Опытно-экспериментальная деятельность "Деревья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Курносова Надежда Федоровна

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности см элементами гидрогимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_zanyatiya.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Деревья, их строение и свойства.

Цель: повышать интерес у детей к опытно-экспериментальной деятельности. Использовать гидрогимнастику и массаж рук  для воздействия на благоприятные для речевого развития точки

Задачи:

Образовательная:Познакомить детей со свойствами дерева. Закрепить с детьми правила безопасного поведения с огнем.

Развивающая: Развивать умение определять существенные признаки свойства материала. Развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас детей.

Материалы:емкость с водой,карандаши, точилка, иллюстрации по теме «Огонь», кукла – «Дед Знай».

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, я узнала сегодня, что к нам в детский сад спешит гость, а кто это, попробуйте отгадать загадку.

Воспитатель:

Про все на свете знает он,

Советы всем дает,

Детей он очень любит

И каждый день их ждет.

Живет в лаборатории

Мудрый, старый дед.

Кто же это, дети?

Прошу вас дать ответ.

Ответы детей: Дедушка Знай

Звучит песня «Ужасно интересно все то, что неизвестно…», музыка В. Шаинского (один куплет).Появляется кукла «Дед Знай».

Дед Знай:Здравствуйте ребята. Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться исследованиями. Хотите быть исследователями?

Дети:Да

А вот, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Дети: Лес.

Дед Знай:правильно. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы.

Ребята, а какие предметы делают из дерева?

Дети:мебель, стулья, игрушки.

Дед Знай:Правильно. Деревья нужно беречь, из них можно сделать много полезных предметов, которые так необходимы для жизни человека. Хотите поиграть со мной в игру, тогда отгадайте загадку:зимой и летом одним цветом (елочка).

Ход игры: дети подходят к столам, на которых стоят тазики с водой. Выкладывают на дне тазика  с теплой водой елочки из карандашей.

Вот стоит большая елка,

 А на ней растут иголки,

 Есть на елке также шишки,

А внизу берлога мишки.

Дети соединяют подушечки больших указательных средних безымянных пальцев мизинцев обеих рук после этого сближают руки раздвигая пальцы.

Сейчас я предлагаю поговорить о свойствах дерева и заняться исследованиями.

Опыт 1. Дерево легкое, не тонет.

  • Итак, первое свойство, которое мы исследуем, требует от нас проведения серьезного эксперимента. На столе емкости с водой и предметы на подносе. Возьмите металлический предмет и опустите его в воду. Что с ним стало и почему?

Дети:он утонул.

  • А теперь возьмите бумагу и опустите ее в воду. Что с бумагой и почему?

Дети:Она намокла и тоже утонула.

Опыт 2. Дерево горит, дает тепло и свет.

  • Второй эксперимент мы не сможем провести, так как он очень опасный. Этот эксперимент я покажу по картинке. Если поджечь дерево, то оно начинает гореть. Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Посмотрите на иллюстрации и расскажите, может ли огонь быть другом человеку?

Дети Да, может.

Дед Знай: А как он помогает?

Дети:Огонь нужен, чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор, чтобы было светло.

Дед Знай: Что заметили люди, когда горит дерево, древесина?

Дети:Что становится светло и тепло. Можно разжечь костер в лесу. На костре можно приготовить пищу.

Дед Знай: А как вы думаете, когда огонь становится врагом человеку? Может он быть опасным?

Дети:Да.

Дед Знай:А когда? От чего может произойти пожар?

Дети:Когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички.

Дети:нельзя детям брать спички, поджигать траву, бумагу, оставлять мусор в лесу. Может произойти пожар. Брать спички и разводить огонь могут только взрослые.

Дед Знай: Какие беды приносят пожары?

Дети: могут погибнуть люди, животные в лесу, погибнет лес, насекомые.

Мы с вами выяснили второе свойство. Назовите его.

Дети:  дерево горит, дает тепло и свет.

Опыт 3. Дерево сохраняет тепло.

Дед Знай: Теперь мы с вами попробуем выяснить следующее свойство.

  • Возьмем две кружки, деревянную и стеклянную с теплой водой
  • Какая кружка долго сохраняет тепло?

Дети: деревянная. В ней вода теплая. А в стеклянной кружке вода быстро остывает.

Мы с вами выяснили третье свойство дерева. Назовите его дети.

Дети: дерево сохраняет тепло.

Дед  Знай:Юные исследователи, какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?

Ответы детей:

1. Дерево  легкое, не тонет. Дерево горит, дает тепло и свет.
3.Дерево сохраняет тепло.
4.Древесина легко поддается обработке.

Дед Знай:Таким образом, дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек его широко использует в быту.

Дед Знай: Мне было приятно с вами пообщаться. Я подготовлю для вас новые опыты и обязательно приду к вам в детский сад. До свидания. До новых встреч!

Литература:

  1. Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» Санкт-Петербург 2015г, методическое пособие.
  2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом.Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий центр «СФЕРА». Москва 2002.
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2010, 64 с., С. 3-7.

Интернет-ресурсы:

  1. http://metodsovet.su/blog/udivitelnye_svojstva_dereva/2013-12-11-301.
  2. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-na-temu-derevo-i-ego-svoistva-v-starshei-grupe.html.
  3. https://infourok.ru/proekt-po-ekologii-na-temu-udivitelnie-svoyst


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...

Мастер - класс по экспериментальной деятельности "Веселая наука" (опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе).

Представление опыта работы с детьми подготовительной группы по развитию познавательной активности через поисково - иследовательскую деятельность....