НОД «Путешествие в прошлое часов» по ОО «Познавательное развитие» (Разделы: Окружающий мир и ФЭМП) в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Колесник Евгения Валентиновна

Конспект НОД "Путешествие в прошлое часов"  по ОО "Познавательное развитие" (Окружающий мир и ФЭМП) в подготовительной к школе группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП, Окружающий мир)

в подготовительной к школе группе

Тема: «Путешествие в прошлое часов»

Воспитатель: Колесник Е.В.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Задачи:

Образовательные задачи:

- продолжать формировать представление о понятии «время»;

- закреплять представления о видах часов;

- уточнять представления о стрелках часов, умение их различать;

- упражнять в умении определять время с точностью до часа, до получаса;

- формировать представление о способах измерения времени в прошлом, до появления часов;

- уточнять представления о песочных часах.

Развивающие  задачи:

- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, мышление, воображение;

- развивать умение определять время с точностью до часа, до получаса;

- развивать познавательный интерес;

- развивать диалогическую речь.

Воспитательные задачи:

- воспитывать нормы поведения на занятии: слушать воспитателя,  не отвлекаться, быть внимательными;

- воспитывать  доброжелательность, активность и самостоятельность при выполнении  заданий;

- воспитывать  доброжелательность.

Формы организации детей: групповая

Материал:

Демонстрационный: иллюстрация «солнце», стакан с водой, песочные часы (1 минутные), иллюстрация «огонь», мультимедийная презентация.

Раздаточный: разрезные картинки на тему «Виды часов» (настольные, наручные, электронные, вокзальные, будильник, настенные), макеты часов,

Ход:

Воспитатель и дети заходят в группу:

В: Давайте встанем с вами в круг,

Сколько радости вокруг

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В: Ребята, послушайте две загадки и отгадайте про что они:

                    Без ног, без крыльев оно,

                    Быстро летит, не догонишь его.

                    Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

Д: Это время

В: Правильно. А что вы знаете про время?

Д: Время нельзя увидеть глазами, потрогать руками. Время нельзя остановить, оно всегда движется вперед, его нельзя вернуть.

В: А можно ли измерить время?

Д: Да.

В: А зачем человеку знать, сколько сейчас время?

Д: Чтобы никуда не опаздывать. Все успевать делать.

В: Правильно. И люди придумали такой предмет, который показывает нам точное время. Назовите его.

Д: Это часы.

В: Правильно. Люди придумали много разных видов часов. Подойдите к столам и соберите из разрезных картинок виды часов.

Дети собирают и воспитатель просит детей назвать какие часы у них на картинке.

Д: У меня настольные часы, у меня наручные, у меня электронные, у меня вокзальные,  и т.д.

В: Вот сколько часов придумали люди. Что есть у всех часов, кроме электронных.

Д: Циферблат и стрелки.

В: Расскажите мне о стрелках?

Д: Они разные. Одна длинная, называется минутная стрелка. Другая короткая, называется

часовая стрелка.

В: Какая стрелка движется быстрее, а какая медленнее?

Дети отвечают.

В: А теперь назовите мне время на своих часах, которые вы собрали из разрезных картинок.

Дети определяют время на часах с точностью до часа.

В: Сережа, а почему ты решил, что твои часы показывают ровно три часа?

Д: Потому что большая минутная стрелка стоит на 12, а маленькая часовая – на цифре 3.

Воспитатель спрашивает еще 2-3 детей.

В: Молодцы!  А сейчас я буду читать вам стихотворение «Шла корова», а вы будете на макетах часов устанавливать время, про которое говорится в стихотворении. Возьмите макеты часов.

  1. Шла корова в полвторого (дети устанавливают  стрелки на макете часов)                      
  2. Жеребенка встретила  в половине третьего (устанавливают  стрелки на макете часов)                                                    
  3. А котенка пестрого – ровно в полчетвертого (устанавливают  стрелки на макете часов)                                                     
  4. Козлика рогатого – в половине пятого  (устанавливают  стрелки на макете часов)  
  5. А теленка - несмышленка, озорного, дорогого

А теленочка корова  повстречала в полвосьмого! (устанавливают  стрелки на макете)                              

  1.  Уложила спать его только в полдесятого! (устанавливают  стрелки на макете часов)

В: Молодцы! Скажите, как вы располагали минутную стрелку на своих часах?

Д: Минутную стрелку ставили ее на цифру 6.

В: А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Часы».

В: Руки на поясе, наклоняемся в стороны и произносим «Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так». А сейчас наши руки-стрелки сломались. Покажем, что они нуждаются в ремонте. (Дети делают произвольные движения руками.) Нас отремонтировали. Мы снова – часы. (Дети наклоняются и произносят «тик-так, …».) Игра проводится 3 раза.

В: А как вы думаете, как люди  определяли время раньше, когда не было часов?

В: Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами отправимся в путешествие прошлого часов.

Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором изображено «солнце».

В:  Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило  солнце – значит пора вставать, и так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на то, что тени от предметов  двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы (показывает слайд): вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на 12 равных частей. Каждая часть равнялась одному часу. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и как часовая стрелка, показывает время. Назывались эти часы солнечными. Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться? Почему?

Д: Нет, потому что этими часами можно пользоваться только в солнечный день. Нет солнца, значит нет тени.

 В: Правильно. И это было очень неудобно. Пойдемте к столу и узнаем как люди по-другому определяли время.

Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стакан с водой. 

 В: Ребята, что вы видите? Все вы знаете, что вода течет. А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течет? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах (показывает слайд). В высокий и узкий стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой поднимался. На стенках сосуда были сделаны черточки-отметки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Как вы думаете, удобными были такие водяные часы?

Дети отвечают.

В: Да, такие часы конечно работали не только в солнечный день, но и в ненастье, и ночью.

Но они также оказались неудобными, потому что требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Пойдемте дальше и узнаем какие еще часы придумали люди.

Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стоят песочные часы (1 минутные)

В: Эти часы вам уже знакомы. Мы часто пользуемся ими в группе. Как они называются?

Д: Песочные часы.

В: Как они устроены?

Д: Два стеклянных пузырька соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошла 1 минута. Часы переворачивают и счет времени продолжается.

В: Правильно. Но песочные часы бывают не только 1 минутные, но и 2-х минутные и 3-х минутные и 5-ти и 10-ти минутные. Они отличаются размером и количеством песка.

На песочных часах всегда отмечено  за сколько минут высыпается весь песок. Где люди пользуются песочными часами?

Д: В больнице. По этим часам больные получают лечебные процедуры.

В: Пойдемте дальше и узнаем какие еще часы придумали люди.

Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором картинка с изображением огня.

В: В давние времена люди пользовались и огненными часами. Были такие часы-свечи (показывает слайд). Брали огромную свечу, делили ее на 24 равные части (по количеству часов в сутках), нанося черточки-полоски. Свечу поджигали и она горела весь день. Выходит, про время можно сказать, что оно не только течет, но  еще и «сгорает». А еще размеченная свеча служила людям «будильником». В определенном месте люди втыкали булавку, к которой привязывали грузик - тяжелый предмет. Когда свеча догорала до этого места, грузик падал на металлический поднос или просто на пол – это означало прошел определенный отрезок времени. Такие особые часы - будильник использовали люди, совершая трудный и долгий путь в горах. Людям приходилось делать привалы, ночевать в горах. И такие часы будили путников.

В: Люди придумали и другие будильники. О них я вам расскажу в следующий раз. А наше путешествие подошло к концу. Скажите, о каких часах вы сегодня узнали? Какие часы вас удивили?

Дети отвечают.

В: Может быть когда-нибудь,  кто-нибудь из вас придумает новые часы, которых еще нет на свете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Зима недаром злится". В подготовительной к школе группе.

Сформировать  у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года.   Знакомить с народными приметами, пословицам...

Конспект образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему «Краски осени" для детей подготовительной к школе группы

Мною выбрана интеграция различных образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.Занятие имеет определенную структуру, выделяются тр...

Конспект ООД по ООПДО «От рождения до школы», Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной к школе группе.

1.Закреплять у детей имеющиеся знания о днях недели. Развивать вычислительные навыки. Упражнять в прямом и обратном счёте и отсчёте предметов по заданному числу, в соотношении количества предметов с ц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (разделы: музыка, художественно-продуктивная деятельность) для подготовительной к школе группы «А»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие", раздел "Ознакомление с миром природы"в подготовительной к школе группе на тему "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва".

Конспект НОД "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва" направлен на формирование представлений детей о Красной книге, растительном и животном мире, встречающимся на терр...

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений; шахматы» в подготовительной к школе группе. Тема НОД: «Путешествие в шахматное королевство»

Цель: выявить и закрепить уровень знаний детей о шахматах, по формированию элементарных математических представлений, учить детей выполнять математические задания с использованием шахмат.Задачи:О...