Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Веккер Светлана Федоровна

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_svoystva_vozduha.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия                                                                                      по экспериментально-познавательной деятельности

в старшей группе

«Удивительные свойства воздуха»

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе              

          экспериментирования.

Образовательные задачи: уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха. Развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.

Воспитательные задачи: воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира, воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группах, проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Словарная работа: обогащать словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, исследователи.

Предварительная работа: беседы и разгадывание загадок о воздухе, наблюдения, чтение стихов о воздухе, рассказов «Смерч» Ю. Ефремов, «Ветер М.Исаковского.

Развивающая среда: полиэтиленовые мешочки по количеству детей, стаканчики с водой, трубочки по количеству детей, игрушки, воздушные шары, бумажные веера, кисти, акварель, трубочки для рисования.

Ход занятия:

Формирование положительной мотивации:

Воспитатель: Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. – ДОБРОЕ УТРО!!!

                 

Ребята, отгадайте загадки!

Через нос проходит в грудь

и обратно держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем. (Воздух)

Я такой большой, что нахожусь везде

Я такой маленький, что в любую щель пролезу. (Воздух)

Отгадайте, что я.

Узнайте, какой я. 

Воспитатель – это мы узнаем, когда пройдем в нашу лабораторию «почемучек».

Расскажите для чего я.

Но сначала скажите мне ребята:

 - А где есть воздух? (Ответы детей) Да, он везде: в нашей группе: между полом и потолком. Он на улице: в поле, в лесу.                                 - А зачем нам воздух? Правильно, воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – все живое на земле.                                  -А можно жить без воздуха? А давайте проверим. Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание. Достаточно.

- Какое было желание? (ответы детей)

- Значит для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Ребята, а сейчас положите ладонь на грудь. Чувствуете, как она поднимается и опускается – происходит дыхание: вдох (человек вдыхает хороший воздух) и выдох (человек выпускает из себя плохой воздух). Так человек дышит всю жизнь, воздух ему нужен для жизни каждую секунду (как вода, как пища). Без воздуха мы просто погибнем.  В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.

- А теперь послушайте стихотворение «Прозрачный невидимка»

Он – прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый, как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым, веет холодом зимой.

Мы его не замечаем, мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем – он ведь нам необходим.  

- Ребята, так какой же он воздух? Какими свойствами он обладает?

Мы с вами сейчас узнаем, когда пройдем в нашу лабораторию.

А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты). Но в лаборатории надо соблюдать определенные правила: работать тихо, аккуратно, внимательно слушать, не перебивать друг друга.

- Проходим в нашу лабораторию и занимаем места по два человека за столом.

-Ребята, в стихотворении, которое я вам прочитала были такие слова:

«Он - прозрачный невидимка, легкий и прозрачный газ…»

- Ребята, а вы видите воздух? (Нет.) Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

- А почему мы его не видим? (Воздух прозрачный, через него все видно.)

Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?

Опыт №1.

Ребята, нам сегодня пригодится веер, который мы с вами когда-то мастерили. А теперь помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (Легкий ветерок). Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.

Какой делаем вывод: ветер- это движение воздуха.

 Когда воздух движется, получается ветер. Это он надувал паруса кораблей, молол зерно на ветряных мельницах. Ветер разносит семена растений, сушит белье, а осенью устраивает разноцветный хоровод листьев. Мы не можем с вами увидеть ветер, потому что воздух прозрачный. Но мы можем понаблюдать, как красиво играет ветер с листочками. И мы это не раз видели с вами на прогулке, а сейчас устроим листопад в группе.

Возьмите веер и помашите им над листочками. Почему листочек движется? (Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться наш листочек). 

Опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.

Ребята, я предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Ветер тихо клен качает

Вправо – влево наклоняет.

Раз наклон, два наклон –

Зашумел листвою он.

Опыт №2. А вы знаете как можно увидеть воздух? Для этого надо его сначала поймать. Как же это сделать?

Давайте возьмем со стола целлофановые пакет. Посмотрите, что в нем? Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха.  На что он похож? Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно почему?

Делаем вывод: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.  И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит воздух есть вокруг нас. Но он прозрачный и мы его не видим.

 - Ребята, отгадайте еще одну загадку:

Кинешь в речку – не тонет,

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать – станет к верху летать (Мяч).

Воспитатель показывает мяч и говорит: «Вот удивительный предмет – круглый, плотный, упругий, от всего отскакивает, играть с ним одно удовольствие! Почему же он такой? Что у него внутри?» Дает детям потрогать, нажать, почувствовать упругость. (Ответы детей). Мяч надут воздухом, поэтому такой упругий. Чем лучше мячик надут, тем более он упругий и тем лучше прыгает.

- Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы детей) Это надувные матрасы, круги для плавания, шины автомобилей.

-А знаете, как можно еще увидеть воздух?

Подвиньте стаканчики с водой, опустите соломинку в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха)

-Правильно, пузырьки – это воздух. Мы сначала вдыхаем через нос. а затем выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки. А теперь подуйте в трубочки сильно, а затем слабо. В обоих случаях было одинаковое количество пузырьков? (нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стакана с водой мы увидели воздух.

Опыт №3. Воздух можно услышать.

- Ребята, а вы знаете, что воздух можно услышать? Приложите к губам лист бумаги и подуйте вдоль нее. Что вы услышали? (Звуки)

Оказывается, воздух можно услышать и воздух может по-разному звучать. Ребята, а какие музыкальные инструменты именно воздух заставляет звучать. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух наталкивается на препятствие начинает дрожать и возникает звук.

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Опыт №4. Имеет ли воздух запах.

- Ребята, вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Чистый воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Вернемся к нашему стихотворению: «Он в лесу густой, душистый, как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной.» Каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, яблоко, лук).

Вы замечательно справились. Молодцы.

А теперь вдохните ртом воздух. Попробуйте какого вкуса воздух? (Безвкусный)

Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (Ответы).

Правильно, человеку для жизни всегда нужен свежий воздух – такой, как на улице. В помещениях, где люди долго находятся, скапливается плохой воздух, поэтому надо устраивать проветривание и чаще гулять на улице, а лучше выезжать в лес или на море.

«Игра с воздушным шаром»

- Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе? (Воздух окружает нас повсюду, воздух можно услышать, воздух прозрачный, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов, человек не может жить без воздуха, ветер – это движение воздуха). Передавая шарик друг другу будем говорить: «Какой он?», «Для чего нужен?», «Как используют свойства воздуха люди?» (Фен, вентилятор, воздушный шар, колеса машин, парусные корабли). 

Молодцы ребята! А вы знаете что воздухом можно рисовать? Эта техника рисования называется кляксография. Хотите попробовать? Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Воспитатель показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи трубочки в разные стороны.) (Дети пробуют рисовать).

- Ребята, вот и подошло наше занятие к концу. Большое спасибо вам за занятие вы все были внимательными, активными, хорошо работали, много узнали нового и интересного. И я вам подарю маленькие сувенирчики (свистульки).

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»заятие о том как появилась соль, как ее добывают, для чего она нужна. опыты с солью....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительное рядом»

Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, р...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов) ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе: Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Конспект занятияпо познавательному развитию в старшей группе:Тема: «Удивительные свойства воздуха»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»...