Лесные жители
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Формирование простейших связей между природными явлениями и поведением животных. Понятие о внешнем виде, жизни обитателей леса, их приспособлении к окружающей среде (меняют шубу, делают запасы, впадают в спячку). Ознакомление с детенышами диких животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnye_zhiteli_1.docx | 44.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательно-речевому развитию в 3 средней группе.
Программа: образовательная деятельность осуществляется по Рабочей программе дошкольного образования ГБДОУ № 16.
Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников: Воспитанники 4- 5 лет проявляют активность и любознательность. Способны устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Дети способны следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться, любят слушать новые сказки, стихи; участвуют в обсуждениях. Владеют соответствующими возрасту основными движениями, проявляют интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях. Дети умеют проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим, откликаются на эмоции близких людей и друзей. Дети способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Пытаются отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. У детей сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Тема: непрерывная образовательная деятельность в рамках комплексно-тематического планирования по теме: «Дикие животные».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Технологии:
- игровые технологии (жестовая, хороводная, речевые игры);
-загадки;
-здоровье сберегающая технология (динамическая пауза, физкультминутка);
- технология проблемного обучения (проблемные ситуации и вопросы);
-технология экспериментирования;
-икт.
Планируемый результат: эмоциональное благополучие детей; закрепление и расширение знаний об окружающем мире, на основе которых обогащается словарь детей.
Цель: Расширять представления детей о диких животных и среде их обитания. Активизировать словарь детей.
Задачи:
Образовательные: формировать простейшие связи между природными явлениями и поведением животных. Дать понятие о внешнем виде, жизни обитателей леса, их приспособлении к окружающей среде (меняют шубу, делают запасы, впадают в спячку). Узнавать и называть детенышей диких животных.
Развивающие: развивать речь детей, память, мышление, навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых образов, двигательного опыта, умения отгадывать загадки, экспериментировать.
Воспитательные: воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: коврик, магнитная доска, игрушки – ворона Каркуша, ёжик в корзине, муляжи фруктов и грибов, компьютер.
Демонстрационный материал: картинки о животных и их детенышах, белый лист бумаги, силуэты белого и серого зайца.
Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе, беседы о характерных признаках поздней осени, чтение сказок, загадок, стихов, рассматривание картин и иллюстраций о диких животных, дидактические, подвижные, жестовые игры.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Вводная часть:
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? На календаре последний месяц осени – ноябрь, скоро наступит настоящая зима.
Но мы холода не боимся. Какую одежду мы оденем, чтобы не замерзнуть, когда выйдем на улицу? (Ответы детей). Правильно.
Игровое упражнение:
Новые сапожки наденем мы на ножки (ногу вперед на пятку, «показать сапожки»)
Теплый шарф завяжем (руки перекрестно к шее)
Варежки наденем (поглаживание тыльных сторон ладоней)
И зиме мы скажем: (покачивание из стороны в сторону)
«Здравствуй, Зимушка-Зима, (вытянуть руки вперед, развести в стороны)
Не боимся мы тебя!» (прыжки на двух ногах с хлопками)
Основная часть:
Воспитатель: теперь нам не холодно. Хотите со мной отправиться в путешествие? Что такое путешествие? Когда люди отправляются на прогулку в далекие места – это называется путешествием. Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?
Дети: пешком, на машине (разные варианты ответов детей)
Воспитатель: можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде. Занятие у нас сегодня необычное, поэтому мы сегодня с вами полетим на волшебном коврике. Хотите оказаться в лесу? Садитесь и повторяйте за мной:
На волшебном коврике летим,
Лес осенний увидать хотим.
Наш волшебный коврик, поспеши!
На полянку опусти нас в тиши.
Воспитатель: вот, мы и прилетели. Смотрите, какая - то птица над нами кружится. Кто это? Правильно это Ворона Каркуша, она что-то нам хочет сказать.
Каркуша: ребята! Добро пожаловать в лес. Я видела, как вы себя вели в лесу. Мне понравилось, что дети в лесу не шумели, не пугали птиц, не ломали ветки, а только любовались лесом. Звери приглашают таких хороших детей к себе в гости.
Воспитатель: спасибо, Каркуша! Как тихо в лесу! Кажется, что в лесу никого нет, но это не так. В лесу много лесных жителей. Кто они? (ответы детей). А как можно назвать всех одним словом? (животные) А, как называются животные, которые живут в лесу? (дикие животные, звери). А где же они все, почему такая тишина? Оказывается, у зверей сейчас много забот, они готовятся к зиме. А как они готовятся? Что едят? Где живут? Вот об этом мы сейчас поговорим. Но сначала отгадайте загадку:
Всех боится он в лесу,
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц)
Воспитатель показывает картинки (презентация «Дикие животные и их детеныши»).
У зайца длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. Ему совсем не холодно, теплая шерстка согревает его в холоднее зимние дни. Заяц любят чистоту и порядок, каждый день умываются языком и причесывает шерстку лапами.
Воспитатель: где живет заяц? (нет у зайца дома, прячется он в лесной чаще, зарывшись в снег под кустом) Чем питается? (корой деревьев) Как называются детеныши зайца? . (Ответы детей.) Найдите картинку с зайчатами.
К сожалению, у зайчика есть враги, которых он боится - это лиса, волки, собаки, большие вороны, филины. Он (заяц) не умеет защищаться от врагов, поэтому ему приходится убегать. И это у него очень хорошо получается! Заяц быстро бегает и очень ловко прыгает.
Дети, посмотрите внимательно на зайца. На одной картинке заяц в серой шубке, а на другой в белой. Почему он поменял к зиме серую шубку на белую?
А сейчас посмотрите сюда (показывает белый лист бумаги и предлагает детям поочередно приложить к нему серый и белый силуэты зайца).
Дети обсуждают эксперимент и вместе с воспитателем делают вывод. (Помощь воспитателя.)
Да, ребята, к зиме шубка зайчика становится белой и теплой, чтобы он не замерзал и был не заметен в белом снегу.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о каком животном говорится в этой загадке?
Кто на ветке шишки грыз
И бросал скорлупки вниз?
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет? Сушит на зиму грибы? (ответы детей - белка)
Как готовится белка к зиме? (меняет шубку на серую и густую, готовит запасы еды).
Что любит белка? (орехи, грибы, шишки). Белка всегда делает запасы на зиму в разных местах, по всему лесу и запоминает эти места. Такая уж хорошая у белки память.
Какой у нее хвост? (длинный, пушистый, он помогает белке прыгать с ветки на ветку) Как называется домик белки? (дупло). Как зовут детенышей белки, покажите их на картинке (ответы детей).
Белки очень ловкие, потому что занимаются зарядкой, давайте покажем, как.
Физминутка: «Беличья зарядка»:
В лесной глуши на елке
Жили-были три бельчонка. (Потянуться)
Жили дружно, не тужили и с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах)
Вставали утром рано - рано,
Изображали обезьяну: (Руки поднести к ушам)
За ушки лапками хватались,
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться)
Лапками топали, (Ходьба на месте с притопом)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)
Воспитатель: А, это кто свернулся в клубочек? (достает игрушку Ёжика) Детки, да это же ежик! Расскажите, какой он? (колючий, круглый, серый) Давайте поздороваемся с ежиком!
Ёжик: Ребята! Хотите посмотреть, где я живу? Это мой домик – норка.
Приглашает детей посмотреть свою норку. (У Ёжика в норе сушеные яблоки, груши, грибы).
Воспитатель: ребята, что это за плоды у Ёжика? (Фрукты, грибы).
Ёжик, а зачем ты себе такие запасы сделал?
Ёжик: на зиму запасаюсь. Зима долгая, мою норку снегом заметет, в лесу никакой еды не найдешь, а в моей «кладовочке» всегда вкусная еда будет. И я могу спать спокойно до самой весны.
Воспитатель: молодец, Ёжик, всю осень трудился. Ежик, а что ты такой не веселый? Хочешь с нами поиграть?
–Я не умею! Научим детки ежика играть? Становись, ежик, в хоровод, а детки с тобой поиграют!
Хороводная игра «Ёжик»:
Жил в лесу колючий ежик, да – да – да,
Был он очень осторожный, да – да – да,
Не умел он хлопать, хлоп – хлоп- хлоп,
Не умел он топать, топ – топ – топ,
Не умел он прыгать, прыг – прыг – прыг,
Мог лишь носом шмыгать, шмыг – шмыг – шмыг.
А ребятки в лес пришли, да – да – да,
Ежика в лесу нашли! Да – да – да,
Научили хлопать, хлоп – хлоп- хлоп,
Научили топать, топ – топ – топ,
Научили прыгать, прыг – прыг – прыг,
Громче носом шмыгать, шмыг – шмыг – шмыг.
Воспитатель: Понравилось тебе ежик с нами играть?
Ёжик: очень понравилось! Я теперь обязательно научу своих деток так играть.
Воспитатель: а как у ежика деток зовут? (ежата).
Ребята, теперь отгадайте следующую загадку:
Косолапый и большой спит в берлоге он зимой.
А когда придет весна, просыпается от сна.
Любит шишки, любит мед.
Кто его нам назовет? (медведь)
У медведя тёплая мохнатая шуба. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы, поэтому его назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям.
Воспитатель показывает картинку, дети рассматривают. А вы знаете, как медведь готовится к зиме? Все лето и осень он ест много ягод, кореньев, грибов, меда, орехов, ловит рыбу в реке – накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под деревьями, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге тепло! Спит и лапу сосет.
Найдите на картинке детенышей медведя, как они называются? (ответы детей)
А теперь представьте, что вы зашли в дремучий лес и увидели, как идут на водопой звери. Что такое водопой? Куда звери ходят пить воду? (предположительные ответы детей)
Игра «На водопой»:
Как-то днем тропой лесной звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом),
За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая),
За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках),
За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед),
За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку),
За мамою белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)
За мамой зайчихой – косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах),
Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках),
Все мамы и дети напиться хотят!
Воспитатель:
Наше путешествие кончается,
И волшебный коврик расстилается.
На волшебном коврике летим,
Вот и лес остался позади.
В детский сад скорее мы спешим,
В нашу группу мы попасть хотим!
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду! Вам понравилась наша прогулка по лес? Вам было интересно узнать о лесных жителях? Лиза, что тебе запомнилось больше всего? А тебе, Петя? Скажите, почему заяц меняет серую шубку на белую? Как готовятся к зиме белки? Какие животные спят зимой?
Правильно, ребята! Зима животным не страшна, потому что все они хорошо к ней подготовились.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Петродворцового района Санкт- Петербурга
Конспект
непрерывной образовательной деятельности по развитию речи
в средней группе «Путешествие в лес».
Воспитатель 3 ср. гр. Васина Г.А.
Санкт- Петербург 2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
лесные жители
занятие в старшей логопедической группе...
Тематический вечер развлечений о ПДД в старшей группе "Приключение лесных жителей"
Дети всегда тянутся ко всему зрелищному, яркому, музыкальному, поэтому вечера развлечений, особенно тематические, надолго остаются в детской памяти. Данное мероприятие продолжает знакомить детей ...
Занятие по обучению чтению детей средней группы по методике Н.А. Зайцева Тема: "Лесные жители"
Цель:Привлечь внимание детей к кубикам;Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;Уточнять произнесение различных звуков в сочетаниях с гласными;Учить запоминать алгоритм про...
Конспект математической игры-развлечения "Лесной переполох" или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей.
Конспект математической игры-развлечения "Лесной переполох" или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей....
Сценарий проведения игры на лесной поляне «В гостях у лесных жителей» для воспитанников старших групп группы
Цель мероприятия: создание в ДОУ здоровьесберегающей среды как средства сохранения и укрепления здоровья всех воспитанников.Задачи:1. Создать благоприятный психологический климат в дошкольном коллекти...
Конспект Математической игры-развлечения "Лесной переполох" или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей.
Конспект математической игры-развлечения для старшей группы "Лесной переполох"...
Конспект Математической игры-развлечения "Лесной переполох" или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей.
Конспект Математической игры-развлечения "Лесной переполох" или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей....