НОД в подготовительной группе ПРИРОДА «Песок и глина»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
НОД в подготовительной группе
ПРИРОДА
«Песок и глина»
Задачи. Познакомить детей с особенностями песка и глины; сравнить песок и глину, выяснить, чем они отличаются.
Предварительная работа. Организация наблюдений на прогулке и в уголке природы.
Материалы, инструменты, оборудование. Образцы песка и глины в стаканчиках или неглубоких емкостях (для удобства работы можно пометить образцы, наклеив, например, на стаканчики с песком желтые кружочки, а на стаканчики с глиной — коричневые; кружочки можно также просто положить в емкости; другой вариант — взять разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки); стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы, небольшие веточки — «деревья». Материалы и оборудование размещают на небольшом подносе или клеенке.
Содержание занятия.
Воспитатель вместе с детьми проводит ряд опытов.
Опыт 1. Ребенок берет стаканчик с песком и аккуратно насыпает немного песка на лист бумаги. Воспитатель спрашивает, легко ли сыплется песок. (Легко.) Затем он предлагает попробовать высыпать из стаканчика глину, чтобы выяснить, что легче высыпать — песок или глину. (Песок.) Делается вывод: песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Песок, в отличие от глины, рыхлый.
Опыт 2. С помощью лупы дети внимательно рассматривают, из чего состоит песок. (Из зернышек-песчинок.) Воспитатель спрашивает, как выглядят песчинки. (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные — или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки друг на друга? Если да, то в чем сходство; если нет, то чем отличаются? (Одни дети могут сказать, что песчинки похожи, другие — что нет. Не нужно их поправлять. Важно, чтобы в процессе сравнения дети внимательно рассмотрели песчаные зернышки.)
Затем дети таким же образом рассматривают комочек глины. Воспитатель просит их определить, из чего состоит глина, и обращает внимание на то, что в песке каждая песчинка лежит отдельно и не прилипает к своим «соседкам». А глина состоит из очень мелких слипшихся частичек. Чем-то глина похожа на пластилин. Если в детском саду есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Воспитатель вместе с детьми делает вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко «взялись за руки» и прижались друг к другу.
Опыт 3. Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или в нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в трехлитровых стеклянных банках с песком. Воспитатель создает в банке сильный поток воздуха — ветер и предлагает понаблюдать за тем, что происходит с песчинками. Они легко двигаются, сдуваются. Затем таким же образом воздействует на комочки глины. Дети обсуждают, что происходит теперь. Могут ли комочки глины двигаться так же быстро и легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с влажным песком, и с влажной глиной. В заключение воспитатель делает вывод: сухие песчинки легко сдуваются, «убегают от ветра», а слипшиеся частички глины — нет.
Опыт 4. Ребенок берет палочку («деревце») и пробует «посадить» ее сначала в стаканчик с песком, а затем в стаканчик с глиной. Воспитатель предлагает детям представить, что они сажают маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому погрузить ее в такую почву проще. Воспитатель делает вывод, что воткнуть палочку в песок легче, потому что он рыхлый.»
Опыт 5. Ребенок аккуратно наливает в стаканчик с песком немного воды. Воспитатель просит потрогать песок и сказать, каким он стал. (Влажным, мокрым.) Дети размышляют над тем, куда исчезла вода. Затем каждый ребенок наливает немного воды в стаканчик с глиной. Во время опыта дети наблюдают, как вода впитывается: быстро или медленно? (Медленно; гораздо медленней, чем в песок.) Воспитатель просит ребят обратить внимание на то, что часть воды осталась на поверхности глины. (Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее.) Затем дети сажают «деревца» во влажную глину и делают вывод, что палочку легче воткнуть в мокрую глину, чем в сухую. Воспитатель напоминает им, что когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Это делают, во-первых, для того, чтобы саженцы получали воду, а во-вторых, во влажную почву легче проникают корешки. Воспитатель вместе с детьми делает вывод: во влажную глину сажать растения легче.
Опыт 6. Ребенок берет в одну руку емкость с сухим, а в другую — с мокрым песком и сравнивает, что тяжелее. (Для этого опыта можно использовать и игрушечные весы.) Воспитатель просит всех высказать свои предположения: почему мокрый песок тяжелее, чем сухой. Если дети не могут найти правильный ответ, объясняет: среди сухих песчинок «прячется» легкий воздух, а среди влажных — более тяжелая вода.
Воспитатель проводит упражнения для закрепления материала.
1. Перед началом упражнения воспитатель просит детей вспомнить, как размещались песчинки в песке? Они прилипали друг к другу или лежали по отдельности? (По отдельности.) Затем, по сигналу воспитателя, дети «превращаются» в песчинки. Как нужно при этом встать? Отдельно друг от друга или взяться за руки и прижаться друг к другу? (Каждый ребенок стоит отдельно, не прикасаясь к другому.) Воспитатель говорит, что внезапно подул ветер. Что случится с песчинками? Как они буду передвигаться?
(Дети разбегаются врассыпную.)
2. Дети изображают частички глины. Воспитатель спрашивает, как они теперь должны стать? (Группами, взявшись за руки, прижавшись друг к другу.) Налетел ветер — что происходит с кусочками глины? Они остаются на месте. Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются. (Дети передвигаются группами, но при этом продолжают держаться за руки.)
Литература:
Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет», стр.138
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в логопедической подготовительной группе. "Природа дарит чудеса"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в логопедической подготовительной к школе группе .Тема: "Природа дарит чудеса"...
Методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе «Природа в творчестве художников»
Трудно представить себе экологическое воспитание детей без привлечения художественного творчества. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, поэтому природа – источник для искусства...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебный песок»
Содержание тематического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект занятия в подготовительной группе. Природа "Мы- защитники природы"
Конспект занятия в подготовительной группе. Природа "Мы- защитники природы"...
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»Тема: занятие «Природа вокруг нас»Цель: формировать экологическую культур...
Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию в подготовительной группе "Свойства песка и глины"
Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию в подготовительной группе "Свойства песка и глины"...
Проект в подготовительной группе на тему "Волшебная глина"
Вид проекта: исследовательско- творческий. Продолжительность проекта: среднесрочный (2.12.2022-9.12.2022). Автор проекта: воспитатель Нина Васильевна Залужская....
- Мне нравится (2)