НОД «Путешествие в прошлое часов» по ОО «Познавательное развитие» (Разделы: Окружающий мир и ФЭМП) в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД "Путешествие в прошлое часов" по ОО "Познавательное развитие" (Окружающий мир и ФЭМП) в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Путешествие в прошлое часов" в подготовительной группе | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП, Окружающий мир)
в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие в прошлое часов»
Воспитатель: Колесник Е.В.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Задачи:
Образовательные задачи:
- продолжать формировать представление о понятии «время»;
- закреплять представления о видах часов;
- уточнять представления о стрелках часов, умение их различать;
- упражнять в умении определять время с точностью до часа, до получаса;
- формировать представление о способах измерения времени в прошлом, до появления часов;
- уточнять представления о песочных часах.
Развивающие задачи:
- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, мышление, воображение;
- развивать умение определять время с точностью до часа, до получаса;
- развивать познавательный интерес;
- развивать диалогическую речь.
Воспитательные задачи:
- воспитывать нормы поведения на занятии: слушать воспитателя, не отвлекаться, быть внимательными;
- воспитывать доброжелательность, активность и самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать доброжелательность.
Формы организации детей: групповая
Материал:
Демонстрационный: иллюстрация «солнце», стакан с водой, песочные часы (1 минутные), иллюстрация «огонь», мультимедийная презентация.
Раздаточный: разрезные картинки на тему «Виды часов» (настольные, наручные, электронные, вокзальные, будильник, настенные), макеты часов,
Ход:
Воспитатель и дети заходят в группу:
В: Давайте встанем с вами в круг,
Сколько радости вокруг
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В: Ребята, послушайте две загадки и отгадайте про что они:
Без ног, без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
Д: Это время
В: Правильно. А что вы знаете про время?
Д: Время нельзя увидеть глазами, потрогать руками. Время нельзя остановить, оно всегда движется вперед, его нельзя вернуть.
В: А можно ли измерить время?
Д: Да.
В: А зачем человеку знать, сколько сейчас время?
Д: Чтобы никуда не опаздывать. Все успевать делать.
В: Правильно. И люди придумали такой предмет, который показывает нам точное время. Назовите его.
Д: Это часы.
В: Правильно. Люди придумали много разных видов часов. Подойдите к столам и соберите из разрезных картинок виды часов.
Дети собирают и воспитатель просит детей назвать какие часы у них на картинке.
Д: У меня настольные часы, у меня наручные, у меня электронные, у меня вокзальные, и т.д.
В: Вот сколько часов придумали люди. Что есть у всех часов, кроме электронных.
Д: Циферблат и стрелки.
В: Расскажите мне о стрелках?
Д: Они разные. Одна длинная, называется минутная стрелка. Другая короткая, называется
часовая стрелка.
В: Какая стрелка движется быстрее, а какая медленнее?
Дети отвечают.
В: А теперь назовите мне время на своих часах, которые вы собрали из разрезных картинок.
Дети определяют время на часах с точностью до часа.
В: Сережа, а почему ты решил, что твои часы показывают ровно три часа?
Д: Потому что большая минутная стрелка стоит на 12, а маленькая часовая – на цифре 3.
Воспитатель спрашивает еще 2-3 детей.
В: Молодцы! А сейчас я буду читать вам стихотворение «Шла корова», а вы будете на макетах часов устанавливать время, про которое говорится в стихотворении. Возьмите макеты часов.
- Шла корова в полвторого (дети устанавливают стрелки на макете часов)
- Жеребенка встретила в половине третьего (устанавливают стрелки на макете часов)
- А котенка пестрого – ровно в полчетвертого (устанавливают стрелки на макете часов)
- Козлика рогатого – в половине пятого (устанавливают стрелки на макете часов)
- А теленка - несмышленка, озорного, дорогого
А теленочка корова повстречала в полвосьмого! (устанавливают стрелки на макете)
- Уложила спать его только в полдесятого! (устанавливают стрелки на макете часов)
В: Молодцы! Скажите, как вы располагали минутную стрелку на своих часах?
Д: Минутную стрелку ставили ее на цифру 6.
В: А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Часы».
В: Руки на поясе, наклоняемся в стороны и произносим «Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так». А сейчас наши руки-стрелки сломались. Покажем, что они нуждаются в ремонте. (Дети делают произвольные движения руками.) Нас отремонтировали. Мы снова – часы. (Дети наклоняются и произносят «тик-так, …».) Игра проводится 3 раза.
В: А как вы думаете, как люди определяли время раньше, когда не было часов?
В: Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами отправимся в путешествие прошлого часов.
Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором изображено «солнце».
В: Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце – значит пора вставать, и так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на то, что тени от предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы (показывает слайд): вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на 12 равных частей. Каждая часть равнялась одному часу. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и как часовая стрелка, показывает время. Назывались эти часы солнечными. Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться? Почему?
Д: Нет, потому что этими часами можно пользоваться только в солнечный день. Нет солнца, значит нет тени.
В: Правильно. И это было очень неудобно. Пойдемте к столу и узнаем как люди по-другому определяли время.
Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стакан с водой.
В: Ребята, что вы видите? Все вы знаете, что вода течет. А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течет? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах (показывает слайд). В высокий и узкий стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой поднимался. На стенках сосуда были сделаны черточки-отметки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Как вы думаете, удобными были такие водяные часы?
Дети отвечают.
В: Да, такие часы конечно работали не только в солнечный день, но и в ненастье, и ночью.
Но они также оказались неудобными, потому что требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Пойдемте дальше и узнаем какие еще часы придумали люди.
Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стоят песочные часы (1 минутные)
В: Эти часы вам уже знакомы. Мы часто пользуемся ими в группе. Как они называются?
Д: Песочные часы.
В: Как они устроены?
Д: Два стеклянных пузырька соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошла 1 минута. Часы переворачивают и счет времени продолжается.
В: Правильно. Но песочные часы бывают не только 1 минутные, но и 2-х минутные и 3-х минутные и 5-ти и 10-ти минутные. Они отличаются размером и количеством песка.
На песочных часах всегда отмечено за сколько минут высыпается весь песок. Где люди пользуются песочными часами?
Д: В больнице. По этим часам больные получают лечебные процедуры.
В: Пойдемте дальше и узнаем какие еще часы придумали люди.
Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором картинка с изображением огня.
В: В давние времена люди пользовались и огненными часами. Были такие часы-свечи (показывает слайд). Брали огромную свечу, делили ее на 24 равные части (по количеству часов в сутках), нанося черточки-полоски. Свечу поджигали и она горела весь день. Выходит, про время можно сказать, что оно не только течет, но еще и «сгорает». А еще размеченная свеча служила людям «будильником». В определенном месте люди втыкали булавку, к которой привязывали грузик - тяжелый предмет. Когда свеча догорала до этого места, грузик падал на металлический поднос или просто на пол – это означало прошел определенный отрезок времени. Такие особые часы - будильник использовали люди, совершая трудный и долгий путь в горах. Людям приходилось делать привалы, ночевать в горах. И такие часы будили путников.
В: Люди придумали и другие будильники. О них я вам расскажу в следующий раз. А наше путешествие подошло к концу. Скажите, о каких часах вы сегодня узнали? Какие часы вас удивили?
Дети отвечают.
В: Может быть когда-нибудь, кто-нибудь из вас придумает новые часы, которых еще нет на свете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Зима недаром злится". В подготовительной к школе группе.
Сформировать у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года. Знакомить с народными приметами, пословицам...
Конспект НОД по познавательному развитию "В гостях у Хозяйки Медной горы" подготовительная к школе группа
конспект о Южном Урале со стихами для детей...
Конспект образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему «Краски осени" для детей подготовительной к школе группы
Мною выбрана интеграция различных образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.Занятие имеет определенную структуру, выделяются тр...
Конспект ООД по ООПДО «От рождения до школы», Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной к школе группе.
1.Закреплять у детей имеющиеся знания о днях недели. Развивать вычислительные навыки. Упражнять в прямом и обратном счёте и отсчёте предметов по заданному числу, в соотношении количества предметов с ц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (разделы: музыка, художественно-продуктивная деятельность) для подготовительной к школе группы «А»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие", раздел "Ознакомление с миром природы"в подготовительной к школе группе на тему "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва".
Конспект НОД "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва" направлен на формирование представлений детей о Красной книге, растительном и животном мире, встречающимся на терр...
Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений; шахматы» в подготовительной к школе группе. Тема НОД: «Путешествие в шахматное королевство»
Цель: выявить и закрепить уровень знаний детей о шахматах, по формированию элементарных математических представлений, учить детей выполнять математические задания с использованием шахмат.Задачи:О...