ООД в подготовительной группе по ФЦКМ "Путешествие к Зимушке-Зиме"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Тупицына Евгения Викторовна

Задачи:

1.Образовательные:

• Расширять представления о зимних природных явлениях (образование снега);

• Закрепить явления неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели.);

• Уточнять знания об образе жизни диких животных зимой.

2.Развивающие:

• развивать познавательные способности детей;

• развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире;

3.Воспитательные:

• Воспитывать интерес к животному миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_s_prezint.docx415.6 КБ
Файл zima_s_prezint.docx517.99 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе зимой.

Задачи:

1.Образовательные:

• Расширять представления о зимних природных явлениях (образование снега);

• Закрепить явления неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели.);

• Уточнять знания об образе жизни диких животных зимой.

2.Развивающие:

• развивать познавательные способности детей;

• развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире;

3.Воспитательные:

• Воспитывать интерес к животному миру.

Методические приемы:

1. Наглядные (слайд-презентация).

2. Словесные (объяснение, вопрос).

3. Практические (игровые упражнения, опыт, игры)

Виды деятельности:

1. Игровая;

2. Коммуникативная;

3. Двигательная;

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций о зиме, зимних явлениях, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.

Материалы и оборудование: экран, компьютер, презентация.

Ход ООБ:

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам

Пусть каждый становиться добрым, доверчивым

Пусть доброе утро продлиться до вечера!

Воспитатель: Ребята, кто из вас любит путешествовать? Ответы детей.

И сегодня нас в гости пригласила сама госпожа Зимушка-Зима. Но вот задача как же нам к ней придти, мы ведь дороги не знаем, давайте посмотрим вокруг может быть мы найдем то, что нам подскажет и направит нас к Зимушке-Зиме.

Следы животных на снегу (разложены на ковре в группе)

А чьи это следы? (ответы детей)

C:\Users\admin\Desktop\природа для города\unnamed (1).jpg

А что вы знаете о зайце?

Ответы детей

Воспитатель: И зайчик предлагает вам поиграть. Готовы?

Игра «Без чего не бывает зимы?»

Воспитатель: Подумайте, без чего не бывает зимы?

Я начну предложения, а вы закончите

Зимы не бывает без……

(без снега, без мороза, без сугробов, без катания на санках, на коньках, на лыжах, без метели, без гололёда, без Нового года, без веселья, без игры в снежки, без подарков, без холода, без горки…)

Воспитатель: Совершенно верно.

Воспитатель: Но чтобы Зимушка-Зима нас дальше пустила в снежные владения, надо вспомнить зимние месяцы.

Игровое упражнение «Угадай месяц».

Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите зимний месяц, когда она в гостях у матушки Природы.

Справочный материал: Декабрь-первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

Январь-второй месяц зимы. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь»- так в народе говорят.

Февраль - последний месяц зимы. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул» В феврале, день становится длиннее.

Воспитатель: Молодцы, что вы вспомнили названия зимних месяцев, каких?

Воспитатель: А вот еще один след, посмотрите он куда-то нас ведет, пойдем, посмотрим (дети по следу спускаются в музыкальный зал). Ребята, а чей след нас привел сюда? Какое животное оставляет такой след на снегу?

C:\Users\admin\Desktop\природа для города\след лисы лучше.jpgC:\Users\admin\Desktop\природа для города\sled-lisy-na-snegu.jpg

Ответы детей. (след лисицы)

Воспитатель: И она нам оставила послание в виде загадок.

1. Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне…(мороз).

2. В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет …(иней).

3. Бел, да не сахар.

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится…(снег).

4. Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима).

Воспитатель: Молодцы! Совершенно верно. Вы справились с заданием.

И куда нам теперь нужно идти? Возле елок дети находят следы

C:\Users\admin\Desktop\природа для города\sled-volka-na-snegu.jpgC:\Users\admin\Desktop\природа для города\1431516917_91764224.jpg

Воспитатель: Ой, а это чьи следы?

Воспитатель: И следы волка нас привели к Зимушки-Зиме. А вот и сама красавица зима! Она приглашает нас отправиться в путешествие по чудесному зимнему лесу. Посмотрите, какая красота! (Слайд 2-7)

Воспитатель: В поле, в лесу расстелила зима по земле белый ковер и спрятала от морозов зверей. А как зимуют лесные жители, как живут звери зимой? (Слайд 8-12)

Воспитатель: Кажется, непогода разыгралась. Какие звуки вы слышите в зимнем лесу? (звуки ветра, метели, хруста снега под ногами)

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, почему снег хрустит под ногами?

(Ответы детей).

Тогда я приглашаю вас в лабораторию «Снеговичок». (слайд 13)

Но нам надо вспомнить правила поведения в лаборатории (Слайд 14)

C:\Users\Арсений\Desktop\эксперимент\картинки\правило-можно-и-нельзя.png

Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: Возьмем соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно снежинки вот они какие красавицы (Слайд 15)

-что общего у всех снежинок?

-А бывают ли одинаковые снежинки? (Слайд 16)

Воспитатель: А вот и сама Зимушка-Зима (слайд 17)

И она предлагает вам на память о таком замечательном путешествии нарисовать зимнюю снежинку цветным песком.

(Детям объясняется порядок выполнения работы: клеем аккуратно обвести контур рисунка, нанесённый на лист картона педагогом, густо посыпать песком, затем лишний песок стряхнуть в миску. Зимний рисунок, готов)

Воспитатель: Пока ребята делают снежинку, подводим итог путешествия

Чем запомнился вам поход в гости к Зимушке-Зимы?

А кому было трудно?

Литература

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-okruzhayuschemu-miru-v-podgotovitelnoi-grupe-zdravstvui-zimushka-zima.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/02/07/nod-v-podgotovitelnoy-gruppe-na-temu-zdravstvuy-zimushka

https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatija-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-mirom-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-zimushka-zima.html

https://noisefx.ruзвуки вьюги, метили, ветра, скрипа снега под ногами

https://urok.1sept.ru/articles/671397

https://www.google.com/картинки следа зимой зайца, лисицы, волка



Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе зимой.

Задачи:

1.Образовательные:

• Расширять представления о зимних природных явлениях (образование снега);

• Закрепить явления неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели.);

• Уточнять знания об образе жизни диких животных зимой.

Расширять представления о разнообразии зимующих птиц и способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.

2.Развивающие:

• развивать познавательные способности детей;

• развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире;

3.Воспитательные:

• Воспитывать интерес к животному миру.

• Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Методические приемы:

1. Наглядные (слайд-презентация).

2. Словесные (объяснение, вопрос).

3. Практические (игровые упражнения, опыт, игры)

Виды деятельности:

1. Игровая;

2. Коммуникативная;

3. Двигательная;

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций о зиме, зимних явлениях, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.

Материалы и оборудование: экран, компьютер, презентация.

Ход ООБ:

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам

Пусть каждый становиться добрым, доверчивым

Пусть доброе утро продлиться до вечера!

Воспитатель: Ребята, кто из вас любит путешествовать? Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому мы отправимся в гости узнаем после того, как отгадаем зашифрованное слово, а помогут нам картинки, где первая буква слова и есть буква зашифрованного слова (слайд 1-4)

 

 

 

 

 (ЗИМА)

C:\Users\admin\Desktop\природа для города\unnamed.jpg

C:\Users\admin\Desktop\природа для города\00-19.jpg

C:\Users\admin\Desktop\природа для города\3bd2a7b9e8dcb106c1373af263d28d4c.jpg

C:\Users\admin\Desktop\природа для города\dfg-640x427.jpg

(айсберг)

C:\Users\admin\Desktop\природа для города\Iceberg-404966_1280.jpg

А чтобы нам было веселее идти в гости, мы с вами будем выполнять задания, играть. Ну что вы готовы?. И для начала нам надо закрыть глаза и произнести слова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Все, кто хочет погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

В зимнем царстве очутитесь! (Слайд 5 -9 зимний пейзаж)

Воспитатель: Но куда же нам идти, кто знает, давайте посмотрим вокруг может быть мы найдем то, что нам подскажет и направит нас к Зимушке-зиме.

Следы животных на снегу

Первый след(слайд10)

C:\Users\admin\Desktop\природа для города\unnamed (1).jpg

задание: Какие признаки зимы вы знаете? (Слайд 11-15 метель, снегопад, мороз, узоры на окошке, сугробы и т. д.) 

Игра «Без чего не бывает зимы?»

Воспитатель: Подумайте, без чего ещё не бывает зимы?

Я начну предложения, а вы закончите

Зимы не бывает без……

(без снега, без мороза, без сугробов, без катания на санках, на коньках, на лыжах, без метели, без гололёда, без Нового года, без веселья, без игры в снежки, без подарков, без холода, без горки…)

Воспитатель: Совершенно верно.

Воспитатель: Но чтобы Зимушка-зима нас дальше пустила в снежные владения, надо вспомнить зимние месяцы.

Игровое упражнение «Угадай месяц».

Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите зимний месяц, когда она в гостях у матушки Природы.

Справочный материал: Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь»- так в народе говорят.

Февраль -последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул» В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.

Воспитатель: Молодцы, что вы вспомнили названия зимних месяцев, каких?

Посмотрите еще след. А что за животное оставляет такой след? (слайд 16-17)

C:\Users\admin\Desktop\природа для города\след лисы лучше.jpg

C:\Users\admin\Desktop\природа для города\sled-lisy-na-snegu.jpg

Ответы детей. (след лисицы)

Воспитатель: И она нам оставила послание в виде загадок.

1. Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне…(мороз).

2. В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет …(иней).

3. Бел, да не сахар.

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится…(снег).

4. Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима).

Воспитатель: Молодцы! Совершенно верно. Вы справились с заданием.

Физкультминутка «Зимняя прогулка».

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком –

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

C:\Users\admin\Desktop\природа для города\sled-volka-na-snegu.jpg

C:\Users\admin\Desktop\природа для города\1431516917_91764224.jpg

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, а это чьи следы? (слайд 18-19 следы волка)

Воспитатель: И следы волка нас привели к Зимушки-Зиме.А вот и сама красавица зима! Она приглашает нас отправиться в путешествие по чудесному зимнему лесу. Посмотрите, какая красота! (Слайд 20-24)

Воспитатель: Кажется, непогода разыгралась. Какие звуки вы слышите в зимнем лесу? (звуки ветра, метели, хруста снега под ногами)

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, почему снег хрустит под ногами?

(Ответы детей). Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговичок».

Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. (Слайд 25)

Воспитатель: Рассмотрите внимательно снежинки и скажите, что общего у всех снежинок? А бывают ли одинаковые снежинки? (Слайд 26,27)

Воспитатель: А какая погода может быть зимой? 

игра «Какая погода может быть зимой?»

Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная).

Игра  «Что наделала зима?»

1. Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила).

2. Метель мела и все тропинки…– (замела).

1. Река покрылась льдом и всё      (заледенела).

2. Зима позвала и вьюгу и всё     (завьюжила).

Воспитатель: В поле, в лесу расстелила зима по земле белый ковер и спрятала от морозов зверей. А как зимуют лесные жители, как живут звери зимой? (Слайд 28-36)

Дети: Некоторые животные зимой спят. Это медведь, еж, барсук, бурундук. Другие животные заняты зимой добычей корма? (заяц, лиса, волк, кабан) (слайд 37-40)

Воспитатель: У нас зимуют не только звери, но и птицы. Каких зимующих птиц вы знаете? ( слайд 41-43) Так как зимой кругом лежит снег птицам очень сложно найти себе корм. Как можно помочь птицам?

Ответы детей

Воспитатель: Ну, вот и заканчивается наш поход в гости к Зимушке-Зиме. И она  предлагает вам на память о таком замечательном путешествии нарисовать зимнюю  снежинку солью.

(Детям объясняется порядок выполнения работы: клеем аккуратно обвести контур рисунка, нанесённый на лист картона педагогом, густо посыпать солью, затем лишнюю соль стряхнуть в миску. Зимний рисунок, готов)

Воспитатель: Все сделали? Ребята кому было понятно и интересно занятие поднимите перед собой лежащую снежинку, а у кого были затруднения не поднимают снежинку.

Литература

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-okruzhayuschemu-miru-v-podgotovitelnoi-grupe-zdravstvui-zimushka-zima.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/02/07/nod-v-podgotovitelnoy-gruppe-na-temu-zdravstvuy-zimushka

https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatija-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-mirom-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-zimushka-zima.html

https://www.google.com.картинки медведя в берлоге, заяц зимой, антарктида-айсберг, зимние игры детей, следы животных

https://noisefx.ruзвуки вьюги, метили, ветра, скрипа снега под ногами

https://urok.1sept.ru/articles/671397

https://www.google.com/картинки следа зимой зайца, лисицы, волка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "здравствуй зимушка-зима".

Нетрадиционная техника рисования, игровые, здоровьесберегающие технологии....

13календарное планирование подготовительная группа по теме«Здравствуй, Зимушка-Зима! "по ФГОС

Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима! Старшая группа Программное содержание: 1.Обогащение знаний детей об особенностях зимней погоды (лютый мороз, метель, заморозки, снегопады, пурга).2. Продолжение знаком...

Конспект зимнего развлечения в подготовительной группе на тему: «Здравствуй, зимушка – зима!»

Цель: воспитывать дружеские отношения в игре, умение действовать в коллективе согласованно, воспитывать волевые качества; развивать ловкость ,быстроту реакции, координацию движений, внимание ,настойчи...

Методическая разработка занятия по плаванию для подготовительной группы детского сада «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Занятие помогает совершенствовать способность детей проявлять выносливость и силу во время выполнения упражнений в воде, повышать активность и работоспособность детского организма....

занятия в подготовительной группе "Путешествие в царство Зимушки-зимы"

Занятия по развитию речи. На этом занятии дети должны уметь проявлять смекалку,уметь составлять рассказ по сюжетной картинке....

НОД в подготовительной группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"

Тема: «Здравствуй, зимушка - зима»Цель: закреплять  знания детей о зиме, зимних развлечениях; формировать познавательную активность.Задачи:Обучающие задачи: - углубить представления детей о зиме,...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи « Зимушка – зима»

Конспект итогового занятия   по развитию речи в подготовительной группе .Цель:   Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на  вопросы, активизировать с...