конспект занятия для старшей группы "Зима. Зимние приметы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
"Зима. Зимние приметы".
Цель: Закрепить у детей знания о признаках зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
Задачи:
• Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.
• Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.
• Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.
• Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.
• Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
• Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.
Материал: Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
ХОД ЗАНЯТИЯ
/Дети сидят на стульчиках. На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».
Воспитатель: Здравствуй, гостья — зима!
Просим милости к нам,
Песни севера петь по лесам и степям.
Есть раздолье у нас — где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам и ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит,
Наша русская кровь на морозе горит!
Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой? Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?
/ Дети называют признаки зимы/:
- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.
- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.
- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.
- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние, некоторые звери впали в спячку /еж, медведь/.
- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.
Воспитатель: Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.
Ребята, а вы знаете, почему наступает зима? Тогда послушайте, Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света, поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.
• Почему зимой идет снег? Откуда он берется?
Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.
• Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?
Все снежинки разные: есть шести лучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.
• Как называется ветер со снегом? (метель)
Метель - это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.
• Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)
В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.
• Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)
В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папоротника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку, а некоторые на причудливых зверей и птиц.
Физкультминутка «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
На катке потом катались,
А ещё в снегу валялись,
Все в снегу мы в сад пришли,
Съели суп и спать легли.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме, а загадки
вы отгадывать умеете?
- Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь - ручеек. (снег)
2.Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
3.Кто, угадай - ка, седая хозяйка:
Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)
4.Кто мостит на реке мосток
Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)
5.И не снег, и не лед,
А серебром зимой деревья уберет. (иней)
Молодцы, ребята, а теперь мы поиграем.
/Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»/
*Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.
*Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)
* Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)
/Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»/
(хлопнуть в ладоши) :
Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.
Дидактическая игра «Где снежинки? »
/Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку мне искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.
Художественное творчество.
Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:
Снежинки пуховые, веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете в молчании лесном.
И землю устилаете блестящим серебром!
Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белой гуашью.
/ Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору)
Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского./
Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Зимний пейзаж"
Непосредственно - образовательная деятельность из цикла "Интегрированные занятия"...
Конспект занятия для старшей группы "ЗИМНИЙ ГОРОД"
ЗИМНИЙ ГОРОДКонспект занятия для старшей группы Ход занятия: Воспитатель: Послушайте строки стихотворения А.С.Пушкина.Пришла, рассыпалась, клокамиПовисл...
Конспект занятия в старшей группе "Зимние виды спорта"
В материале предоставлен конспект занятия для детей старшей группы "Зимние виды спорта"....
Конспект занятия в старшей группе "Зимняя сказка"
Конспект занятия по силуэтной аппликации с элементами рисования...
конспект занятия в старшей группе "Зимние забавы"
изготовление коллажа "Зимние забавы"...
Конспект занятия в старшей группе "Зимний калейдоскоп"
закрепить и расширить знания детей о зиме;учить по схеме предложения составлять предложения из трех, четырех слов, делать звуковой анализ слов;развивать познавательную активность, связную речь, вообра...
Конспект занятия в старшей группе "Зимние забавы"
Конспект занятия в старшей группе «Зимние забавы»...