"Снег"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Галиева Светлана Аснафовна

Конспект занятия: "Снег"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sneg.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Снег».

Цель. Дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах.

Материал: Конверт с письмом, магнитофон, аудио кассета, стакан для опыта.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы.

Ход занятия

Почтальон: Здравствуйте, дети! Я правильно пришла, вы старшая группа?

Дети: Да.

Почтальон: Принесла вам письмо. Получите.

Дети: Спасибо.

Почтальон: До свидания, ребята.

Дети: До свидания.

Воспитатель: Интересно, кто это нам пишет? Ну, что ребята. Откроем? Прочитаем?

Дети. Да.

Воспитатель читает: « Здравствуйте, дети! Пишут вам ваши африканские друзья. Недавно мы узнали, что у вас сейчас  в России зима. В Африке круглый год лето. И что такое зима, что такое снег, мы не знаем. Слышали что зимой у вас холодно. Кругом белым бело. Пожалуйста, расскажите нам про зиму».

Расскажем детям Африки про снег?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте вспомним слова, которые можно сказать про это время года. Какая она, зима?  (Ответы детей) Я принесла вам картинки, которые помогут вам составить рассказы о  зиме. Я их запишу, и мы отправим это письмо детям Африки. ( Дети поочередно составляют рассказы. Воспитатель записывает.)

Воспитатель. Молодцы! А теперь, ребята, я расскажу Африканским детям, что такое снег, о его образовании и некоторых свойствах. Вы тоже внимательно послушайте. Снежинки – это тонкие прозрачные льдинки разной  формы. В морозную безветренную погоду снег падает отдельными снежинками – в форме цветка с шестью лепестками или звездочки с шестью лучами. А при сильном ветре лучи и грани снежинок обламываются, и белые цветы и звезды превращаются в снежную пыль. Сильный ветер при небольшом  морозе может скатать снежинки в плотные белые шарики – тогда с неба падает «крупа». Она похожа на снежки, которые мы лепим из снега, только  очень маленькие, меньше горошины. Снежки падают на землю из тучи. Как и капли дождя, снежинки постепенно укрупняются. Если нет сильного мороза, снежинки прилипают друг к другу. При этом образуют хлопья различной величины. Однажды, 60 лет тому назад, в Германии с неба падали хлопья величиной с чайное блюдце. Обычно снег ложится слоями. Каждый новый слой рыхлый, так как между снежинками всегда много воздуха. Весной, когда солнце пригревает, снег сверху подтаивает. Если после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая, гладкая корочка – наст. По нему трудно передвигаться. Особенно лосям, оленям, козам. Острой коркой они режут ноги, с трудом выкапывают из – под наста листья или мох, которыми питаются. А вот зайцу раздолье. Он и по рыхлому снегу ходит легко, и по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться. Какой снег тает быстрее, грязный или чистый? Где в конце зимы,  начале весны появляются проталины? Почему возле стволов деревьев снег тает быстрее, образуются приствольные круги – воронки, протаявшие до самой земли? Солнце все сильнее и сильнее пригревает, дует теплый ветер, снег превращается в воду, и она бурными потоками устремляется в озера, реки и моря. Но, куда бы ни мчалась вода, вскоре она вернется к нам в виде дождя, росы, туманов и облаков.

Опыт.

До занятия набрать снег в стакан и внести в группу.

Воспитатель. Ребята,  утром я занесла в стакане снега, и оставила в комнате. Сейчас его нет. Вместо снега – вода. Что произошло со снегом?  (Ответы детей)  Рассматривают  воду.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая  она грязная. В ней сажа и пыль, и мелкие предметы. Падая, снежинки собирали всё, что находилось в воздухе. Со снегом в организме могут попасть различные бактерии, поэтому снег в рот брать нельзя. Кроме того, от холодного снега может заболеть горло.

В конце занятия дети рассказывают стихи:

1-ый ребенок. Снег

                 Снег, снег кружится,

                 Белая вся улица!

                 Собрались мы в кружок,

                 Завертелись как снежок.

                                                           (А. Барто)

2-ой ребенок. Забелеют снега,

                          Белизной разольются

                          И укроют пушистою шубкой поля.

                          И зерно будет спать,

                           Чтоб весною проснуться.

                                                              (В. Сосуля)  

3-ий ребенок.           Снежинки.

                     На землю падают снежинки,

                     Как будто с яблонь лепестки.

                     И тонут давние тропинки,

                     И слепнут в окнах огоньки.

                    И в сквере заискрилась хвоя.

                    И радость поровну на всех.

                                                            (Н.Рыбалко)

4-ый ребенок. Сугроб

                  Смотри, какой большой сугроб:

                  Вот это у сугроба – лоб,

                  Вот это – лапы, это нос.

                  «Ты кто?» - задай ему вопрос.

                   И притвориться не сумев,

                   Он скажет: «Здравствуйте! Я – лев!»

5-ый ребенок. Снегопад.

                Тихо, тихо как во сне,

                Падает на землю…СНЕГ.

                 С неба все скользят пушинки –

                Серебристые…СНЕЖИНКИ.

                Кружатся над головою

                Каруселью…СНЕГОВОЮ.

                На проселки, на лужок

                 Все снижается…СНЕЖОК.

                 Землю белой, чистой, нежной

                 Застелил постелью…СНЕЖНОЙ.

                 Вот веселье для ребят –

                Все сильнее… СНЕГОПАД.

                 Все бегут вперегонки,

                Все хотят играть в … СНЕЖКИ.

                Снежный ком – на снежный ком,

                Все украсили …СНЕЖКОМ,

                Словно в белый пуховик

                 Мы одели…СНЕГОВИК.

                  Рядом – снежная фигурка –

                  Это девочка…СНЕГУРКА.

                                   (  И. Лопухина)

Воспитатель. Молодцы!  Ребята, я думаю, Африканские дети будут довольны, с нашим ответом на их письмо.  Все записи мы отправим по почте.

Знакомим детей

с окружающим миром.

К 6-7 годам у детей складывается определенные

                                                                      те, магнитах, некоторых явлениях оптики и т.д.

   представления о движении, электричестве, тепло

                                                                      Но зачастую они носят поверхностный, ложный

                                                                    характер. Задача педагога  - дать дошкольнику

как можно больше правильных представлений о

                                                                       природных явлениях. Объясняя физику природ-

                                                                                ных    процессов, воспитатель развивает                                                                                                                  

умственные способности ребенка, его

 интерес к окружающему миру и наблюдательность.

Круг физических явлений, доступных пониманию

                                                                  малыша, достаточно широк. Важно найти оптити-

                                                                   мальные формы и методы ознакомления с ними

        дошкольников.

1.Налить в одинаковые бутылки одинаковое количество воды. Одну бутылку зарыть глубоко в сугроб, а вторую оставить сверху (на сугробе). На вечерней прогулке проверить, что стало с водой. В бутылке, закопанной в сугроб, вода замёрзла лишь частично, а в бутылке, которая находилась на поверхности сугроба, вода замёрзла почти полностью. В нутрии сугроба теплее, чем на его поверхности (так слой снега защищает корни растений от вымирания). Следовательно, снег – плохой проводник тепла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Снег, снег кружится.»

Программное содержание.Побуждать детей поддерживать разговор со взрослым, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Активизировать в речи названия зимней одежды, обуви; обобщающие слова «одеж...

"Снег.снег кружится,белая вся улица"

Рисование "Зеленой красавицы"...

Снег, снег кружится

Развлечение для детей первой младшей группы. В этом развлечении создаем у детей бодрое настроение, учим детей выразительно читать стихи. Знакомим с зимним временем года....

Снег,снег идет!

Ознакомленние со свойствами снега...

«Снег, снег кружится, белая вся улица».

Конспект образовательной деятельности«Снег, снег кружится, белая вся улица»., в которой сочетаются образовательные области: мир природы, художественное творчество, развитие речи....

А снег идёт, а снег идёт. Вот так мы любим отдыхать: и снег покидать и с горки покататься.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"19344628","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1040","width":"780"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"1898092...