Конспект интегрированного подгруппового занятия «Что как называется? Рассказ о гончарном промысле»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект интегрированного подгруппового занятия
в подготовительной группе общеразвивающей направленности
Лобова М.В.
воспитатель МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 37 «Ягодка»
г.Губкин
Название: «Что как называется? Рассказ о гончарном промысле»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uchebnogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_lobova_m.v.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного подгруппового занятия
в подготовительной группе общеразвивающей направленности
Лобова М.В.
воспитатель МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 37 «Ягодка»
г.Губкин
Название: «Что как называется? Рассказ о гончарном промысле»
Форма: Интегрированное занятие
Цель: Знакомство детей с народным ремеслом (гончарный промысел) и воспитание интереса к народным традициям; знакомство с предметами старины.
Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Программные задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с гончарным ремеслом и с особенностями работы мастера- гончара, с гончарным кругом, глиной, способами работы с ней.
- Формировать у дошкольников представления о музее, умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Развивающие:
- Формировать навыки работы с глиной.
- Развивать наблюдательность, расширять кругозор детей.
- Создавать условия для возникновения у детей познавательного интереса к народным промыслам родного края.
- Расширять кругозор, развивать познавательные способности, творческое и логическое мышление, воображение, художественный вкус, моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к мастерам, сохраняющие народные промыслы и результатам их труда. Воспитывать интерес к старинным предметам обихода.
Оборудование: фото – слайды, видеоролик «Город мастеров. Гончарное ремесло», предметы старины (утюг, русская печь, деревянные ложки, рубель, чугунок, самовар, рушник, скатерть, прялка и др.), глина, губки, стеки, молоко, клеёнки, фартуки, салфетки, музыкальное сопровождение.
Ход:
Этап занятия | Содержание занятия |
Оргмомент | Воспитатель: Добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Воспитатель: Ребята, скажите мне, кто - то из вас был в музее? Дети: Да, были. Воспитатель: А в каких музеях вы были? (ответы детей) Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что такое музей и что нужно для музея? Что там должно быть? Дети: Музей – это место, где хранятся предметы старины. Для музея нужно организовать место, ещё нужен какой – нибудь экспонат, например, игрушки, картины, телефоны и др. Воспитатель: Правильно. Дети, вот я вам предлагаю посмотреть в ноутбук. |
Мотивационно-ориентировочный | Воспитатель: Посмотрите, это музей чайника. Что здесь есть? Дети: В этом музее находятся старинные чайники. Воспитатель: Правильно. Посмотрите, что это за музей? Дети: Это музей Павловских платков. В этом музее находятся платки. Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за музей? Дети: Это музей народного костюма. Воспитатель: Ребята, скажите мне, а народные костюмы, каких национальностей вы ещё знаете? Дети: Украинские, армянские, белорусские народные костюмы. Воспитатель: Хорошо, молодцы. А посмотрите, что это за музей? Дети: Это музей старинных Тульских самоваров. Воспитатель: Правильно. А этот? Дети: Это музей старинного утюга. Воспитатель: Ребята, посмотрите, это музей гончарной посуды. В котором находится различная посуда. Воспитатель: А посмотрите, что это за музей? Дети: Это музей игрушек. Воспитатель: Правильно. А что в нём находится? Дети: В этом музее находятся игрушки: лошадка, куклы, коляска, паровоз. Воспитатель: Правильно, ребята. Воспитатель: Ребята, а в группе мы можем с вами организовать свой музей? Дети: Да, мы можем в группе организовать музей. Воспитатель: А где мы можем организовать музей? Дети: Да, мы можем в группе организовать музей. Воспитатель: Вот посмотрите, у нас есть старинная русская печь, давайте здесь и будет находиться наш музей. Дети: Да. Воспитатель: А давайте мы с вами совершим путешествие по нашей группе, посмотрите вокруг, у нас есть старинные вещи? Дети: Да, есть. (Дети по группе находят старинные вещи для музея – рушник, скатерть, коврик, самовар, рубель, утюг, чугунок, деревянные ложки) Воспитатель: Даша, скажи мне пожалуйста, что ты нашла? Ребёнок: Я нашла скатерть. Воспитатель: Какая это скатерть? Ребёнок: Старинная, её крестиком вышивали ещё наши прабабушки. Воспитатель: Правильно, давай нашей скатертью украсим печь. Воспитатель: Никита, скажи, а ты что нашёл для нашего музея? Ребёнок: Я нашёл для нашего музея старинный рушник, который вышит был в старину. Воспитатель: Хорошо, давай мы наш рушник положим в наш музей. Воспитатель: Ульяна, а что же ты нашла для нашего музея у нас в группе? Ребёнок: Я нашла старинный утюг, он очень тяжёлый. Воспитатель: Хорошо, давай мы наш утюг поставим в наш музей. Воспитатель: Ой, Никита, скажи, а что ты нашёл в нашей группе? Ребёнок: Я нашёл старинный коврик, который изготовляли в ручную наши прабабушки. Воспитатель: Хорошо, коврик мы постелем на пол, к скамеечке. Воспитатель: Артём, скажи мне, пожалуйста, а что же ты нашёл для нашего музея? Ребёнок: А я для нашего музея нашёл старинный самовар. Воспитатель: А как ты думаешь, для чего он нужен? Ребёнок: Самовар нужен был для того, чтобы нагревать воду для чая. Воспитатель: Правильно, давай мы его тоже поставим в наш музей. (И так, пока все дети не расскажут, о тех предметах, которые они нашли для группового музея) |
Поисковый | Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой у нас замечательный и красивый музей получился. Воспитатель: Дети, а посмотрите, чего не хватает в нашем музее? Вспомните, те картинки, которые мы с вами смотрели в ноутбуке? Дети: Не хватает посуды. Воспитатель: Что же для этого нужно сделать? Дети: Нужно слепить посуду. Воспитатель: Правильно ребята. А как вы думаете, кто лепил раньше посуду? А какая она была? Дети: Мы не знаем. Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть видео ролик. Хотите? Дети: Да, мы хотим. Воспитатель: Пожалуйста, садитесь перед ноутбуком и внимательно посмотрите ролик «Город мастеров. Гончарное ремесло» Воспитатель: Понравился вам ролик? Дети: Да, понравился. Воспитатель: А скажите мне, кто и из чего изготавливает посуду? Дети: Посуду изготавливает гончар из глины. Воспитатель: Правильно. А сейчас есть гончарное ремесло? Дети: Да, есть. Воспитатель: Правильно, сейчас возрождается гончарное ремесло, но мало. Воспитатель: Что делает гончар? Дети: Гончар делает посуду? Воспитатель: Правильно. А какую посуду, назовите её? Дети: Кувшины, крынки, горшки, миски, чайники и др. Воспитатель: Если посуда из глины, то она какая? Дети: Посуда из глины глиняная. Воспитатель: А какие руки должны быть у гончара? Дети: Руки у гончара должны быть плавные. Воспитатель: Что гончар вкладывает в свою работу? Дети: Гончар в свою работу вкладывает душу. Воспитатель: Что наносит гончар на своё изделие? Дети: Гончар на своё изделие наносит орнамент. Воспитатель: Скажите, ребята, что нужно сделать с изделием, чтобы оно было готово к обжигу? Дети: Нужно убрать шероховатости и замыть его. Воспитатель: Правильно, дети. Воспитатель: Ребята, а что необходимо сделать для водонепроницаемости черепка? Помните? Нет? Наш гончар пользуется технологией молочения. То есть, изделие перед обжигом помещает в молоко. А как вы думаете, для чего он это делает? Дети: Чтобы посуда не пропускала воду. Воспитатель: Правильно. В чём гончар обжигает свои изделия? Дети: Гончар обжигает свои изделия в печи. Воспитатель: Правильно. А на чём выполняет гончар свою работу? Дети: На гончарном кругу. Воспитатель: Итак, давайте вспомним, что нужно гончару для работы? Дети: Глина, гончарный круг, печь, губка, вода для смачивания глины, фартук. Воспитатель: Да, правильно. Ребята, один из самых древних промыслов края — гончарное производство. Наиболее интенсивно развивался и развивается этот промысел в посёлке Борисовка, Белгородской области. Изготовлялись крынки для молока, горшки, тарелки, миски. А сейчас на заводе производят игрушки, посуду, кирпич и кафель. Воспитатель: А вы хотите организовать свою гончарную мастерскую и пополнить наш музей старинной посудой? Дети: Да, хотим. |
Практический | Воспитатель: Давайте надевайте свои фартуки, сейчас мы с вами организуем своё рабочее место. Вот глина у нас уже лежит, нам нужна вода, мокрые губки, стеки для прорисовывания рисунка, молоко, салфетки. Воспитатель: Ребята, но перед каждым трудным делом нужно сделать разминку, давайте мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику. Руки хорошо потрём, (дети растирают руки до состояния тепла) До тепла их разотрём. Чтобы глина не серчала,(дети гладят свои руки плавным движением) Нежно их погладим И слова такие скажем: «Ручки, ручки помогите, (сжимают руки в кулачки и подносят их ко рту ) И поделочку слепите» Воспитатель: Предлагаю вам занять свои места. Превращаемся в гончаров. Ребята, какую посуду вы хотите слепить? А что лепил гончар? Дети: Чашку, кувшин, миску, горшок и др. Воспитатель: Даша, что ты хочешь слепить? Ребёнок: Я хочу слепить горшок. Воспитатель: У горшка просто стенки и всё. Воспитатель: Савелий, а ты что хочешь слепить? Ребёнок: Я хочу слепить вазу. Воспитатель: Вазу, значит ваза длинная. А ты Яна, что хочешь слепить? Ребёнок: Я хочу слепить чайник. Воспитатель: У чайника есть ручка и носик. Воспитатель: Мы, гончары, приступаем к работе. Воспитатель: Из комочка глины, не прибегая к гончарному кругу, сделаем посуду. Переминаем комок глины в кулачке, разминаем её пальчиками, прощупываем глину, собираем её в комок, продавливаем ладошками. Отщипываем небольшое количество глины на украшение и дополнительные детали. (Дети лепят свои работы, индивидуальная помощь жестами, советами, вопросами.) Воспитатель: Переходим к украшению своего изделия. У вас на столах стеки, которые нужно увлажнить о губку и прижимать к изделию. Воспитатель: А еще один способ украшения – это налеп. Отщипываем небольшое количество глины от комочка, который остался, катаем горошинку, жгутик, листок увлажняем о губку и прикрепляем к изделию. Воспитатель: Ребята, у всех получилось? Дети: Да, у всех всё получилось. Воспитатель: Молодцы. А давайте мы с вами воспользуемся технологией молочения. Опустите свои работы в молоко и поставьте их на разнос. Воспитатель: А для чего гончар опускал работы в молоко? Дети: Гончар опускал своё изделие в молоко, для того что - бы посуда была водонепроницаемая. Воспитатель: Вспомните, что гончар потом сделал со своим изделием? Дети: Он поставил его в печь. Воспитатель: Правильно, у нас тоже есть русская печь, давайте, и мы свою посуду обожжем в печи. Дети: Да, давайте. Воспитатель: Я поставлю ваши работы в печь, а вы пока протрите руки салфеткой. Дети: Хорошо. |
Рефлексивно-оценочный | Воспитатель: Подходите все ко мне. Ребята, давайте же мы с вами вспомним, что мы сегодня с вами делали? Какие бывают музеи? Дети: Музей самовара, утюга, самовара, игрушки, платка посуды и др. Воспитатель: Что мы с вами организовали в нашей группе? Дети: В нашей группе мы организовали музей. Воспитатель: А какие старинные вещи мы разместили в нашем музее? Дети: Утюг, самовар, рушник, скатерть, деревянные ложки и др. Воспитатель: Правильно. Дети, скажите, а кто такой гончар и что он делает? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Скажите, что мы с вами делали из глины? Дети: Из глины мы лепили старинную посуду. Воспитатель: А для чего мы её лепили? Дети: Для нашего музея. Воспитатель: Мы пополнили наш музей вашими поделками. Дети: Да, пополнили. Воспитатель: Очень хорошо. Воспитатель: Ребята, посмотрите, а я нашла для нашего музея глиняную крынку для молока, которую я поставлю рядом с чугунком. Воспитатель: Я вам предлагаю спросить у своих родителей, бабушек, дедушек есть ли у них старинные вещи? И принести их в наш музей. Узнать их историю и рассказать ребятам. Дети: Хорошо. Воспитатель: Все молодцы, спасибо за внимание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного подгруппового занятия воспитателя речевой деятельности и музыкального руководителя для детей старшего дошкольного возраста «Бал цветов»
Задачи:Совершенствование навыков фонематического слуха.Автоматизация звуков /Ж/, /Ш/ в связной речи.Обобщение материала по теме «Цветы», «Насекомые».Закрепление навыков звукобу...
Конспект интегрированного подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возрасти
Тема: "Дикие животные"....
Конспект открытого подгруппового занятия в рамках тематической недели «Весна красна» (пересказ рассказа) «Весна в лесу»
Цель: Составление пересказа рассказа «Весна» по опорным рисункам.Образовательные задачи. Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по ...
Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием элементов песочной терапии
Тема: «День победы»Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6 -7 лет включительно)Цель: формирование лексико-грамматических компонентов по теме «День победы»Задачи:К...
Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи с использованием элементов песочной терапии
Дети раннего возврата только начинают познавать мир и у них формируются первые понятия о формах и положении предметов, ролевая игра еще не сформировалась, детям свойственно манипулирование с предметам...
Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи с использованием элементов песочной терапии
Содержание занятия:Организационный моментБеседа по рассказуЗагадки на военную темуФизкультминутка «Как солдаты»Игра «Путаница»Игра «Один-много»Игра «Скажи, кт...
Конспект интегрированного подгруппового занятия в старшей логопедической группе «Зимующие и кочующие птицы»
Конспект интегрированного подгруппового занятия в старшей логопедической группе «Зимующие и кочующие птицы»Тема: зимующие и кочующие птицы.Цель: ознакомление детей с зимующими и кочующими ...