Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В соответствии с требованиями ФГОС ДО педагоги работают в тесной связи с родителями воспитанников, уделяют большое внимание не только подготовке ребенка к школе, но и воспитанию, и развитию его личностных качеств (коммуникативных навыков, самостоятельности, инициативности, креативности мышления и др.). Эффективным средством создания партнёрских отношений, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Князева Татьяна Николаевна, воспитатель ГБОУ «Школа № 842»,
г. Москва
Детский сад является первой ступенькой в системе непрерывного образования ребенка. Дошкольное образование сегодня ориентированно на каждого воспитанника с учетом его особенностей, потребностей, интересов, возможностей.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО педагоги работают в тесной связи с родителями воспитанников, уделяют большое внимание не только подготовке ребенка к школе, но и воспитанию, и развитию его личностных качеств (коммуникативных навыков, самостоятельности, инициативности, креативности мышления и др.). Эффективным средством создания партнёрских отношений, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность.
Использование проектной деятельности позволяет педагогам оптимально развить познавательные способности дошкольников, формировать волевые качества, стремление к познанию и исследованию нового. Проектный метод позволяет каждому воспитаннику почувствовать себя исследователем, победителем, укрепляет веру ребенка в свои силы и возможности, развивает познавательную активность ребёнка.
Перед педагогами в проектной деятельности стоят следующие задачи:
- активизировать творческую и познавательную активность ребенка;
- формировать самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях:
- мотивировать воспитанников на поиск новых проблем и путей их решения;
- создать ситуации успеха каждому воспитаннику;
- формировать детско-взрослое сообщество.
Сам педагог в проектной деятельности должен быть творчески активным, разносторонне развитым, целеустремлённым, умеющим прогнозировать и анализировать свою педагогическую деятельность. Проектная деятельность предъявляет высокие требования к профессиональным качества педагога, являясь своеобразным индикатором его готовности к применению в своей деятельности инновационных технологий, стремлению саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Спецификой проектной деятельности в системе дошкольного образования является то, что ребенку сложно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель деятельности. Поскольку обучение детей дошкольного возраста происходит через игру, то и сама проектная деятельность, по своей сути является игрой. Следовательно, проектная деятельность происходит более естественно, без насилия над личностью ребенка и с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных возможностей и интересов.
Проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте присущ характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и родители. Родители воспитанников при реализации проекта выступают не только как источник информации, как помощь и поддержка ребенка и педагога в процессе работы над проектом, но и непосредственными участниками образовательного процесса.
Создание результата, продукта проектной деятельности дает возможность родителям и близким дошкольника, быть вовлеченным в его «дедсадовскую» жизнь, стать партнером в игре по поиску решения проблемы.
Проектная деятельность базируется на принципах проектирования в детском саду:
- Принцип открытости – каждый воспитанник имеет право выбора. Ребёнок может согласиться на участие в проектной деятельности, но и может отказаться, если не совсем уверен в себе или у него присутствуют другие причины для отказа.
Воспитанник-участник проекта может на любом этапе проектной деятельности принять решение о продолжении или завершении своей деятельности. Также воспитанник-участник проекта самостоятельно распоряжается результатом своей работы и распоряжается предоставлять или нет своего результата или продукта окружающему кругу.
- Принцип диалога – воспитаннику-участнику проектной деятельности необходимо дать возможность обсуждать деятельность и в ходе проекта, и в обсуждении результатов.
- Принцип рефлексии – воспитаннику-участнику проектной деятельности необходимо предоставить возможность для осознания себя субъектом собственной деятельности, а также социальных отношений. Реализация данного принципа поможет ребёнку самоопределиться и объективно оценивать свои возможности.[1]
Выделим основные этапы проектной деятельности
1. Формулировка проблемы, постановка цели, задачи проекта и его конечный результат (продукт). Педагогам необходимо создать условия для того чтобы нужно понять воспитанники приняли проблему, вжились в игровую ситуацию, осознали себя участниками, поняли, что нужно сделать и как это сделать, чтобы получить результат;
2. Педагог помогает воспитанникам планировать свою деятельность, направленную на решение проектных задач. На данном этапе создаются условия для объединения воспитанников и распределяются роли;
3. Педагог осуществляет контроль хода проектной деятельности, направляет воспитанников и родителей, когда необходимо, оказывает детям практическую помощь;
4. Презентация результатов проектной деятельности. Воспитанники совместно с взрослыми участниками проекта подготавливаются к защите проекта и демонстрируют зрителям результат своей деятельности.[2]
Таким образом, проектная деятельность дошкольников является эффективным средством формирования сотрудничества педагогов, детей и родителей. Проектная деятельности важна для полноценного развития детей дошкольного возраста, для их успешной социализации, а также для развития познавательной активности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). Известия АПН РСФСР, вып. 14).М.; Л., 2014, с. 24-37
2. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.
3. Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 264 с.
4. Баранник, Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2015. - №24. – 67 с.
5. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 278с.
6. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.
7. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под. ред. Н.М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
8. Буланова – Топоркова, М.В., Духавнева, А.В. и др. Педагогические технологии / М.В. Буланова- Топоркова, А.В. Духавнева - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.- 47с.
9. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
10. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336.
11. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. -№. 2.-С.24.
12. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.
13. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ф.С. Гайнуллова; под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2012. - 256 c.
14. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 89с.
15. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
16. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2010. - 288 c.
17. Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук.. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 c.
18. Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста / авт.-сост. М.В.Савченко, Котова Л.Н., Губанова Н.В. Донецк: Истоки, 2017. - 76 с.
19. Дыбина ,О.В., Рахманова, Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом/ О.В. Дыбина, Н.П. Щетинина - М., 2004. - 49с.
20. Загвязинский, В.И. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р. М. Атаханов и др.; под ред. В.И.Загвязинского - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
21. Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Н.М. Зубкова - М.: Издательство «Речь», 2006. - 108с.
22. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
23. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
24. Ликум, А. Детская энциклопедия "Все обо всем"/ А. Ликум - М.: АЗТ,1997. - 134с.
25. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
26. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. Учебное пособие / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2014. - 160 c.
27. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников (под ред. Н.В. Микляевой) / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 208 c.
28. Осмоловская, И. М. Словесные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 128с.
29. Песков, В.К. Окно в природу: Щепотка соли / В.К. Песков - М., -2000. - 67с.
30. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. – Просвещение-Альфа, М., 2012. – 341с.
31. Развитие конструктивной деятельности детей дошкольного возраста: методическое пособие / сост. Сипачева Е.В. - Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018. - 56 с.
32. Развивающая предметно-пространственная среда как важный фактор формирования личности ребѐнка в условиях ДОО(У): методическое пособие / Авт.-сост. Макеенко Е.П., Сипачева Е.В., Ищук В.С., Бойко Л.П. и др. - Донецк: ГОУ ДПО "Донецкий РИДПО",2018. - 44 с.
33. Сыпченко, Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А. Сыпченко. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 920 c.
34. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - Москва: Педагогика, 1982. - 209 с.
35. Газиева, М. Ю. Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. -Молодой ученый. 2017. - №17 [Электронный ресурс] / URL: https://moluch.ru/archive/151/42751/ (дата обращения 12.01.2019).
36. Морозова, И.С., Штепина, И.С. Познавательная активность младших дошкольников /И.С. Морозова, И.С. Штепина Теория и практика общественного развития. 2012. [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-mladshih-doshkolnikov (дата обращения 22.09.2020).
37. Методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / URL: https://studwood.ru/ (дата обращения 22.09.2020).
38. Диагностика познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / URL: https://studbooks.net/ (дата обращения 22.09.2020).
39. Минюк ,Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г) [Электронный ресурс] / URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6151/ (дата обращения: 22.09.2020).
40. Исследовательские проекты для дошкольников [Электронный ресурс] / URL: http://raguda.ru/vs/issledovatelskie-proekty-dlja-doshkolnikov.html (дата обращения 22.09.2020).
41. Науменко, О.П. Методический сборник «Диагностический инструментарий» [Электронный ресурс] / URL: https://studydoc.ru/doc/551627/metodicheskij-sbornik-«diagnosticheskij-instrumentarij (дата обращения 22.09.2020).
42. Ильин, В.С. Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / URL: http://www.bestreferat.ru/referat-343436.html (дата обращения 22.09.2020).
43. Клочко Елена Диагностика дошкольников: методики, тесты (примеры) [Электронный ресурс] / URL: http://fb.ru/article/252568/diagnostika-doshkolnikov-metodiki-testyi-primeryi (дата обращения 22.09.2020).
44. Принципы организации опытно-экспериментальной работы в процессе формирования краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» Шемшурина С. А. – КиберЛенинка [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-organizatsii-opytno-eksperimentalnoy-raboty-v-protsesse-formirovaniya-kraevedcheskoy-kompetentsii-podrostkov-v (дата обращения 22.09.2020).
45. Щукина, Г.И., Морозова, И.С., Штепина, И.С. Познавательная активность младших дошкольников. / И.С. Морозова [Электронный ресурс] / URL: https://www.teoria‐practica.ru (дата обращения 22.09.2020).
46. Лисина, Н.Н. преп.проф.дисциплин ГБПОУ ВЛАТТМетод проектов как современная педагогическая технология. / Н.Н. Лисина [Электронный ресурс] / URL: https://infourok.ru/metod-proektov-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1492720.html (дата обращения 22.09.2020).
47. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев [Электронный ресурс] /URL: http://s17001.edu35.ru/attachments/article/264 (дата обращения 20.09.2020).
48. Педагогической технологии метод проектов[Электронный ресурс] /URL: https://megapredmet.ru/1-18032.html (дата обращения 20.09.2020).
49. Канайкина, Т.А. Педагогическая технология «Метод проектов»[Электронный ресурс] / URL: http://www.informio.ru/publications/id4554/Pedagogicheskaja-tehnologija-Metod-proektov (дата обращения 22.09.2020).
50. Скопина, М.С. Экспериментальная деятельность в детском саду по ФГОС[Электронный ресурс] / URL: https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html (дата обращения 22.09.2020).
51. Как организовывать эксперименты в детском саду?[Электронный ресурс] / URL: https://podrastu.ru/deyatelnost/eksperimentalnaja-dejatelnost-detei-detskom-sadu.html (дата обращения 22.09.2020).
52. Горошилова, Е.П. Занятия-эксперименты [Электронный ресурс] / URL:http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/16600-eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou.html (дата обращения 19.09.2020).
53. Кириллова, И. М. Экспериментальная деятельность в детском саду // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). [Электронный ресурс] / URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10616/ (дата обращения: 18.09.2020).
54. Метод проектов как педагогическая технология[Электронный ресурс] / URL: https://pandia.ru/text/77/413/23612.php (дата обращения: 19.09.2020).
55. Канайкина, Т.А. Педагогическая технология «Метод проектов»[Электронный ресурс] / URL: https://www.informio.ru/publications/id4554/Pedagogicheskaja-tehnologija-Metod-proektov (дата обращения: 19.09.2020).
56. Метод проектов как педагогическая технология[Электронный ресурс] / URL: http://edu.znate.ru/docs/2381/index-10911-30.html (дата обращения: 21.09.2020).
57. Лукова, Н.Л. развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности[Электронный ресурс] / URL: https://infourok.ru/nauchnaya-statya-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-razlichnih-vidah-deyatelnosti-3298364.html (дата обращения: 21.09.2020).
[1] Метод проектов как педагогическая технология[Электронный ресурс] / URL: https://pandia.ru/text/77/413/23612.php (дата обращения: 19.09.2020).
[2] Педагогической технологии метод проектов [Электронный ресурс] /URL: https://megapredmet.ru/1-18032.html (дата обращения 20.09.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-317692-1382009311.jpg)
Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте
В работе рассмотрены понятия эстетичсекого воспитания, формы организации театрализованной деятельности для старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/23/picture-592252-1432360011.jpg)
Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками...
Особенности организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста
Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальнос...
Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста
Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/02/picture-1299443-1635848652.jpg)
Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/29/picture-1431515-1667052250.jpg)
Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста
в статье раскрыты особенности организции проектной деятельности для детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/19/picture-1022627-1521454682.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Презентация для педагогов по организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Проект "Земля - наш общий дом"...