конспект занятия для старшей группы "Знатоки зимней природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

познавательное занятие для детей старшей группы о зимних признаках и явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_zimney_prirody.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Знатоки зимней природы»

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста.

Цель: Развитие мотивации детей к познанию окружающего мира и развитию творчества.

Задачи: Закрепить и расширить знания детей о зиме как времени года.

Способствовать эстетическому и нравственному развитию детей, формированию эмоционально-личностной сферы, культуры общения и поведения. Развивать память, мышление, устную речь, наблюдательность.

Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение, уметь видеть красоту этого времени года.

                                                Ход занятия

Воспитатель: /держит в руке приглашение/  Кто же приглашает нас в свои владения? /читает загадку/

«Кто поляны белит белым,

И на стёклах пишет мелом?

Шьёт пуховые перины,

Разукрасила витрины?»

                                                                         Зима.

Сегодня мы отправляемся в гости к зиме, узнаем что-то новое, поделимся своими знаниями.

                                  Песня о зиме

Ребенок: «С неба падают  снежинки, словно белые пушинки,

Покрывая всё кругом, мягким бархатным  ковром.

Солнце полно светлой ласки, всё блестит, как  в дивной сказке!

Пруд зеркальный  недвижим под покровом ледяным»

Воспитатель: Зима приготовила для вас испытания:

            1. «Зимние месяцы»

* У зимы есть три  сына , кто они? ( - зимние месяцы)

*Что нам поведают о себе зимние месяцы? Вы должны угадать, что это за месяц.

ДЕКАБРЬ:  Я- первый зимний месяц декабрь. Про меня говорят: студень, шапка зимы. Под моим тёплым  зимним покрывалом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь. Да и как им не спать, ведь в декабре самые короткие дни  и  длинные ночи.

ЯНВАРЬ: А я – середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега у меня много, поэтому под  снегом хорошо спать. В тёплых шубах  тоже  хорошо, а вот птичкам  в лесу и холодно, и голодно. Дети, вывешивайте кормушки, не  ленитесь подкладывать корм в кормушки.

ФЕВРАЛЬ: Ну, а я – третий зимний месяц, народное название – лютый. Я -  злой, холодный, ветреный, не хочется  уступать свои права. Я ведь последний месяц зимы. Метель часто  бушует  целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу всё оживает, блестит снег. Больно на него смотреть. Уже начали подавать голоса птички. Весна наступает мне на пятки.

/дети по приметам отгадывают названия месяцев/

- В каком месяце  длинные  ночи, короткие дни?

-Какой  месяц  богат метелями?

-А какой месяц самый морозный?

2. «Приметы зимы»

- А знаете ли вы главные приметы зимы? Отгадайте загадки

1. Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь, вода в руке.( снежинки)

2. Растёт она вниз головой. Не летом растёт , а зимой.

Но солнце её припечёт, растает она и умрёт. ( сосулька)

3. Невидимкой осторожной он является ко мне .

И рисует осторожно он узоры на окне. (мороз)

4. Без  досок, без топоров через речку мост готов.

Мост как синее стекло, скользко, весело, светло. (лёд)

5. И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт.( иней)

6. Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (метель)

7. Я как песчинка мал, а землю покрываю; я из воды, а с воздуха летаю;
Как пух лежу я на полях И как алмаз блещу при солнечных лучах. ( снег)

8. Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

  1. А что же такое снег?

Снежинки – это замёрзший водяной пар. Высоко над землёй, где царит холод, водяные пары  превращаются  в крохотные  льдинки, но это ещё не снежинки, они ещё очень малы. Но к одному кристаллику потянулись другие ледяные иголочки, и  появляется  удивительно красивая звёздочка. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. Падая  на землю, снежинки лепятся друг к другу, и если нет сильного мороза, образуют хлопья.

« Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки –балеринки,

         Мы  танцуем  день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок,

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крышу пухом замели.

Землю бархатом укрыли,

И от стужи сбереги.

Игра «Чья снежинка полетит дальше?»

  1. « Растения зимой»

/Ответить на вопрос и найти картинку/

1. Могучее дерево, плодами которого питаются кабаны, мыши? ( дуб)

2. Хвойное дерево, которое на зиму сбросило хвою ( лиственница)

3. Какое хвойное дерево осталось зимой зелёным? ( ель)

4. Древесину какого дерева используют для изготовления лыж? ( берёза)

5. Листья, ягоды этого кустарника используют для снятия температуры ( малина)

6. Корой этого дерева питаются зимой лоси и зайцы ( осина)

 Где же зимуют растения? Чем является для них снег?

(Укрывшись под снегом, снежная шуба защищает  от холода многолетние травы и посевы)

5 « Лесные жители»

Ответить на вопрос и найти картинку

1. Кто запасает на зиму грибы и орехи? ( белка)

2. Какой зверь накапливает за лето много жира и ложится спать? ( медведь)

3. какой зверь меняет окраску шерсти зимой? ( заяц)

4. На какое животное охотятся зимой лисы и совы? ( мыши)

5. Люди зовут его серым разбойником. Очень опасен зимой, так собираются в стаи и охотятся. ( волк)

6. Могучее лесное животное, зимой питается корой деревьев, старой травой. ( лось)

6. «Птицы зимой»

- А лес стоит загадочный, а лес стоит таинственный.

Безмолвна тишина. Зверушек и пичужек всех спрятала  зима.

- Куда пропали птицы, которые так радовали нас своим пением летом?

- Все ли птицы улетели?

-А хорошо ли вы знаете названия птиц?

                                                 /Ответы детей/

1.Зимой на ветках яблоки!

 Скорей их собери!

 И вдруг вспорхнули яблоки!

 Ведь это… (Снегири)

2. Трещала с самого утра:

“Пор-р-ра! Пор-р-ра!” А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (Сорока)

  1. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её… (Ворона)

4. Что за птица

Мороза не боится?

Хоть снега лежат везде,

У неё птенцы в гнезде. (Клёст)

5. Кто присел на толстый сук

И стучит: “Тук-тук, тук-тук!”? (Дятел)

Воспитатель: Ребята, а что для птиц страшнее всего зимой? (голод)

А как мы   можем помочь  птицам и спасти их? /ответы детей/

«Птичья столовая» /рассказывает ребенок/

Спозаранку   скачут птицы по  заснеженным ветвям.

               Желтогрудые синицы прилетают в  гости к нам.

Тинь-тень, тили-тень, всё короче зимний день,

                  Не успеешь пообедать – солнце село за плетень.

Ни комарика, ни мушки, всюду только снег да снег,

                     Хорошо , что нам кормушки сделал добрый человек!

Воспитатель: Зимой для птиц надо устраивать птичьи столовые  и  подкармливать  их.

У каждой команды есть список, где указаны различные продукты. Дети должны оставить только те, чем они будут кормить птиц зимой

Колбаса, сгущенка, семена трав, сало, семечки, чипсы, сухарики,

крупа, конфеты, семена арбуза, яблоки, пирожное.

 7. « Зимние забавы»

- Лес, поля, деревья оделись в новый наряд. Лес стоит, околдованный чародейкою зимою. Русские поэты очень любили  воспевать такие картины.

Ребята  расскажут  отрывки из произведений русских поэтов.

           /Дети читают стихи о зиме/

РЕФЛЕКСИЯ:

.

Игра «Что мы делаем зимой?»

Что мы делаем зимой,

Дай , дружок, ты мне ответ.

Слушайте внимательно,

Отвечая «да» иль «нет».

В снежки играем вместе с друзьями?

Грибы по лесу собираем сами?

С горки на санках катаемся?

В деревне на речке купаемся?

По лесу на лыжах бродим?

А много цветов находим?

В саду своём грядки копаем?

А с Дедом Морозом играем?

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, молодцы, ребята, многое запомнили о зиме. А на прогулке мы будем лепить снеговика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Зимний пейзаж"

Непосредственно - образовательная деятельность из цикла "Интегрированные занятия"...

Конспект занятия для старшей группы "ЗИМНИЙ ГОРОД"

ЗИМНИЙ ГОРОДКонспект занятия для старшей группы     Ход занятия:     Воспитатель: Послушайте строки стихотворения А.С.Пушкина.Пришла, рассыпалась, клокамиПовисл...

Конспект занятия в старшей группе "Зимние виды спорта"

В материале предоставлен конспект занятия для детей старшей группы "Зимние виды спорта"....

Конспект занятия в старшей группе "Зимняя сказка"

Конспект занятия по силуэтной аппликации с элементами рисования...

Конспект занятия в старшей группе по природе с элементами экологии «Зимующие птицы»

Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц, выявить экологические знания детей Задачи: Обучающие : учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему в...

конспект занятия в старшей группе "Зимние забавы"

изготовление коллажа "Зимние забавы"...

Конспект занятия в старшей группе «Я природе помогу, мусор весь я уберу»

Цель: Формирование у детей экологически грамотного и безопасного поведения в природеЗадачи:Образовательные:- Формировать умение классифицировать предметы посуды по их назначению (кухонная, столовая, ч...