Конспект ООД по ознакомлению окружающего мира «В гости к городецким мастерам»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
«В гости к городецким мастерам»
Программные задачи:
Обучающие:
познакомить с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла
Развивающие:
развивать внимание, мышление, память, логику
Воспитательные:
воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства
Материалы и оборудование: географическая карта, изделия городецких мастеров, проектор и экран, USB-носитель информации с презентацией «В гости к городецким мастерам», рабочая тетрадь для детей 5-7 лет, цветные карандаши
Словарная работа: лен, веретено, пряжа, прялка, рукодельница
Ход занятия:
1. Введение в тему
- Ребята, мы с вами уже много путешествовали по нашей стране, но наше путешествие еще не закончено. Давайте вспомним, где мы побывали в прошлый раз? (в городе Гжель)
Слайд №1
- Что там делают и из чего? (глиняную посуду)
- Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний»
Слайд №2
-Какой предмет лишний? (Статуэтка, остальное посуда)
Слайд №3
-Что лишнее? (Чайник, остальное игрушки)
Слайд №4
- А здесь что лишнее?
(Игрушка, которая сделана не в Гжели)
2. Создание проблемной ситуации
- А как вы думаете, где делают эти игрушки?
Затруднение - дети не знают, где и как делают такие игрушки
Решение
- Чтобы узнать это, мы вместе с Ваней и Таней отправимся в гости на небольшую реку Узол (показать на географической карте)
3. Рассказ воспитателя об истории возникновения промысла с показом презентации
- Места там лесные. И живут там мастера, которые занимаются росписью деревянных изделий. А что можно делать из дерева? (дома, мебель, посуду, игрушки)
- А еще из дерева в давние времена делали прялки.
Слайд №5
- Посмотрите, что представляет собой прялка. Это плоское донце, из которого как бы вырастает ножка с расширяющейся кверху лопастью.В доме наших предков прялка была чуть ли не одним из самых главных предметов: она одевала всю семью. Ведь раньше не было магазинов, как теперь, поэтому готовой одежды не продавалось. Люди сами пряли нити, ткали и шили одежду. Прясть и ткать тогда умела каждая женщина, а учили ее этому с малолетства
- Весной женщины выходили в поле сажать лен.
Слайд №6
- Матери учили дочек. Дочери пели и повторяли движения матери.
4. Физкультминутка
- Уж я сеяла, сеяла ленок,
Я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Ты удайся, удайся, ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Лен, мой лен! Белый лен!
(Дети повторяют движения воспитателя, делают те же движения)
Слайд №7
- Осенью лен выдергивали, вязали в снопы
Слайд №8
- Затем принимались колотить его и чесать специальными инструментами
Слайд №9
- Много было с ним хлопот, и в конце концов лен превращался в пряжу, мягкую и волокнистую
- Наступала зима. Собирались женщины со всего села в одну избу, чтобы не скучно было, и пряли. Как вы думаете, почему пряли зимой? (Потому,что летом на это не было времени: очень много было работы на огороде, в поле, в саду)
- Помните слова из сказки: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» Кто ее написал? (А. С. Пушкин) Как она называется? (Сказка о царе Салтане)
Слайд №10
- Пряжу привязывали к внутренней стороне прялки. Очень аккуратно кончиками пальцев мастерица вытягивала из пряжи волокна и скучивала их в нитку, а нитку наматывала на веретено.
Слайд №11
- Веретено – это гладкая палочка с заостренными концами. Его держали в левой руке и крутили между пальцами. И крутилось и жужжало веретено, и выходила из льняной пряжи нитка. Долгими зимними вечерами сидели девицы, играли, пели или старые бабушкины сказки рассказывали.
-Ребята, а вы помните еще одну сказку, в которой жизнь принцессы зависела от веретена?
- Как эта сказка называется? (Спящая красавица)
- Что предсказала колдунья? (Что дочь короля уколет палец веретеном и уснет на 100 лет)
- Колдунья знала, что прядут в каждом доме, и рано или поздно девочка должна будет взять в руки веретено.
- Чем заканчивается эта сказка? (Прекрасный принц поцеловал спящую красавицу и снял заклятие злой колдуньи)
Слайд №12
- Весной из ниток начинали ткать полотно вот на таких ткацких станках. Ведь каждой девушке на приданое полагалось наткать много метров ткани. На это уходило много лет, ведь с готовкой ткани было очень много хлопот. Зимой ткань расстилали на снегу и морозили. Весной раскладывали на солнышке и сбрызгивали водой. И превращалась ткань из серой в белую.
- Как вы думаете,какую жену выберет себе парень: ленивицу или рукодельницу?
- Как вы понимаете слово «рукодельница» (трудолюбивая, старательная, искусная, работящая)
- А как мог парень узнать, ленива или трудолюбива девушка? (Пройтись весной по деревне и посмотреть на разложенные на траве полотна. Чем больше ткани и чем она белее, тем старательнее девушка)
- Как вы видите, прялки были действительно необходимы в каждом доме.
Слайд № 13
- И скромную труженицу прялку, как бы в благодарность за ее работу покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами.
Слайд №14
- Красивой прялкой гордилась владелица, она привлекала внимание подруг. Прялку дарил молодой человек своей девушке, прялка часто переходила по наследству – от матери или бабушки.
Слайд №15
- На прялках, что одна другой лучше, то сказочная птица красуется, то невиданные цветы распускаются
Слайд №16
- Каждое изображение имеет свое символическое значение. Так, птицы, сидящие на кусте, не просто павлин с павлушкой. Это образ мужа с женой, алые цветы – дети их малые, а сказочные сады – мечты о райской жизни
Слайд №17-20
- Городецкие мастера украшали не только прялки, с них только все начиналось. Мастера этого района изготавливали из дерева и расписывали разделочные доски, посуду, туеса, короба, шкатулки, детские игрушки.
5. Работа в рабочих тетрадях
Задание «Раскрасьте»
- Перед вами городецкие узоры на доске. Раскрасьте рисунок до конца.
6. Подведение итога занятия
Слайд №21
Игровое задание «Помогите Тане и Ване найти изделия городецких мастеров».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по ознакомлению окружающего мира в 1 мл.гр.
конспект занятия (учимся заваривать чай)...
Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром «Как звери к зиме готовятся.
Познакомить детей с приспособлением диких животных к жизни в лесу с наступлением зимнего времени года....
Конспект НОД по ознакомлению окружающим миром во 2 младшей группе на тему «Свойства дерева»
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков....
Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева»
Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева»...
Конспект НОД по ознакомлению окружающим миром в средней группе на тему «Волшебное дерево»
Конспект НОД по ознакомлению окружающим миром в средней группе на тему «Волшебное дерево»...
Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром «Как звери к зиме готовятся.
Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром «Как звери к зиме готовятся.Задачи:Способствовать расширению знаний у детей о приспособляемости диких животных к жизни в лесу с наступлением зим...
Конспект Образовательной деятельности в старшей группе«В гости к городецким мастерам»
Конспект Образовательной деятельности в старшей группе«В гости к городецким мастерам»...