Уголок природы как важное условие экологического образования дошкольников
консультация по окружающему миру (старшая группа)
Экологическое образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое образование значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_prirody_kak_vazhnoe_sostavlyayushchee_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 35 «Ёлочка»
Уголок природы как важное условие экологического образования дошкольников
Воспитатель
Давыдова Лариса Геннадьевна
Экологическое образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое образование значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы.
Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:
- В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.
Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
- Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо.
- Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
- Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. Важно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:
- Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
- Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
- Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.
- Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
- Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.
- Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
- Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.
Значение уголка живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. Во время работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно - следственные связи).
В равной степени экологическое воспитание дошкольников для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания и для углубленной познавательно-ознакомительной деятельности не может без сплоченной работы педагогов и родителей. Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется,
поэтому следует учить детей искать и находить новое уже в известном.
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство
с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно
нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности,
волевых качеств. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку
более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с
природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать
Используемая литература:
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет.- М.: Просвещение, 1988.
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозайка – синтез, 2010.
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации – М.: Мозаика – синтез, 2008.
ugolok_prirody_v_detskom_sadu.docx
http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac116.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Уголок природы, как главный объект экологического воспитания дошкольников"
Уголок природы способствует формированию лучших черт характера у детей – трудолюбие, уважение к труду взрослых охраняющих и умножающих природные богатства. Так же трудно оценить образовательное ...
Труд в природе в системе экологического образования дошкольников
Содержание работы:1. Значение и место труда в природе в системе экологического образования дошкольников ………………………………………………………………….. 32. Формы организации труда детей в природе.………………………………. 43. Органи...
Уголок природы как средство экологического воспитания дошкольников
Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией...
Консультация для воспитателей "Прогулка в природу как средство валеологического образования дошкольников"
Консультация для воспитателей "Прогулка в природу как средство валеологического образования дошкольников"...
Конспект педсовета «Уголок природы - средство экологического воспитания и образования дошкольников»
Природа — источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнц...
Доклад - презентация ТРУД В ПРИРОДЕ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сообщение для педагогов на основании опыта работы....
Консультация для воспитателей «Значение труда в природе в системе экологического образования дошкольников»
Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе экологического образования дошкольников. В процессе труда у детей формируется бережное и заботливое отношение к природе....
- Мне нравится (1)