Конспект образовательной ситуации «Прогулка в зимний сад»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной ситуации
«Прогулка в зимний сад»
(старшая 5-6 лет группа)
Цель: продолжать знакомить с комнатными растениями. Формировать заботливое и внимательное отношение к растениям. Вызывать желание помогать взрослым в уходе за ними. Учить сравнивать растения: находить сходство и различия по внешним признакам и условиям, необходимым для их роста.
Материал и оборудование. Комнатные растения, инвентарь, лейки, опрыскиватели, лопатки для рыхления почвы. Бумажные листья, два конверта с письмом, картинки по теме, подносы с песком для рисования, стрелки – указатели, разрезная картинка с изображением цветка алоэ, ножницы, емкость с водой.
Воспитатель. Ребята, мы с вами пришли в зимний сад, где растет очень много растений. Почему сад называется «зимний»?
Дети. Потому что здесь тепло и все растения уютно себя чувствуют, даже если за окном идет снег.
Воспитатель. А для чего нужны комнатные растения?
Дети. Комнатные растения создают уют, очищают воздух и выделяют кислород.
Воспитатель. Чувствуете, как здесь легко дышится?
Дыхательная гимнастика «Листочки»
Дети берут вырезанные из бумаги листья деревьев, подносят ко рту, делают вдох и медленно выдыхают, направляя струю воздуха на лист. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети не надували щеки. Затем кладут листья на стол и сдувают их на пол.
Воспитатель. Дети, посмотрите, на столе лежит письмо. На конверте написано: «Для воспитанников детского сада «Сказка» от доктора Айболита».(Воспитатель читает.)
«Дорогие ребята. Помогите, пожалуйста! Для лечения пациентов мне срочно понадобилось одно лекарственное растение, но я нигде не могу его найти. Может быть, оно растет в вашем зимнем саду? Чтобы помочь вам найти это растение, отправляю несколько подсказок».
Воспитатель. Ну что, поможем доктору Айболиту?
Дети. Да.
Воспитатель. Вспомните, из каких частей состоит растение?
Дети. У растения есть листья, стебель, корень, цветы.
Воспитатель. Давайте нарисуем растение необычным способом: пальцами на песке.
Дети подходят к столам, на которых расставлены разносы с песком, выполняют задание, затем указывают на части растения и называют их.
Воспитатель. Что нужно растениям, чтобы они росли и развивались?
Дети. Им нужен свет, тепло, вода и питательные вещества.
Воспитатель. Какие опыты мы проводили, чтобы в этом убедиться?
Влад. Мы поместили две луковицы в банки с водой. Одну банку поставили в темное место, а другую – на окно. Через несколько дней обе луковицы проросли. Листья луковицы, которые стояли в темноте, были короткими и почти белыми, а у второй луковицы, которая стояла и росла на свету, листья были длинные, зеленого цвета. Значит, луковице в темном месте не хватало света.
Варвара. Мы поставили одну луковицу в банку с водой, а вторую – в банку без воды. У луковицы, которая стояла в воде, появились корни и листья. Вторая луковица без воды не проросла.
Тарас. Мы посадили несколько луковиц в горшки. В одном была земля с огорода, во втором – песок, в третьем – камни. Сочные и зеленые листья выросли у луковицы , которая росла в земле, где были питательные вещества.
Воспитатель. Растения разных видов могут сильно различаться по форме, величине, окраске листьев. Форма и величина листьев могут рассказать о том, где в природе можно встретить это растение.
В местах, где сухо и солнечно, листья у растений чаще всего бывают маленькими , узкими и жесткими.(Демонстрация воспитателем растений с соответствующими листьями.)
У тенелюбивых растений обычно широкие тонкие и мягкие листья.
Резная форма листьев помогает растениям уцелеть при порывах сильного ветра и ливнях.
Иголки – тоже листья. Они твердые и узкие. Это помогает растению сохранить влагу.
В письме доктор Айболит дает нам подсказку: растение, которое мы ищем, родом из Африки. Значит, какой формы листья у него могут быть?
Дети. В Африке жаркий и сухой климат. Поэтому у растения могут быть узкие, жесткие колючие листья.
Воспитатель. Дети, предлагаю вам превратиться в комнатные растения. Разминка.
На окне в горшочках
Садятся на корточки лицом в круг.
Поднялись цветочки.
Встают, поднимаются на носочки.
К солнцу потянулись,
Поднимают руки вверх.
Солнцу улыбнулись.
Ставят руки на пояс.
К солнышку листочки
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Повернут цветочки,
Поворачивают корпус вправо – влево.
Развернут бутоны,
Соединяют ладони над головой.
В солнышке утонут.
Разводят руки в стороны.
Воспитатель. Продолжаем поиски растения. Следующая подсказка от доктора Айболита : стрелки – указатели помогут вам найти сундучок с головоломкой.
Дети идут по стрелкам, размещенным на стенах и на полу, находят сундучок с разрезной картинкой и собирают её.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Как называется растение, нарисованное на картинке? (Алоэ.)
Верно. У него есть второе название – столетник. Связано оно с поверьем, что алоэ цветет лишь раз в сто лет и после этого погибает. Но это не так. В условиях квартиры и нашего зимнего сада очень трудно создать такие же условия, как на родине алоэ – в Африке. Там алоэ цветет каждый год. (Показывает картинку.) Цветы алоэ похожи на небольшие трубочки белого, красного или оранжевого цвета, собранные в кисть на длинном цветоносе.
А теперь постарайтесь найти алоэ в нашем зимнем саду. Напоминаю, листья у этого растения узкие, жесткие, колючие, стебель изогнутый, на нем есть сухие чешуйки.
Дети находят растение, а рядом – письмо от доктора Айболита.
Воспитатель (читает письмо). «Молодцы, ребята. Вы отыскали одно из моих любимых лекарственных растений.
О лечебных свойствах алоэ известно уже давно. Сок алоэ заживляет раны и ожоги, улучает аппетит, восстанавливает пищеварение. Его используют для лечения глазных болезней и насморка. Соком алоэ я буду лечить зверей!»
Давайте исследуем это замечательное растение.
Проводятся опыты.
Воспитатель. Капните водой на лист алоэ. Что вы видите?
Дети. Капля воды скатывается с листа.
Воспитатель. Форма листа алоэ такая, что вода сразу стекает к корням растения. Таким образом алоэ приспосабливается к сухому климату Африки.
Все листья алоэ одинаковые по цвету?
Дети. Нижние, старые листья – бледные, а молодые – ярко – зеленые.
Воспитатель. Потрите пальцем старый лист алоэ. Что вы видите?
Дети. Старый лист стал таким же зеленым, как молодой.
Воспитатель. Лист алоэ со временем покрывается особым веществом, напоминающих воск. Восковой налет помогает растению сохранять влагу.
Нижние листья растения постепенно изменяются. Сначала они становятся не такими упругими, как верхние, а затем совсем усыхают. Чешуйки на стебле алоэ - следы усохших листьев.
Давайте посмотрим, как выглядит целебный сок алоэ. (Воспитатель отрезает ножницами кусочек листа растения, выдавливает каплю сока.)
Дети. Сок прозрачный, тягучий, он не пахнет.
Воспитатель. Небольшого кусочка листа алоэ достаточно, чтобы выдавить нужное количество сока для лечения. Ранка на листе скоро затянется. Значит, один лист алоэ можно использовать в течение нескольких дней.
Что надо делать, чтобы листья алоэ были сочными?
Дети. За растением надо правильно ухаживать.
Воспитатель. Какие условия нужны этому растению?
Олеся. Поливать его нужно редко, ведь в Африке сухой климат.
Дима. Стоять растение должно на окне рядом с батареей, ведь оно любит солнце и тепло.
Андрей. Надо рыхлить землю, протирать листья, обламывать сухие.
Воспитатель. Правильно. Найдите среди растений, стоящих на столе, те, которые нуждаются в уходе, и приведите их в порядок.
Дети поливают и опрыскивают растения, рыхлят землю, протирают листья, убирают сухие.
Воспитатель. Если вы будете хорошо ухаживать за алоэ, оно всегда будет красивым и сочным и, возможно, зацветет.
Наше занятие подошло к концу. Что нового вы узнали? Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось?
Дети отвечают на вопросы и уходят из зимнего сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность зимних построек в подготовительной (логопедической) к школе группе "Зимняя сказка"
Разработка проектной деятельности построек из снега в подготовительной (логопедической) к школе группе....
Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группе "Зимние забавы".
В сценарии зимнего спортивного праздника "Зимние забавы" включены веселые игры, эстафеты, аттракционы, сюрпизные моменты, стихи, загадки, встречи со сказачными героями....
Сценарий зимнего физкультурного праздника «Зимние забавы».
Данный физкультурный праздник проводился уже несколько раз и очень понравился и детям и их родителям....
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
Игровая обучающая ситуация "Прогулка по лесу древесная, очень интересная" (с литературным персонажем) старшая группа
Конспект игровой обучающей ситуации "Прогулка по лесу древесная, очень интересная" по теме: "Природное сообщество - лес" предназначен для детей старшего дошкольного возраста....
Игровая обучающая ситуация «Прогулка в осенний парк» для средней группы.
Прогулка в осенний парк со сказочным персонажем....
Конспект игровой ситуации "Прогулка в осенний лес" для детей 2-3 лет
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Дети в ...