Птицы в городе, как им помочь?
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Птицы в городе, как им помочь?

 

 

Птицы в городе, как им помочь?

Из опыта работы воспитателя.

Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

А. Я. Яшин

К птицам многие относятся с пренебрежением: они якобы не приносят никакой пользы, а только разбрасывают мусор, распространяют болезни и пачкают машины и памятники. На самом деле в городской экосистеме птицы играют важную роль: истребляют насекомых и переносят семена растений. Зимой из-за того, что большинство традиционных источников пищи становится недоступно, птицы страдают от голода.

 

В городе живут самые разные птицы. В основном это, конечно, всеядные и зерноядные: кроме всем известных ворон, голубей и воробьев это, например, дрозды-рябинники, снегири, чижи, зеленушки, синицы, поползни, дятлы.

Не надо думать, что, подкармливая птиц зимой, мы вмешиваемся в естественные процессы. Появление города — это уже вмешательство в природу: мы застроили поля и леса, где птицы раньше кормились семенами. К тому же не стоит считать птиц летающими крысами. Город — это сложная экосистема, в которой установлен хрупкий баланс, здесь каждый находится на своем месте. Зерноядные птицы переносят семена растений, способствуя разнообразию растительности. Насекомоядные держат под контролем численность насекомых. Если последних станет слишком много, то они могут нанести вред городским растениям. Хищные птицы охотятся на грызунов и более мелких птиц, также контролируя их численность.

У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе. Только заботясь о братьях наших меньших, оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя нужной частью природы.

Какие наблюдения можно провести за птицами во время прогулки? Надо обратить внимание детей на их внешний вид, строение тела, окраску перьев, повадки. Интересно наблюдать за пернатыми в разную погоду и по их поведению можно ее предсказать: ворона кричит — к метели; вороны летают и кружатся стаями — к морозу; синица начинает с утра пищать — жди ночью мороза; воробьи, снегири дружно расчирикались — к оттепели; в сильные морозы воробьи нахохливаются, становятся малоподвижными, выглядят беспомощными.

Можно составить с детьми описательные загадки, это поможет активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. Например: «Это небольшая, бойкая, шустрая птичка. Спинка, крылышки, головка и хвостик у неё черные, грудка красная, клюв короткий и тупой. В зимнее время питается ягодами рябины и семенами с кустов. Кто это?»

Поддерживать эмоционально – положительное отношение к пернатым можно с помощью художественной литературы (Г. Ладонщиков «Наши друзья», М. Барков «Друзья зимнего леса», И. Анденко «Птичья столовая» и др.).

Зима – трудное время для птиц. Гибнут птицы не от холода, а от голода. В это время им бывает трудно добывать корм. Но особенно трудно приходится птицам, когда оттепели чередуются с морозами и все вокруг покрывается ледяной коркой. Птицы не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо подкармливать их в течение зимы. Подкормка птиц зимой, пожалуй, самая важная и эффективная природоохранная мера. Организация подкормки в этот период особенно необходима, так как птицы хорошо переносят холод, но только тогда, когда вокруг достаточно корма. Много птиц в зимний период гибнет в основном от бескормицы.

Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму?

В нашей группе уже стало хорошей традицией с наступлением холодов проявлять заботу о птицах. С приходом зимы попрятались жуки, пауки, а семена и ягоды снегом засыпало. Не только холодно, но и голодно стало птичкам-невеличкам. Мы обсудили с детьми проблему «Как помочь птицам выжить зимой». Жалко нам пернатых, и решили мы с детьми открыть птичьи столовые, чтобы подкармливать птиц. На помощь нам пришли родители. Работа кипела день и ночь. И вот что в итоге у нас получилось: и маленькие домики с окошками, и богатые русские столы с резными перилами под широкими крышами, даже сломанные часы пошли в дело и превратились в кухню для птиц. Также смастерили кормушки из конфетных коробок, молочных пакетов, полиэтиленовых бутылок и фанеры. Все они были пригодны к обслуживанию птиц и выглядели очень интересно.

Смотрите и удивляйтесь! Из чего только нельзя сделать кормушку, если применить смекалку, выдумку, да добавить мастеровые руки родителей.

Развесили мы птичьи столовые по веткам деревьев, и каждый день угощаем своих маленьких друзей разными семенами, зёрнышками, хлебными крошками, даже сало для синичек вешали на ветки деревьев… Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно их подкармливают. А пернатые и рады: со всех сторон слетаются синицы, воробьи, голуби, им такой прием очень нравится. Результатом нашей работы является то, что стайки птиц в ожидании корма держатся на участке детского сада, следя за выходящими из здания детьми. Дети понимают, что они делают хорошее дело – помогают выжить птицам в самое трудное время года.

Теперь мы уверены, что придёт весна, и птицы снова будут радовать нас своими трелями! А наши дети вырастут настоящими защитниками природы!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.

Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.

Воспитатели:

  • Гугина Ольга Васильевна высшая квалификационная категория,
  • Торопова Наталья Сергеевна.

В настоящее время дети живут в окружении информатизации и компьютеризации. В этих условиях требования к постоянным окружающим изменениям включают в себя не только необходимость в знаниях, но и в первую очередь умение находить и использовать эти знания самостоятельно, при этом мыслить творчески.

Исследователи экспериментирования выделяют главную особенность познавательной деятельности детей: ребенок не только познает объект в ходе деятельности с ним, но и осуществляет познавательную деятельность, ориентированную на исследовательскую функцию, создавая при этом условия, в которых раскрывается полное содержание этого объекта. Ученые отмечают: «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Экспериментирование в детском саду открывает возможность пробудить интерес ребенка к науке, таким образом, необходимо сделать опыты интересными и яркими, чтобы заинтересовать ребенка в поисково-исследовательской области. Подбирать опыты необходимо опираясь на интересы и возрастные особенности детей. Так же не стоит забывать, что в младшей группе не стоит давать опыты с присутствием стеклянных предметов, микроскопов и др. В начале каждого эксперимента, как и в другой деятельности, чтобы заинтересовать детей необходимо привлечь внимание детей сюрпризным моментом, присутствие сказочного героя, чтением интересной истории или стихов, разнообразием атрибутов, отгадыванием загадок. Особенное важно напомнить или вспомнить вместе с детьми правила безопасности с предметами в различных ситуациях.

 

Скачать конспект

Деятельность в ходе эксперимента разделяется на следующие ситуации:

  • определить цель эксперимента, для чего проводим опыт
  • подготовить весь материал и атрибуты для опыта
  • составить план действий
  • вспомнить правила безопасности во время реализации опыта
  • распределить детей на подгруппы (при необходимости)

-проанализировать и сделать выводы, полученные детьми в ходе реализации эксперимента.

Поисковая деятельность позволяет ребенку открыть и познать новый для него мир, наполненный разнообразными загадками, яркими впечатлениями и чудесами. В ходе реализации дети пополняют свои знания о природе, расширяют кругозор, наблюдать, учатся размышлять и анализировать, делать выводы. У детей появляется возможность контактировать с предметами и самостоятельно понять их качества и свойства. И самое главное, детское экспериментирование влияет на самооценку ребенка, позволяя чувствовать, что он сам открыл какое-то явление.

Дети активны и очень любознательны, им интересно все вокруг. Ребенок в возрасте 4-5 лет в день может задать порядка 400 вопросов и не всегда можно дать ответы на них так, чтобы ребенок понял все объяснения. Зачастую бывает недостаточно одного ответа и появляется потребность провести опыт – показать и рассказать, пополнить знания о свойствах, качествах и изменениях объектов при определенных действиях. Каждый эксперимент дает возможность найти решение различных ситуаций и помогает понять, почему все происходит все именно так, а не по-другому, найти и увидеть закономерности своими глазами. Задача воспитателя при этом помочь детям в реализации экспериментирования, в выборе объекта и методе его изучения, подведению итогов в ходе анализирования всей деятельности. Результаты детей заключаются на их собственном проведенном опыте, при этом воспитатель направляет ребенка и помогает ему выразить простыми словами те вещи, которые он еще не понимает и как об этом рассказать. Педагог должен постоянно поддерживать детскую любознательность, быть готовым к разнообразным вопросам детей и не выдавать ответы в готовом виде, а простимулировать найти ответ на свой вопрос самостоятельно, через небольшой эксперимент. Роль воспитателя в ходе опыта является ведущей в любом возрасте, он непосредственно участвует во всей деятельности таким образом, чтобы быть детям равноправным участником и при этом руководить процесс так, чтобы у детей сохранялось атмосфера самостоятельности открытия. Взрослый должен всегда поощрять детей, которые находят собственные пути решения задачи и разнообразные подходы, для проведения и завершения опыта, но при этом он не должен упускать из своего внимания тех детей, у которых что-то не получается или они работают медленнее, необходимо им помочь и дать дополнительное время. Во время исследовательской деятельности не стоит требовать от детей идеальной тишины, увлеченные поиском ответов, дети с увлечением обсуждают и раскрепощают свои эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и аппликации в средней группе. Тема: «Птицы нашего города»

Данное занятие расширяет знания детей о птицах, живущих в городе, их питании. Закрепляет умение различать птиц по внешнему виду. Воспитывает заботливое и доброжелательное отношение к птицам....

Интегрированное занятие "Зимующие птицы родного города"

17.01.13г. в  старшей  группе МБДОУ №2 проходило интегрированное  занятие по  теме "Зимующие  птицы  родного  города". Ребята  активно  участвовали в ...

Презентация "Птицы нашего города" для детей дошкольного возраста

Эта презентация поможет  воспитать  в детях любознательность и интерес к жизни птиц   в зимнем городе,  познакомит с особенностями их  поведения и основными признаками  в...

Статья "Зимующие птицы нашего города"

в статье написано о птицах, которых мы встречаем в зимний период в нашем городе. Помогали с детьми прожить им суровую зиму....

Проект "Птицы нашего города"

Проектная деятельность во второй младшей группе...

Тематический день "Зимующие птицы нашего города"

Цель: развитие познавательно-исследовательской, музыкально-художественной и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.Задачи: поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность в позна...