Конспект занятия "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора" 2020 г.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Анастасия Александровна Богданова

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Солнышко»

                                                                                                                     

Конспект непрерывной образовательной деятельности

направление: «Познавательное развитие»

 Тема: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора»

для детей  старшей группы

                                                                              Разработана

                                                                                      воспитателем

А.А. Богдановой

                                                       

п. Коврово

2020 г.

Тема: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора» для детей старшей группы

Задачи: 

Обучающие: 

Формировать у детей представление о ранней осени на основе знакомства с существенными признаками сентября. Учить устанавливать разнообразные связи в природе. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

Развивающие:
Активизировать познавательную деятельность через игровые проблемные ситуации и развивающие игры. Развивать образное представление, мыслительную операцию «сравнение» и доказательную речь, произвольное внимание.

Воспитательные:
Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.

Материал: 2 шнура или скакалки; осенние листья осины, ясеня и клена (на всех детей); 2 панно (одно зеленного цвета, другое желтого цвета), картинки с изображениями явлений природы летом и осенью, предметов летней и осенней одежды; листы бумаги, цветные карандаши (по количеству детей).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть.

Этюд «Улыбка»

Воспитатель. Ребята, давайте представим, что мы лежим на солнышке, нам тепло и приятно. Покажите, как вы улыбаетесь.

Дети улыбаются друг другу.

Воспитатель. А теперь вы оказались в осеннем лесу. Еще тепло, на деревьях появились первые желтые листочки, вы радуетесь им. Покажите, как.

Дети показывают.

Воспитатель. Представьте, что вы гуляете по осеннему парку и вдруг увидели своего друга. Как вы улыбнулись ему?

Дети показывают, как улыбаются друг другу, затем педагог предлагает им разгадать загадку.

Воспитатель.

Дни стали короче, длиннее стали ночи.

Урожай собирают, когда это бывает?

Дети. Осенью.

Воспитатель. Дети, известный русский поэт Федор Иванович Тютчев в одном своем стихотворении так писал об осени: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». Как вы понимаете слова «осень первоначальная»?

Дети высказываются. Воспитатель просит их медленно, по частям произнести слово «перво-начальная».

Воспитатель. «Первоначальная», то есть самое начало, первые дни осени. Они мало чем отличаются от летних дней.

Воспитатель просит подойти детей к столу, на котором расположены два панно – зеленое и желтое. Рядом с панно находятся парные картинки.

Воспитатель. Как вы думаете, какое время года отображает зеленое панно? Когда вокруг много зелени?

Дети. Летом.

Воспитатель. На зеленном панно мы будем собирать летнюю картинку.

А на желтом какую?

Дети. Осеннюю картинку.

Воспитатель. Почему?

Дети. Осенью много желтого цвета.

Воспитатель. А теперь давайте разберемся, что бывает и летом, и осенью, а что – только осенью. Или наоборот, чаще всего бывает летом.

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображено лучистое солнышко.

Воспитатель. Ярко светит солнце.

Дети. И летом, и осенью.

Воспитатель располагает на обоих панно (сверху) по лучистому солнышку, а потом показывает детям следующую картинку, например, «белые облака». Дети говорят, когда бывают такие облака, и располагают картинки на обоих панно.

Варианты картинок: пасмурно и идет дождь, деревья зеленые и деревья с первыми пожелтевшими листьями, некоторые уже лежат на земле; обильно цветут цветы и много насекомых, насекомые прячутся, так как мало цветов.

Дети собирают панно, прикрепляя картинки и объясняя свой выбор. Воспитатель стимулирует ответы детей фразами: «Я с тобой согласна», «Думаю так, как ты», «Кто думает иначе?» и.т.д.

По окончании выполнения задания воспитатель предлагает дети снова встать в круг, а сама берет в руки мяч.

Воспитатель. Вот так незаметно к нам пришла осень. Дети, предлагаю вам поиграть. Я называю слово-действие, а вы подбираете к нему нужное слово – говорите, кто или что это делает. Например – «моросит».

Дети. Дождь.

Воспитатель. Правильно. Только отвечать будет тот, кому я брошу мяч.

Воспитатель называет слово и бросает мяч детям по очереди, дети ловят его и отвечают.

Моросит … (дождь), созревают … (фрукты, овощи), вянет … (трава), улетают … (птицы) и.т.д

Воспитатель. Вы любите гулять по осеннему лесу? Давайте отправимся туда. Дети, но мы не можем пойти гулять в легкой одежде! А почему?

Дети. В лесу прохладно.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором веером разложены картинки с изображениями предметов одежды. Каждый ребенок берет одну картинку и объясняет, почему он ее выбрал, например: «Я выбрал брюки потому что в лесу прохладно, а в шортах будет холодно».

После того как каждый ребенок выберет себе картинку и выскажется, воспитатель предлагает детям поиграть.

Подвижная игра «Мы – веселые ребята».

Воспитатель. У разных деревьев листья падают по-разному (показывает): у осины стремительно и прямо у клена – долго качаются в воздухе и кружатся, у ясеня – будто планируют в воздухе.

Воспитатель предлагает детям взять по листочку и рассмотреть в лупу его внутреннюю сторону (Рядом с ковром на столе подготовлены лупы). Дети рассматривают листья.

Воспитатель. Дети, посмотрите внимательно на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точечками. Что же это такое? Это такие окошечки, в них хранится влага, вода. Чтобы расти и жить дереву нужно очень много воды. Корни дерева впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает в листья.

Зимой вода замерзает и ее очень мало поступает в дерево – листьям совсем не достается воды. Поэтому они становятся лишними, и дерево их сбрасывает. Так наступает листопад.

Как вы думаете, что было бы с деревьями зимой, если бы они осенью не сбрасывали листву?

Дети высказываются. Взрослый поощряет полные ответы детей при необходимости задает уточняющие вопросы. Когда же желающие выскажутся воспитатель продолжает рассказ.

Воспитатель. С листьями из растений удаляются вредные вещества. Листочки укроют землю сплошным ковром, защитят корни деревьев от морозов. Опавшие листья нужны почве и растениям, которые на ней растут. А теперь давайте вспомним приметы сентября.

Дети по очереди называют приметы.

Воспитатель. Ранняя осень или как сказал поэт, «первоначальная» - красивейшее время года, «дивная пора». Давайте и мы подберем для осени красивые слова.

Составление синквейна на тему «Осень»

Воспитатель. Осень. Какая?

Дети. Золотая, прохладная…

Воспитатель. Осень что сделала?

Дети. Наступила, раскрасила, собрала…

Воспитатель. Что мы еще можем сказать об осени?

Дети. Природа готовится ко сну. Прекрасное время года.

Воспитатель предлагает детям пройти к столам, где для них приготовлены бумага и цветные карандаши, и нарисовать красивую осеннюю картинку.

Дети рисуют, взрослый наблюдает за детьми, при необходимости оказывает им помощь в форме совета. По окончании изобразительной деятельности дети вместе со взрослым оформляют выставку на тему «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». В центре этой экспозиции – составленный синквейн об осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам первоначальной грамоты в подготовительной к школе группе «Черепашки» на тему: «Загадай, мы отгадаем».

Цель:1. Продолжать развивать способности проводить звуковой анализ слова и качественно характеризовать звуки.2. Закреплять умение вычленять словесное ударение.3. Воспитывать у детей уважение к труду л...

"Короткая, но дивная пора…"

Презентация времени года - осень....

Проект "Есть в осени первоначальной..."

Проект для старшей группы "Есть в осени первоначальной..."...

Конспект образовательной деятельности "Осень дивная пора".

Конспект образовательной деятельности "Осень дивная пора"....

Сценарий литературного конкурса чтецов "Есть в осени первоначальной..."

Ежегодное проведение конкурса чтецов,  посвящённое  прекрасному времени года – осени, с целью  видеть художественно-выразительные средства, которые применяют поэты для раскры...

Конспект занятия "Есть в осени первоначальной""

В конспекте по окружающему миру представлен материал для проведения занятия в старшей группе детского сада, а конкретно для детей 5-6 лет. Прописаны цели и задачи занятия, а также ход занятия и оснаще...