Интегрированное занятие "Зимующие птицы родного города"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
17.01.13г. в старшей группе МБДОУ №2 проходило интегрированное занятие по теме "Зимующие птицы родного города". Ребята активно участвовали в работе, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Итогом занятия послужило изготовление детьми снегирей, за которыми они наблюдали на участке детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_pticy.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимующие птицы родного города».
Дошкольное детство-это яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека.
Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь с
ведущими сферами быта: миром людей, природы .В МБДОУ №2 успешно ведётся
работа по нравственно-патриотическому воспитанию, целью которой является создание благоприятных условий для формирования личности ребёнка в процессе
нравственно-патриотического воспитания и воспитания навыков культуры общения.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд».
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, игровая, трудовая.
Программные задачи:
Образовательная:
- ввести в лексику ребят понятие «зимующие птицы»
-расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека;
-знакомить детей с зимующими птицами родного города: синица, сорока, воробей, снегирь, ворона, с повадками птиц.
-Учить наклеивать птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, приклеивая их друг к другу, закреплять умение рисовать акварелью.
Развивающая:
-Способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения)
-Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.
Словарная работа: Корм, кормушка, холодно, голодно, вьюжная, суровая, морозная;
Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением птиц- синица, воробей, снегирь, ворона, сорока; иллюстрация картинок зимы; ткань, клей, акварель, кисти для клея и акварели
Предварительная работа: наблюдения за птицами, их поведением на участке детского сада,
изготовление кормушек родителями Лёни Н. и Полины Н. и размещение их на участке детского сада, заучивание детьми стихотворений о зимующих птицах.
Проблемная ситуация: - Чем питаются птицы зимой?
Ход занятия: воспитатель предлагает детям послушать музыку
В: Дети, а какое сейчас время года?
Д: Зима
В: Какие изменения произошли в природе, с животными и птицами?
Д: На улице холодно, дует сильный ветер, идёт снег, морозно. Солнце не выглядывает. В лесу заяц сменил летнюю шубу на зимнюю. Деревья покрыты снегом.
Воспитатель показывает картинку с изображением зимы и кормушек для птиц. Вопросы воспитателя:
-Какое время года?
-А какая зима?
-Что делают люди?
-Для кого они сделали кормушки?
Д: Для птиц.
В: Оказывается, не все птицы улетают в тёплые края , а остаются зимовать в наших краях. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Д: Зимующие.
В: А где живут зимующие птицы?
Д: В лесу (высоко на деревьях, в гнёздах и дуплах) и в поселке.
В: Да, все правильно дети. Говорить мы будем о зимующих птиц, а каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей) Молодцы.
Послушайте загадки про птиц.
1. Спинка зеленовата,
Животик желтоват,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
2. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
3. Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
4. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?. (ворона)
5. Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет? (Сорока)
Молодцы, правильно. А теперь давайте поиграем, выбирайте себе шапочку с изображением птицы представьте, что вы птица, я буду читать стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв
Стая жёлтеньких синиц.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
А в субботу, воскресенье было общее веселье.
В: Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (ответы детей)
Д: Нет, нелегко им холодно и голодно.
В: Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и холодно. Кто же приходит к ним на помощь? (ответы детей) Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?
Д: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.
В: Молодцы, ребята, все правильно. А сейчас мы с вами поделимся на команды. У каждой будет разрезная картинка и каждая группа должна собрать птицу.
Первая подгруппа собирает картинку про синицу.
Д: Это птица синица. Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный галстук, на голове черная шапочка и т. д. Синица произносит звуки: синь-синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.
В: Как много и интересно вы мне рассказали, а я недавно прочитала в книге, что синица, а именно самцы весной начинают петь одни из первых, поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну. Народная примета гласит, первое массовое появление синиц у домов - признак наступления больших холодов. Синичка с утра начинает пищать — жди мороза.
Вторая подгруппа детей собирает изображение воробья.
Д: Это птица воробей.
В: А, что про него вы можете рассказать?
Д: У него серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький. Рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик – чирик- чик-чирик».
В: Ребята, а я знаю, что воробей в течение своей жизни места жительства не меняет, разве только нужда заставит. Например: гнездо разорят или беда какая случится. И всю жизнь воробей живёт без гнезда.
Третья подгруппа детей складывает картинку с изображение снегиря.
Д: Это птица снегирь.
В: Расскажите, чем эта птица отличается от других?
Д: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные.
В: И про снегиря вы много знаете. И я поделюсь с вами интересными фактами. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках. С наступлением весны снегири исчезают из поселка, но оказывается, они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах, выводят там птенцов и ждут зимы. Примета гласит, если запел снегирь - быть вьюге. Снегирь под окном зимой поет - к оттепели.
Четвертая подгруппа детей.
В: Посмотрим, какую птицу собрали они.
Д: Это сорока. У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.
В: Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса. Поверье гласит -сорока под стреху (крышу) лезет - к вьюге.
В: Посмотрим, кого же собрала у нас пятая подгруппа.
Д: Это ворона. По окраске различают две группы ворон: серую и черную. У серой вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а все остальное серое. Черная ворона-вся черная с металлическим синим и пурпурным блеском. Для гнездования вороны выбирают опушки лесов и перелесков среди полей и лугов. Они в большом числе селятся также в центре крупных городов, что особенно свойственно серой вороне. В народе говорят, если, зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу. Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.
Молодцы, умницы все справились с этой игрой.
Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы зимой .(ответы детей)
1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, не откажется и от зерен гречихи, любит несолёное сало. Живёт она в парках и садах. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.
2. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, семенами подсолнечника.
3. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.
4. Сорока и ворона- всеядны. Зимой питается остатками человеческой кухни. Любят зерна злаков, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных растений, насекомыми-вредителями и мелкими грызунами.
В: Молодцы ребята, вы уже знаете какая птичка, чем питается, посмотрите ребята на картинку и скажите, что вы видите. (Ответы детей)
В: Для чего нужна кормушка? (Ответы детей) Правильно.
А где же наши птички? Ребятки, из чего можно сделать птичек? (Ответы детей). Интересно, а
сконструировать птичек можно. Давайте, мы соберём птицу и посадим на наши веточки
(дети выполняют аппликацию) Сначала мы с вами наклеиваем красную грудку из ткани. Потом приклеиваем головку, крылья, а потом хвост, глаза.
Молодцы ребята, замечательные птички получились у всех. Сегодня, когда мы пойдём гулять мы возьмём с собой корм для птиц (попрошу дежурных природного уголка взять корм для птиц) и покормим птичек, которые прилетят к кормушкам.
Итог занятия:
В: Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?
Д:О зимующих птицах, о том, как трудно приходится птицам зимой, и что надо заботливо и доброжелательно относится к птицам и желание помогать им.