"ВОЛШЕБНЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Васильева Ирина Игоревна

Цель:

  • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;
  • работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;
  • развивать быстроту мышления, творческое воображение;
  • продолжить формирование интереса к познанию своего тела;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Предварительная работа:

  • беседы об органах чувств у животных и человека;
  • чтение художественной литературы: “Мойдодыр”, “Доктор Айболит” К.И. Чуковского, “Неболейка” И. Семеновой;
  • сюжетно-ролевые игры “Больница”, “Кабинет окулиста”.

Материал и оборудование:

  • платок для завязывания глаз, поднос, тарелочки, “чудесный мешочек”, набор мелких предметов; фрукты, музыкальные инструменты.

 

Ход занятия

Воспитатель: дети, послушайте загадку:

Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят... (Глаза.)

– Ребята, а зачем человеку глаза?

Дети: чтобы видеть

Воспитатель: как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?

Дети: нам бы пришлось очень тяжело.

Воспитатель: как называют человека, который не видит?

Дети: слепой

Воспитатель: как можно помочь этому человеку?

Дети: помочь перейти дорогу, подать руку, предметы.

Воспитатель: послушайте стихотворение:

Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице две пары глаз?

Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко,
Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!

Воспитатель предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза:

– Скажи, что у меня в руках?

(Ребенок не знает.)

– А что я делаю?

(Воспитатель делает 2–3 бесшумных действия. Ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может.)

– Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза?

(Ответ ребенка; его дополняют другие дети.)

–  Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?

Дети: нам пришлось бы плохо.

Воспитатель: природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах (домиках). Закрывает этот “дом” специальная “дверца” под названием – веко. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.

В процессе рассказа воспитатель предлагает разглядеть (потрогать) глазные впадины, веки, брови, ресницы, поводить глазами вправо, влево, вверх, вниз.

– А сейчас давайте убедимся еще раз, можно ли обойтись без глаз?

Мы с вами поиграем. Встанем беспорядочно в группе. Завяжем Варе глаза и попросим пройти от двери до окна, обходя товарищей, даже если постарался запомнить их расположение.

А теперь Варя выполнит другое задание: возьмет конфету и съест ее.

(Варя легко выполняет задание.)

– Видите, ходить по комнате не мог, а мимо рта не проносит.

Далее воспитатель проводит игру “Чудесный мешочек”

(Ребенку завязывают глаза, он должен на ощупь отгадать предмет.)

Игра повторяется 4–5 раз, проводится стоя. Затем воспитатель предлагает сесть на свои стульчики акцентирует внимание детей на следующем этапе занятия. Задает вопросы:

– Чем мы слышим?

Дети: ушами

Воспитатель: сколько ушей у человека?

Дети: два

Воспитатель: у всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности. Первобытного человека опасность подстерегала на каждом шагу, поэтому его уши могли двигаться, как локаторы. У современных людей уши двигаться не могут, но тоже очень хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и разговаривает, как шумит море, деревья, шуршит листва и т.д.

Как называют человека, который не слышит?

Дети: глухой.

Воспитатель: как ему можно помочь?

Дети: врачи выписывают слуховые аппараты, можно написать на листочке.

Воспитатель: для чего еще нужны человеку уши?

Дети: для того, чтобы научиться говорить.

Воспитатель предлагает объяснить поговорку: “В одно ухо влетело, а из другого вылетело”.

Проводится игра “Что звучит?” (Выбирается ребенок, отворачивается за его спиной играет музыкальный инструмент). Игра повторяется 2–3 раза.

Воспитатель: а теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков?

(Дети замолкают и слушают звуки на улице, раздающиеся в здании, участке детского сада.)

Вывод: какие хорошие у вас уши.

Воспитатель: мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать.

(Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу.)

Дети должны каждый раз определить источник звука. После игр воспитатель проводит с детьми физкультминутку, стоя в кругу:

Есть в большом лесу избушка
Стоит задом наперед

(Наклоны с поворотом вокруг себя.)

В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет,

(Приседания с хлопками.)

Нос крючком,

(Показ руками вперед себя.)

Глаза большие,

(Круговые вращения рук в стороны.)

Словно искорки горят,

(Сжимание и разжигание пальцев в кулаки.)

Уши старые, глухие,
Но подслушать все хотят.

(Наклоны вправо, влево с выставлением ладоней возле ушей.)

Потом дети садятся на свои стульчики. Воспитатель задает вопрос.

Воспитатель: что на лице у нас одно?

Дети: нос

Воспитатель: для чего человеку нужен нос?

Дети: чтобы дышать, нюхать запахи.

Воспитатель: послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение Ю. Прокопович “Зачем носик малышам?”

Есть прямые носики,
Есть носики – курносики...
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
На полянке – землянику,
В грядке – спелую клубнику.

В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос.
В доме может так случиться,
Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Даже помнит он каков
Запах маминых духов.

Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы сон, когда придет,
Тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать.
Днем на солнце не сидеть-
Носик может обгореть.

А зимой, в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?

Далее воспитатель рассказывает про нос:

Воспитатель: некоторые считают, что нос – это только украшение лица. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: “Ишь, ты, нос задрал!” или “Ну, что, ты, нос повесил?” Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас с вами и проверим.

Воспитатель проводит игру “Определи по запаху”.

На большом подносе на тарелочках лежат фрукты. Воспитатель завязывает ребенку глаза платком и подносит к носу любую тарелочку. Ребенок должен определить по запаху, какой фрукт лежит в этой тарелочке.

Воспитатель: для чего человеку нужен язык?

Дети: чтобы говорить и есть.

Воспитатель: Правильно. С помощью языка мы можем определять вкус любого блюда и продукта. Давайте, поиграем в игру: «Определи по вкусу».

На большом подносе на тарелочках лежат порезанные фрукты. Завязываем ребенку глаза платком, зажимаем нос и берем в рот кусочек фрукта. Ребенок должен определить по вкусу, какой это фрукт.

 Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру. Я знаю игру, которая называется “Покажи части тела”.

Дети встают в круг. Воспитатель сначала называет и показывает части тела правильно, а детки повторяют, затем – неправильно, следя за реакцией и внимательностью детей. Воспитатель показывает такие части тела: руки, ноги, голова, шея, уши, нос, глаза, рот, щеки, веки, ресницы, брови, подбородок, лоб, волосы и т. д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

Фронтальное логопедическое занятие (старшая группа ФФН) на тему: "Наши органы чувств - глаза"

Занятие помогает узнать строение  и функции органа зрения - глаза....

Конспект занятия по обж " «Как устроено тело человека. Органы чувств» (подготовительный к школе возраст)

Конспект занятия формирует у детей представления о том, что каждый орган орган человека имеетбольшое значение для него; прививает навыки элементарного самомассажа. Знакомит со способами профилактики с...

Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...

НОД "Здоровье". Органы чувств. Уши - органы слуха.

Цель: Активизировать знания детей о роли слуха для ориентирования в окружающей действительности и в овладении человеческой речью, познакомить с причинами нарушения слуха,дать рекомендации по предупреж...