маму, папу?

(Индивидуальные ответы детей).

- Друзья мои, а у кого есть брат или сестра, поднимите руки?

Дети выполняют задания.

-Вова, как зовут твоего брата? Он старше или младше тебя?

-Миша, как зовут твою сестру? Она старше или младше тебя?

(Индивидуальные ответы детей).

- Молодцы! Ребята, а теперь посмотрите, на меня, пожалуйста.

Воспитатель при помощи пальцев изображает очки.

- Что я такое изобразила?

(Ответы детей: очки).

- А кто носят очки?

(Ответы детей: бабушки).

- Правильно, друзья мои, а давайте мы с Вами вспомним «пальчиковую игру» про наших любимых бабушек:

«Бабушка»:

«Бабушка очки одела,

У стола на стул присела,

Только в книжку заглянула,

Улыбнулась и уснула».

- У кого есть бабушки и дедушки, поднимите руки?

Дети выполняют задания.

- Катя, а ты скажи нам, пожалуйста, как зовут твоего дедушку?

- Андрей, а как зовут твою бабушку?

(Индивидуальные ответы детей).

- Хорошо, когда есть бабушки и дедушки, они заботятся о Вас: и вкусно накормят, пожалеют и приласкают.

-Ребята, а теперь мы с Вами отдохнём немножко:

Физ.минутка: «Семейная зарядка»:

Осенью, зимой, весной и летом,

Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку:

Мама руки поднимает, опускает (руки вверх и вниз),

Папа приседает (приседание),

Повороты вправо – влево (повороты всем корпусом),

Делает мой братик Слава

Ну а я бегу на месте.

- Молодцы, присаживаемся на свои стульчики.

Дидактическая игра «Скажи ласково».

- Друзья мои, скажите мне, пожалуйста, как друг к другу обращаются в семье?

(Индивидуальные ответы детей).

- Правильно, в семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят.  А сейчас и мы с Вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково», и назовём всех своих членов семьи ласково, нежно, любя. Послушайте меня внимательно, я  буду называть  Вам слово, а Вы должны назвать это же слово, но только ласково.

Например: «Мама – мамочка…(мамуля)»;

Папа – папочка, папенька, папуля;

Дочь-доченька, дочурка;

Сын – сынок, сыночек;

Сестра – сестрёнка;

Брат – братишка;

Бабушка – бабуля;

Дед – дедушка, дедуля».

Дидактическая игра с мячом «Кто как трудиться в нашей семье?»

- Молодцы какие, всё Вы знаете, а сейчас я узнаю, кто и как трудиться в вашей семье? Встанем возле своих стульчиков. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а Вы должны будете поймать и сказать, кто же выполняет ту или иную обязанность у Вас в доме: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или Вы.

Например:

- ходит на работу? Кто?

(Ответы детей: мама, папа)

-готовит пищу?

- ходит в магазин за продуктами?

- учит уроки?

- вяжет носки, варежки?

- наводит  дома порядок: пылесосит, вытирает пыль, моет полы?

- играет в игрушки?

- Ребята, а Вы помогаете своим родителям по дому выполнять домашние обязанности?

(Индивидуальные ответы детей).

- Кто хочет рассказать, поднимите руки?

Дети выполняют задания.

- Никита,  давай начнём с тебя, расскажи нам, пожалуйста, как ты помогаешь своей маме? Что ты для этого делаешь?

- Лиза, а ты, не хочешь нам рассказать, как помогаешь своей маме? Что ты для этого делаешь?

- А теперь давайте послушаем Игорь, что он нам расскажет, как он помогает своим родителям?

(Индивидуальные ответы детей).

- Молодцы, какие же растут помощники у нас!

Игра «Семейные вещи».

- Друзья мои, нужна ваша помощь. Надо разобрать семейные вещи в чемодане. Вы будете подходить ко мне по одному и вынимать из чемодана по очереди вещи, и говорить, кому из членов семьи она принадлежит (губная помада, галстук, очки, молоток, газета, туалетная вода, пустышка, туфель, юбка, рубашка, шляпа, мяч, вязальные спицы, клубок ниток, расчёска и т.д.).

- Молодцы, славно потрудились, помогли разобрать семейные вещи.

- Ребята, посмотрите, какая у меня в руках красивая открытка. Какой цветочек Вы видите на открытке?

(Ответы детей: ромашка).

- Правильно, это «ромашка». А ромашка – это символ семьи. Давайте и мы с Вами сделаем такую же открытку только  для Вашей семьи. Проходим к столу и садимся на стульчики.

Дети выполняют задания.

Итог занятия:

- Друзья мои, а теперь подведём итог нашего занятия. О чём мы с Вами сегодня говорили? А что Вам больше всего понравилось или запомнилось?

(Индивидуальные ответы детей).

-  Правильно о семье: о маме, о папе, о бабушке с дедушкой, о брате с сестрой. Как хорошо, что у Вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект посиделок «Семья домовёнка Кузи».

Конспект о том, как домовёнок Кузя выбирает себе семью, где он будет жить. В итоге он остаётся в детском саду у детей....

Конспект "Хоть семи еще нам нет, формируе мы бюджет"

Конспект для подготовительной группы...

конспект "Моя семья"

Образовательная область " Музыка"....

конспект" моя семья"

Конспект по развитию речи в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассмат...

конспект" моя семья"

Конспект по развитию речи в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассмат...

Конспект "Моя семья" средняя группа

Занятие для средней группы, включающее интеграцию образовательных областей: Познание, Социализацию, Коммуникацию, Физическую культуру, Чтение художественной литературы, Музыку....

Конспект"Моя семья"

Конспект Образовательной деятельности "Моя семья"...