Конспект СОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему:" Кто живет в зимнем лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кондрух Татьяна Евгеньевна

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:"Кто живет в зимнем лесу" с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya1.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной  к школе группы на тему: «Радуга»с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.

Обучающие задачи:

-Формировать представления  детей о возникновении радуги;

-Закрепить цвета спектра, их последовательность с помощью мнемотехники;

-Познакомить с образным выражением «радужное настроение»,  помочь понять его смысл.

Развивающие задачи:

- Расширять представления детей о мире природы;

- Формировать навыки экспериментальной деятельности: умение работать с различными материалами;

- Обогащать словарь: «великий физик Исаак Ньютон», «призма», «преломление, отражение света», «спектр»;

- Развивать внимание, память, любознательность, умение делать выводы.

Воспитывающие задачи:

- Воспитывать навыки сотрудничества: потребность и желание взаимодействовать в процессе экспериментирования, в добром отношении друг к другу.

Предварительная работа:

- Рассматривание картин природы с изображением радуги;

- Чтение стихов, загадок, сказки «Где живет радуга», Ирис Ревю,

-Беседы о временах года, о явлениях природы;

- Закрашивание воды в цвета радуги;

- Опыт «Радуга в мыльном пузыре».

Форма организации:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Выполнение эксперимента в парах;

- Самостоятельная работа: рисование красками «Радуга».

Методы и приемы:

- Наглядный;

- Вопросы к детям;

- Рассказ воспитателя о происхождении радуги;

- Использование загадки, стихотворения;

- Демонстрация опыта И. Ньютона «Радуга на белом листе бумаги» воспитателем»;

- Повторение опыта детьми (в парах);

- Использование мнемотехники для запоминания цветов радуги;

- Самостоятельное рисование;

- Рефлексия.

Материалы и оборудование:

- Изображения радуги: репродукции картин А.И. Куинджи, «После дождя. Радуга»;

Н.П. Крымов, «Московский пейзаж. Радуга»;  С.И. Осипов;  современные фотоиллюстрации.

- Портрет И. Ньютона;

- Зеркала, ёмкости с водой, альбомные листы белой бумаги  Ф-А4, фонарики (для опыта).

- Альбомный лист Ф-А5, краски гуашевые, кисти №4, стаканчики с водой, салфетки, клеенки каждому ребенку  (для рисования).

Структура занятия и методические приемы:

Вводная часть – 3 минуты.

- Организационный момент: Стихотворение – загадка  С.Я. Маршака «Радуга – дуга»;

- Мифы и легенды о радуге;

- Рассматривание картин с изображением радуги;

 - Физ. минутка «Радуга»

Основная часть -20 минут;

- Знакомство с портретом И. Ньютона;

- Демонстрация опыта И. Ньютона воспитателем;

- Повторение опыта детьми (работа в парах);

- Фраза и стихотворение для запоминания цветов радуги;

- Физ. минутка  «Здравствуй, радуга – дуга!»

- «Радужное настроение». Что это такое?» Рассуждения детей;

- Рисование «Радуга».

Заключительная часть – 3 минуты.

- обобщение; Рефлексия.

Ход совместной познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитатель;  Сегодня мы познакомимся с чудесами. Но не сказочными, а научными. Я покажу вам интересный опыт, а вы научитесь делать их самостоятельно. Чтобы вы поняли, о чем будет наш опыт, я прочту вам стихотворение – загадку  С.Я. Маршака.

          Солнце вешнее с дождем                                             А построили в два счета

          Строят радугу вдвоем –                                                 Поднебесные ворота.

         Семицветный полукруг                                          Радужная арка

         Из семи широких дуг                                          Засверкала ярко,

         Нет у солнца и дождя                                            Разукрасила траву,

         Ни единого гвоздя,                                                 Расцветила синеву.

Воспитатель: Что это?

Дети: Радуга.

Воспитатель: Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему на небе появляются радуги. Объяснить это явление люди не могли, поэтому придумывали мифы и легенды. В те далекие времена люди думали, что это мост в потусторонний мир. Но ученые нашли объяснение этому явлению. Итак, радуга – это природное явление, которое возникает, когда идет дождь и светит  солнце.  Радугу  рисуют солнечные лучи и дождевые капли. Когда дождь заканчивается,  редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Свет солнца проходит сквозь падающий дождь , лучи его  проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает разноцветная дуга. Это солнечные лучи, попадая  в капельки дождя,  ломаются и распадаются на разноцветные лучики. Это явление называется преломление света. Посмотрите, как изображают художники радугу на картинах. Слово  «радуга» похоже на слово «радость». В старину верили, что она приносит радостные вести и радость.

Физ. минутка.

Гляньте, радуга над нами,        (Нарисовать рукой над головой полукруг)

Над деревьями,        (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуть)

Домами.        (Руки сложены над головой крышей)

И над морем, над волной.        (Нарисовать волну движением руки)

И немножко надо мной.        (Дотронуться до головы)

Воспитатель: Сейчас я покажу опыт, который первым показал великий физик  Исаак Ньютон. Посмотрите на его портрет. Он первым получил радугу в домашних условиях.

Воспитатель демонстрирует опыт детям.

Воспитатель : Я предлагаю вам повторить опыт великого ученого. Для этого вам нужно  найти пару.

Дети подходят к столам, где заранее подготовлены ёмкости с водой, в них стоят зеркала, рядом лежи лист бумаги.

Воспитатель: Договоритесь, кто будет держать фонарик и направит луч под воду, а кто будет держать лист бумаги, чтобы луч попал на неё. Если вы всё сделаете правильно, мы с вами увидим маленькие радуги.

Дети в парах  повторяют опыт, образуя радугу на белом листе.

Указания к опыту:

Свет от фонарика надо направить на часть зеркала, которая находится в воде. При этом зеркало будет отражать свет. Лист бумаги поместите перед зеркалом, другой рукой подвигайте зеркало, пока не появится разноцветная радуга. Если слегка покачать  емкость с водой по воде пойдет рябь, а на бумаге появятся искорки. Значит, обычный солнечный лучик может окрашиваться в разные цвета, если  он пройдет сквозь капли воды.

По окончании опытов воспитатель предлагает посмотреть еще одну картинку, где все цвета радуги хорошо просматриваются.

Воспитатель: Давайте посмотрим еще одну картинку. Кто знает, из каких цветных полосок состоит радуга?

Дети:  называют цвета радуги.

Воспитатель: В радуге 7 цветов и они всегда расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Как запомнить их  по порядку и очень быстро». Чтобы запомнить цвета радуги люди придумали такие    

Фразы - подсказки                                                                  

Каждый     Охотник     Желает     Знать      Где      Сидит     Фазан

Как   Однажды   Жак   Звонарь  Городской  Сломал   Фонарь

        

Семь цветов, как на параде.         В каждом слове первой буквой

Чтобы не забыть их строй,           Обозначен каждый цвет.

Ты запомни, шутки ради,          Если верно понял, ну-ка,

Для себя стишок  простой.         Назови мне весь букет.

        

        

Физ. минутка:                                                                  Дети стоят в кругу.

 «Здравствуй, радуга-дуга,        ( выполняют наклон вперед)

Разноцветный мостик,        (плавно поднимают руки вверх, разводят в стороны)

Здравствуй, радуга-дуга,        (наклон вперед)

Принимай нас в гости!         (берутся за руки, идут по кругу)

Мы по радуге бегом        (бегут по кругу высоко поднимая колени)

Пробежимся босиком

Через радугу-дугу        (поворачиваются в круг,  4 прыжка на носках)

Перепрыгнем на бегу        (выполняют еще 4 прыжка)

И опять бегом, бегом        (бегут по  кругу, держась за руки)

Пробежимся босиком.

Воспитатель: Есть такое выражение «Радужное настроение». Как вы думаете, что оно обозначает?

Дети:  Веселое, радостное, солнечное.

Воспитатель: Правильно!  Мне кажется, у нас с вами  сейчас  настроение радужное. Мне хочется, чтобы вы поделились своим настроением. Как это сделать?

Дети: Нарисовать.

Воспитатель:  Замечательно! Давайте нарисуем наше настроение.

Дети садятся за столы и рисуют картинку «Радужное настроение».

Воспитатель:  Какое  яркое и веселое получилось настроение на ваших картинках, по-настоящему радужное!

Воспитатель: Давайте вспомним, когда в небе  появляется радуга?

        Почему радуга разноцветная?

        Сколько в радуге цветов?

        Кто сегодня узнал что-то новое?

Если вам было интересно, а вы узнали и запомнили что-то новое, улыбнитесь! Я уверена, что таким настроением можно поделиться со всеми на свете.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологийЦель: с...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологийЦель: с...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу»

Цель: создание  условий для формирования у детей представлений о диких животных средней полосы России.Образовательные задачи:- Формировать представления детей о том, как дикие животные готовятся ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий

Цель: создание  условий для формирования у детей представлений о диких животных средней полосы России.Образовательные задачи:- Формировать представления детей о том, как дикие животные готовятся ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу»

Цель: создание  условий для формирования у детей представлений о диких животных средней полосы России.Образовательные задачи:- Формировать представления детей о том, как дикие животные готовятся ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий

Цель: создание  условий для формирования у детей представлений о диких животных средней полосы России.Образовательные задачи:- Формировать представления детей о том, как дикие животные готовятся ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий

Цель: создание  условий для формирования у детей представлений о диких животных средней полосы России.Образовательные задачи:- Формировать представления детей о том, как дикие животные готовятся ...