Волшебная соль
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Владимирский институт развития образования
Кафедра дошкольного образования
Конспект НОД для детей подготовительной группы дошкольного возраста
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Волшебная соль»
Подготовила и провела:
воспитатель I кв. категории
Бляблина Елена Владимировна
Дата: 16.04.2018г.
детский сад №128
Группа 64-2
г. Владимир, 2018 г.
- Тема: «Волшебная соль».
- Возрастная группа - подготовительная группа.
- Дата - март 2018 года.
Программное содержание (задачи НОД):
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах
Задачи:
- Воспитательные задачи:
- Создавать условия для активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства (удивление, радость, разочарование).
- Воспитывать детей на примере любознательности сказочных героев, углублять их знания о тайнах природы.
- Воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым.
- Воспитывать познавательную культуру ребёнка, способствовать возрастанию интереса к экспериментированию.
- Развивающие задачи:
- Создавать условия для проявления любознательности, инициативы в познавательно-исследовательской деятельности.
- Развивать мышление: познавательный интерес, умение наблюдать, экспериментировать, объяснять и устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать волевые качества, самостоятельность, умение преодолевать трудности (через решение проблемных ситуаций).
- Развивать воображение, творческие способности - умение обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения в продуктивной деятельности.
- Развивать внимание, произвольную память через самостоятельную постановку ребёнком задачи на запоминание.
- Обучающие задачи:
- Познакомить детей с понятием «соль», «растворение», «ученый», с правилами поведения в лаборатории.
- Заинтересовать детей удивительным, многообразным природным миром.
- Расширять и уточнять знания детей об истории соли.
- Развивать интерес к русским путешественникам и научным сотрудникам.
- Закреплять знания детей о том какая бывает соль и как ее добывают.
- Расширять знания детей о природном и социальном мире, в котором ее употребляют.
- Речевые задачи:
- Способствовать развитию устной речи, формированию умений свободно общаться, выражать свои мысли, чувства.
- Упражнять в построении речевого высказывания в ситуации общения.
- Побуждать детей высказывать предположения, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Помогать осваивать формы речевого этикета.
- Активизировать и обогащать словарь детей (эксперимент, добыча соли, выпаривание, пипетка, кристалы).
Материалы и оборудование: компьютер, тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.
- Взаимосвязь с другими видами деятельности (образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей):
- Ситуативный разговор «Какие правила поведения надо соблюдать в химической лаборатории» (культура поведения), «Правила поведения в детском саду», «Неизведанное рядом» (безопасность).
- Поручения «Каждой игрушке - своё место», «Сложи аккуратно» (труд).
- Составление рассказов из личного опыта «Как мы с мамой дома пробовали соль на вкус» (коммуникация).
- Чтение загадок, пословиц, стихов о соли (чтение худ. литературы).
- Посещение музея в нашем городе.
- Дидактические игры: «Узнай по картинке музеи нашего города», «Сложи пазл кристалика соли», «Опиши - я угадаю», «Похвали блюдо приготовленное с приправой » (социализация).
- До НОД:- рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
- Пополнение библиотеки книгами про полезные ископаемые.
- Папка-передвижка «Кристаллы из соли своими руками».
- Информационный лист «Продуктовые магазины» (где можно купить приправы для приготовления пищи.)
- Просмотр видеосюжетов как добывают соль (из интернета).
- Участие в создании коллекции кристаллов соли.
Этапы деятельности | Содержание деятельности | Время проведения (приблизительно) |
Процесс вовлечения в деятельность | Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся. Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём! Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами. Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые). | 1-2 минуты |
Процесс целеполагания | А хотите, и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадывает загадка про соль: На столе стоит всегда, Внешне, белая она. И на вкус, не вкусна: Но в пищу – каждому нужна. Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью. | 5 минут |
Процесс проектирования и планирования деятельности | Как вы думаете, что нам для этого понадобится?
| 15 минут |
Процесс осуществления деятельности | Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью. Как определить, есть ли у соли запах? Понюхать её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Положите немного соли в мисочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёная). Ребята, как вы думаете, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть). Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. Хотите узнать, как она помогает? Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем. Ходьба по солевой дорожке, как профилактика ОРЗ. Физкультминутка Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два. Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два. А теперь мы все потопаем, потопаем, И ещё разок потопаем, потопаем. Стройными, здоровыми все хотим мы стать. Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять. А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте. Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории. Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело. Возьмите мешочки с солью, и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Как вы думаете, какому ослику было легко плыть? Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду). Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую). А теперь давайте подумаем, можем ли мы из соленой воды добыть соль. (ответы детей). Я наливаю немного соленой воды и выпариваю её. Что вы видите на стенках колбы (Белый налет). Это и есть наша соль. Даю попробовать. Давайте вернемся в нашу лабораторию, и вспомним, как мы выращивали соляные кристаллы. Рассказы детей. А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно). Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут. | |
Процесс рефлексии | Понравилось ли вам занятие? Про что вы сегодня говорили на занятии? Что нового узнали про соль? (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Что именно вам запомнилось на занятии? Рассказы детей. | 5 минут |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа
Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....
Волшебная соль
В занятии экспериментальная деятельность сочетается с оздоровительной и творческой. Много двигательной активности. Сказка немного сокращена от оригинала, но возможно её можно ещё сократить или у...