Цикл бесед по тематической неделе "Подводный мир"
видеоурок по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Готовые беседы и ссылки на видеоролики для детей по теме недели "Подводный мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_besed_dlya_tematicheskoy_nedeli_po_podvodnomu_miru.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76
КОНСПЕКТ
Цикл бесед в подготовительной группе в рамках тематической недели
«Подводный мир и его обитатели»
Подготовила старший воспитатель
Ходаковская Марина Викторовна
Ангарск 2020
Беседа на тему: «Моря бывают разные»
Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (южное-тёплое, северное- холодное море, с разной концентрацией соли в воде). Все моря образуют мировой океан. Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память.
Ход беседы:
Воспитатель (держит в руках глобус): Отгадайте загадку, ребята
На ноге стоит одной,
Кружит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Воспитатель: А что он изображает? (Модель Земли)
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой? (Голубой). Почему? (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой).
Воспитатель: Что изображено голубой краской? (реки, моря, океаны, озера). Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша.
Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень. (демонстрация сайда «Земля из космоса») А как вы думаете, почему Земля из космоса видна в голубом цвете? (Земля – это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода).
Рек, морей, озер, океанов много и они вместе составляют один большой, его называют Мировым океаном. А в соленых водах мирового океана живет множество обитателей этого мира.
Появляется золотая рыбка.
З.Р.: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я золотая рыбка. Как я рада, что оказалась в детском саду! Я хотела бы у вас немного погостить. Вы не против, ребята? (ответы детей) Думаю, мы подружимся!
Воспитатель: Конечно, Золотая рыбка! Наши дети очень гостеприимны и умеют дружить по настоящему.
З.Р.: А вы, ребята, знаете какие есть моря на нашей планете?( Ответы детей)
З.Р: На земном шаре существует много разных морей! У них очень интересные названия!
Воспитатель: Ребята, а давайте сами попробуем отыскать эти моря на нашем глобусе? А Золотая рыбка нам поможет. (Дети вместе с воспитателем и З.Р. рассматривают глобус и находят очертания морей и их названия: Чёрное море, Средиземное, Каспийское, Красное, Японское, Балтийское и т.д. Воспитатель даёт краткое объяснение, почему так называется то или иное море. На экране демонстрируются слайды)
З.Р.: Вот как много морей мы с вами нашли! Некоторые из этих морей очень холодные (слайд одного из северных морей), а некоторые очень тёплые. Например, Красное море, которое находится рядом с Африкой.(слайд) Ах! Как я люблю плавать в нём! А какие необыкновенно красивые рыбки живут в этих морях!
Воспитатель: Золотая рыбка, ты так много знаешь о морях! А чем же мы будем заниматься с детьми в течение этой морской недели?
З.Р.: Нас ждут увлекательные встречи. Мы познакомимся с морскими обитателями, будем рисовать их, слушать рассказы и сказки о море и, конечно же, играть!
Беседа: «Морские растения»
Есть видеоролик Ходаковской М.В. https://cloud.mail.ru/public/2fqc/jQywrdkAQ
З.Р. приходит в гости и приносит с собой альбом «Мир водорослей». Демонстрация слайдов по тематике беседы
З.Р.: Ребята, у вас в группе так много разных растений! А вы знаете, как они называются? А вы умеете за ними ухаживать?
З.Р: Видишь, З.Р., наши ребята любят растения, ухаживают за ними и поэтому они такие красивые и радуют нас и наших гостей!
З.Р.: Я тоже люблю растения. Мне очень нравится плавать в наших подводных садах! Там, конечно, нет таких ярких цветов и вообще растения не похожи на ваши, но всё равно они очень красивые!
Воспитатель: А что за растения растут у тебя в саду? Как они называются? Ребята, а может быть, вы знаете, что за растения растут в море? (водоросли)
З.Р.: Правильно. Это водоросли! Если у кого то дома есть аквариумы, то вы их видели.
Воспитатель: Водоросли все выглядят одинаково?
З.Р.: Конечно, нет! Вот посмотрите, я специально приготовила для вас картинки, что бы вы могли увидеть, какими разными и красивыми могут быть морские водоросли.
Водорослей очень много и они все разные: по цвету, форме, размеру.
Слово «водоросли» обозначает то, что это растения, живущие в воде. Но водоросли могут жить и на коре дерева, и на влажных камнях и на поверхности разных почв. У водорослей, в отличие от других растений, нет ни листьев, ни корней, ни цветов.
Воспитатель: Но как же они тогда удерживаются в море?
З.Р.: Есть очень, очень маленькие водоросли, которые просто плавают и странствуют по волнам морей и океанов. А есть водоросли которые прикрепляются ко дну специальными «якорями» и вырастают до 60 м . Иногда водоросли образуют целые леса!
Воспитатель: З.Р., а водоросли съедобны?
З.Р.: Конечно! Водоросли едят рыбы и другие морские обитатели. Есть даже водоросль, которую любят, есть люди. Она называется «Морская капуста». Она очень полезна для здоровья.
Беседа «Сокровище морей»
Видеоролик для детей «Как растет жемчуг» https://yandex.ru/video/preview/?text=познавательное%20видео%20для%20детей%20как%20растет%20жемчуг&path=wizard&parent-reqid=1607838435269288-760443639349068456100107-production-app-host-man-web-yp-139&wiz_type=vital&filmId=7150838240143047630
Видеоролик для детей «Как растет коралл» https://yandex.ru/video/preview/?text=познавательное%20видео%20для%20детей%20как%20растет%20коралл&path=wizard&parent-reqid=1607838773886551-361078103708261920100107-production-app-host-man-web-yp-12&wiz_type=vital&filmId=15795001057747950460
З.Р. приносит в группу украшения сделанные из жемчуга и кораллов.
З.Р.: Здравствуйте ребята! Посмотрите, какие красивые украшения можно сделать из даров моря..
Вот это ожерелье сделано из жемчуга, а вот этот браслет из кораллов.
Ребята, а вы знаете, откуда берётся жемчуг? Жемчуг рождается в море, на самом дне! Чтоб стать вот такой красивой горошинкой, жемчугу нужно очень много времени.
Воспитатель: З.Р., а откуда на дне морском появляется жемчуг?
З.Р.: На самом деле, в самом начале эта жемчужина была всего лишь маленькой песчинкой! Однажды она попала в ракушку. Вы знаете, кто живёт в ракушке? (моллюск) Верно. В ракушке песчинка постепенно, днём за днём обрастала специальным веществом, которое выделяет моллюск – перламутром. И вот однажды песчинка превратилась в жемчужину. Вот и всё!
Воспитатель: А как же жемчуг попадает к людям? Ребята, может быть, вы знаете?
З.Р.: Люди добывают жемчуг, опускаясь на дно моря. Они находят там ракушки, осторожно их открывают и забирают жемчуг.
Воспитатель: Добывать жемчуг оказывается очень трудно!
З.Р.: Да, это трудное и опасное дело. Поэтому настоящего жемчуга не так уж и много. Люди уже давно научились делать искусственный жемчуг.
Воспитатель: З.Р., а кораллы тоже растут в ракушках?
З.Р.: Нет, конечно! Кораллы это морские животные- полипы, которые растут колониями. Кораллы тоже живые! Видели бы вы, как они красиво колыхаются в море! Но когда коралл погибает, то он становится твёрдым! В морях встречаются даже коралловые рифы, о которые может разбиться даже самый крепкий корабль!
Беседа на тему: «Всё о ракушках»
Видеоролик для детей «Как образовываются ракушки»; https://yandex.ru/video/preview/?text=видеоролик%20для%20детей%20о%20ракушках&path=wizard&parent-reqid=1607839265549522-1393373431598932014400107-production-app-host-man-web-yp-241&wiz_type=vital&filmId=3742495989804142589
В группу входит З.Р. и приносит детям коллекцию ракушек. При рассматривании ракушек проводится беседа.
Ход беседы
З.Р.: Ребята, посмотрите, какая у меня прекрасная коллекция ракушек! Вы обратили внимание, что все ракушки разные? А чем они отличаются? (размером, формой, цветом)
Воспитатель: Ребята, выберите себе каждый одну ракушку, и мы попросим З.Р. рассказать нам о них.
З.Р.: Все ракушки разной формы и разного цвета – потому что они собраны в разных морях.
Вот эта, самая большая ракушка с множеством зубцов, нежного молочно-розового цвета, подобрана мною даже не в море, а в Тихом океане.
А эту ракушку – Рапан, вы, наверное, все узнали. Таких ракушек очень много в Чёрном море.
А эту пятнистую, продолговатую ракушку, я нашла в Средиземном море.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое ракушка? (в них прячутся рыбки)
Верно. Ракушка это домик, но не для рыб, а для моллюска – ещё одного морского обитателя! Свой домик Моллюск всегда носит с собой.
З.Р.: А вы, знаете, как появляется этот домик? Домик этот строит сам моллюск, а строит он его из известняка. Это разные осадки, которые оседают на морское дно - мелкий песок, камушки, крошки сломанных ракушек. Домик ракушка очень прочный и моллюск чувствует себя внутри ракушки очень защищённым.
С помощью ракушки можно даже здесь, далеко от моря, услышать, как плещутся морские волны. Хотите послушать? Тогда возьмите ракушку и приложите её отверстием к уху. Слышите? Это песнь моря.
Беседа «Какие бывают рыбы».
Видеоролик о многообразии рыб Ходаковской М.В.: https://cloud.mail.ru/public/3eCD/LXYQ3tHLK
З.Р.: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вам расскажу всё, что знаю о своих родственниках — рыбах.
Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.
А каких рыб вы знаете? (Ответы детей).
У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.
Кто может ответить, как передвигаются рыбы? Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.
Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.
Как и люди, рыбы могут дышать. Когда рыба глотает воду, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.
Рыбе легче плавать, если её тело имеет продолговатую форму, но иногда встречаются такие интересные рыбы, что их и описать сложно. У рыбы — меч верхняя челюсть похожа на меч. Тело рыбы — сабли напоминает саблю, а у нож — рыбы, как вы думаете, что? Верно, нож. Нож рыба умеет плавать хвостом вперёд.
Рыба — ёж покрыта длинными иголками. А рыба — землекоп любит покопаться в земле.
А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет!)
Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго.
Каких только рыб не существует в природе! Есть вытянутые, как карандаш, круглые, как шар, широкие и плоские, как блин, узкие и длинные, как ремень или кусок нитки. Одни рыбы мягкие, у других кожа твердая, как скорлупа грецкого ореха, третьи покрыты острыми шипами и колючками.
А расцветки! Ни один художник с самым богатым воображением не придумает таких сочетаний цветов, какими раскрасила рыб природа.
Форма тела рыб настолько разнообразна, что невозможно дать ей общую характеристику. Когда мы произносим слова «птица» и «зверь», то сразу же представляем себе в первом случае животное с крыльями, во втором — с четырьмя ногами. А про рыбу можно только сказать, что она живет в воде, форма же тела ее изумительно разнообразна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста
В конспекте представлено примерное содержание цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста, определены принципы отбора материала и его структурирования, осн...
Цикл бесед о музыке
Поэтапное проведение занятий в средней группе по слушанию музыки и развитию эмоциональной отзывчивости....
Цикл бесед" Уроки безопасности" для детей старшей группы
Цикл беседсоставлен для детей старшего возраста,где к ребятам приходят друзья бельчонок и зайчонок,которые своим поведением учат детей правильно поступать в различных чрезвычайных ситуациях....
Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы
уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....
Цикл бесед о профессиях
Данная работа пригодится педагогам для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, поможет расширить кругозор малышей, обогатить их жизненный опыт, сделать более яркими...
Цикл бесед "Уроки безопасности"
Цикл бесед "уроки безопасности. Образовательная область "Безопасность" . Темы бесед "Пожар", "Опасности на улице и во дворе", "Опасные ситуации"...
Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"
Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....