Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Первый шаг дошкольника в медицинский класс» «Верные помощники - органы чувств»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vernye_pomoshchniki-_organy_chuvstv.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное занятие в подготовительной группе
«Первый шаг дошкольника в медицинский класс»
«Верные помощники - органы чувств»
Интеграция образовательных областей:
«Безопасность», «Познание», «Здоровье», «Физическая культура», «Коммуникация».
Образовательные задачи:
- «Здоровье» - формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.
- «Безопасность» - знакомить с доступными способами укрепления здоровья.
- «Познание» - учить исследовать и воспринимать целостную картину мира с помощью всех органов чувств (слышать его звуки, чувствовать запахи, наслаждаться его красками).
- «Физическая культура» - способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
- «Коммуникация» - обогащать содержание общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях, в части формирования основ здоровье сберегающего сознания.
Цель: Формирование понятия «органы чувств», роли и специфики разных органов чувств.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать познавательный интерес к своему организму и его
возможностям, знать что полезно, а что вредно для организма.
- Закрепить знания детей о функции органов чувств, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.
- Формировать умение вести диалог используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха», «орган зрения», «орган обоняние», расширять кругозор.
Развивающие:
- Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать, умение делать выводы.
- Развивать интерес к познанию самого себя.
Воспитательные:
Воспитывать желание заботится о своём здоровье, бережное отношение к органам чувств.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент
(На экране видео послание от медсестры, с приглашением на экскурсию в поликлинику)
«Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? (пауза). Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в поликлинику, где вы познакомитесь с нашими помощниками – органами чувств. А проведет её заведующая поликлиникой »
(дети одевают халаты)
Восп: (заведующая поликлиникой): Здравствуйте ребята.
Восп: С давних времен люди приветствуют друг друга при встрече словом «здравствуйте».
- А вы знаете, что означает слово «Здравствуйте»? (пожелание здоровья)
- Правильно, «здравствуйте» - означает «Будьте здоровы!».
- А как вы думаете, что у человека самое главное, важное, ценное в жизни? (Здоровье)
- Здоровье – это главное богатство, которое нужно беречь. Чтобы не болеть, быть здоровым, нужно знать, как устроен организм человека, что полезно, а что вредно для него.
- И сегодня вы узнаете о себе много нового, интересного.
Восп: Давайте улыбнёмся, подарим друг другу хорошее настроение и начнем нашу экскурсию.
Кабинет 1. (Глаза)
- Приглашаю вас в 1 кабинет. А о каком органе чувств мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.
- На ночь два оконца сами закрываются
А с восходом солнца сами открываются.
(Глаза)
- Правильно, глаза – это орган зрения.
- Мы проведём эксперимент и узнаем, для чего же нам нужны глаза?
- Закройте глаза и приложите к ним свои ладошки и скажите, что я делаю? (В руках у восп. красный шарик и зеленый куб разных размеров) (Ответы детей).
- А теперь откройте глаза и скажите, что я делаю сейчас? (Ответы детей).
- А вы увидели только мои движения или что то еще? (кубик, шарик)
- Какого цвета кубик?
- Какого цвета шарик?
- Что больше – кубик или шарик?
- Так для чего же нам нужны глаза, что мы замечаем глазами? (ответы детей)
Вывод:
Глаза помогают видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов.
- А вы знаете, что наше зрение иногда нас обманывает.
- А чтобы в этом убедиться, проведем опыт.
(Опыт «Радуга выпрямляется»)
- Посмотрите, какая красивая, волнистая радуга у меня нарисована. Как вы думаете, можно ли её выпрямить? (Нет)
- А почему мы не сможем её выпрямить?
- Посмотрите, что сейчас произойдет. (Показ воспитателя)
- А теперь и вы попробуйте это сделать. (дети берут листочки и проделывают опыт)
- Посмотрите на экран, что вы видите? (кораблик)
- Как вы думаете, он плывет или стоит на месте? (плывет)
- А на самом деле, кораблик стоит на месте, это называется оптический обман.
- А что вы сейчас видите? (велосипед)
- Колеса у него вращаются или нет? (вращаются)
- Это называется – оптический обман или иллюзия. Вот так наше зрение иногда нас обманывает.
В: Для того, чтобы сохранить зрение полезно делать гимнастику для глаз!
(Проводится гимнастика для глаз.)
Часто-часто поморгай,
Зажмурь глаза, до трёх считай, (раз, два, три)
Шире глазки открывай
Снова глазки закрывай,
Сосчитай так до пяти (раз, два, три, четыре, пять)
Открывай и вдаль гляди.
В: Вот как важны и нужны глаза. Берегите их, чтобы они надолго оставались вашими помощниками.
Кабинет 2. (Уши)
- А теперь мы пройдем в следующий кабинет. А с каким органом чувств мы познакомимся здесь, вы узнаете, отгадав загадку.
Слышат всё они вокруг.
Кто есть враг, а кто есть друг!
Люди носят в них серёжки.
У коровок рядом рожки.
На макушке у зверушки.
И зовут сестричек …(ушки.)
- Правильно, уши - орган слуха.
- А сколько у нас ушей? (ответ детей)
- Дотроньтесь левой рукой до правого уха, а теперь правой рукой до левого уха. То, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. Внутри уха находится тоненькая плёночка. Называется она барабанная перепонка. Звуковая волна ударяется о перепонку и мы слышим звук.
Игра «Услыхайка». - А сейчас мы проверим, как хорошо вы слышите. Вы услышите разные звуки и должны будете угадать, что это за звук и какие предметы их издают. (Восп. шелестит бумагой; звенит колокольчик; стучит ложкой о стакан, бьёт в барабан). (ответ детей) - Молодцы, ребята! А теперь попробуйте угадать звуки с закрытыми ушами. Прижмите ладошки к ушам крепко-крепко, и слушайте! (громкие звуки, вроде звука колокольчика, дети могут различить, а звук шелеста бумаги – нет). - Какие звуки вы услышали? (Колокольчик) Вы смогли услышать только громкий звук. - Значит звуки могут быть тихими, а могут быть громкими. Давайте это проверим. Опыт «Звучащий стакан» - Что у меня в руках? (стаканчик) Какой? А что натянуто на стаканчик? Вывод: Значит, чем ближе звучащий предмет к уху, тем громче мы его слышим. - А как мы можем услышать друг друга, если находимся на далеком расстоянии? (Позвонить по телефону) - А я сама сделала телефон. Давайте посмотрим, как он работает. А поможет нам в этом кто нибудь из гостей. Опыт «Телефон» |
- Вот какой сложный орган – ухо. К тому же ухо – очень нежный орган и его нужно беречь.
Физминутка: (Капельки)
- Уши слышат не только речь, но и музыку, и я предлагаю вам пройти в кабинет лечебной физкультуры и немного отдохнуть.
(Нос)
- Продолжим нашу экскурсию. Здесь мы познакомимся еще с одним органом чувств.
Отгадав загадку вы узнаете, о каком.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос.)
- Нос – это орган обоняния.
- Нос – это очень важный орган, без которого нам никак не обойтись. А для чего же нам нужен нос? (предположения детей).
- Да, нос нужен для того, чтобы дышать и чтобы чувствовать разные запахи.
- Посмотрим, чем можно заменить его, если он вдруг перестанет дышать, например, при насморке. Пережмите большим и указательным пальцами ноздри, и вы уже не сможете сделать вдох через нос. Зато можно – через рот! Вдохните – выдохните! Получается? Так происходит потому, что вход в дыхательное горло есть и из носа, и изо рта. Но в носу холодный воздух согревается, и в дыхательное горло поступает уже теплым, а во рту он не успевает согреться, и поэтому, если мы все время дышим через рот, можем заболеть – будем кашлять. Поэтому дышать носом полезнее.
- Но есть еще одно важное свойство носа. Он может распознавать запахи. Носом можно нюхать.
- У меня есть специальные бутылочки, в которые я «спрятала» разные запахи. Посмотрим, сможете ли вы угадать, чем пахнет из каждой бутылочки? «Носик, носик, угадай! Чем же пахнет, ты узнай?
(Игра «Угадай-ка!»)
(Дети нюхают содержимое бутылочек, определяют запах – приятный или неприятный, и если узнают его – называют, что издает этот запах.)
- Молодцы, ребята! Смогли узнать и запах апельсина, и запах чеснока, запах огурца! А теперь попробуйте узнать эти же запахи с закрытым носом, через рот! Что вы можете сказать? (дети выясняют, что через рот запахи не передаются, их можно чувствовать только носом).
- А ещё нос может предупреждать нас об опасности. Если вы в лесу или дома унюхаете запах дыма, будете знать: где-то рядом – опасность.
Кабинет 3. (Кожа)
- А сейчас мы поговорим о самом важном органе чувств – это кожа. Наше тело покрыто кожей.
- Скажите, какого цвета ваша кожа?
- Какая ваша кожа наощупь?
- Давайте рассмотрим свою кожу при помощи лупы.
- Что вы видите?
- Дырочки – это поры, с помощью которых кожа дышит и через них, выходят пот, когда жарко.
- Кожа есть не только у людей, но и у некоторых фруктов, и мы называем её кожура.
- Сейчас мы сами изготовим лупу и рассмотрим поближе кожуру апельсина.
(Опыт «Естественная лупа»)
(Сверху затянем горлышко пищевой пленкой, но не натягивая ее, а, наоборот, продавим ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь закрепим пленку резинкой, а в углубление нальем воды. У нас получилась чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.)
- А вы знаете, что если мыть руки без мыла, то на коже остаётся много микробов.
- Сейчас я вам это докажу. (Показ воспитателя)
(Опыт «Прыгающие микробы»)
- Вот так микробы и попадают на руки.
- А есть ли микробы на ваших руках, мы проверим при помощи этого прибора, который называется микроскоп. Он всё увеличивает во много раз.
- Возьмите ватные палочки и потрите ими ваши руки. Нанесем на стеклышко то, что вы сняли со своих рук. Вставляем стеклышко в микроскоп.
(Рассматривание микробов под микроскопом)
- Вы увидели, что на вашей коже есть бактерии. А как же нам от них избавиться? (ответы детей) (Влажные салфетки)
Опыт «Тесто в пленке» («Рука в перчатке»)
- У меня есть макет руки. Посмотрим, как это происходит. Нанесем на кожу грязный раствор. А теперь протрем его полотенцем. Грязь легко стерлась с руки. А что произойдет, если мы поранили руку. (показ) Попробуем вытереть. Грязь и микробы попадут под кожу.
- Скажите, а может ли человек как змея менять свою кожу, сбрасывая ее, как перчатки? Нет, не может! Нам кожа дана одна на всю жизнь, и она не любит, когда с ней неаккуратно обращаются – царапают ее, колют, режут, пачкают.
- А хотите узнать, что находится у нас под кожей?
- Тогда пройдем в кабинет рентгена.
Опыт «Рентген»
- Кожа – это очень важный орган чувств человека, она защищает наш организм, поэтому её нужно беречь. Относитесь к своей коже бережно!
- Для того, чтобы наш организм долго и правильно работал надо принимать витамины.
- А кто из вас принимает витамины? А какие витамины вы принимаете?
- В витаминах содержится сила и здоровье для организма.
- Очень много витаминов содержится во фруктах и овощах.
- А хотите посмотреть, какая сила у витаминов? ( Лимона)
Опыт «Лимон и лампочка»
Восп: Подведение итогов:
- Вот и закончилась наша экскурсия по поликлинике. - Вам понравилось? - Кто же они наши помощники, без которых нам не обойтись? (органы чувств)
- Давайте в заключение поиграем в игру «Вопрос-ответ».
- Какой орган определяет, что трава зеленая, а шар круглый? (глаза - орган зрения)
- Какой орган определяет, что на кухне испекли вкусные пирожки? (нос-орган обоняния)
- Какой орган определяет, что лед холодный? (кожа – орган осязания.)
- Какой орган определяет, где звучит музыка? (ухо-орган слуха)
Мы узнали очень много интересного о них. Мы должны беречь их и ухаживать за ними.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмёмся.
И на прощание,
Скажем всем мы до свиданья.
- На этом наша экскурсия закончена. Я желаю, чтобы вы росли крепкими и здоровыми. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»
План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...
Познавательное занятие в подготовительной группе «Первый шаг дошкольника в медицинский класс» «Верные помощники - органы чувств»
Познавательное занятие в подготовительной группе«Первый шаг дошкольника в медицинский класс» «Верные помощники - органы чувств»...
Познавательное занятие в подготовительной группе «Первый шаг дошкольника в медицинский класс» «Верные помощники - органы чувств»
Познавательное занятие в подготовительной группе«Первый шаг дошкольника в медицинский класс» «Верные помощники - орг...
Познавательное занятие в подготовительной группе «Первый шаг дошкольника в медицинский класс» «Верные помощники - органы чувств»
laquo;Здоровье» - формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.«Безопасность» - знакоми...
Познавательное занятие в подготовительной группе «Первый шаг дошкольника в медицинский класс»
Познавательное занятие...
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»....