Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_svoystva_vozduha.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности
в старшей группе
«Удивительные свойства воздуха»
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе
экспериментирования.
Образовательные задачи: уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха. Развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
Воспитательные задачи: воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира, воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группах, проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Словарная работа: обогащать словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, исследователи.
Предварительная работа: беседы и разгадывание загадок о воздухе, наблюдения, чтение стихов о воздухе, рассказов «Смерч» Ю. Ефремов, «Ветер М.Исаковского.
Развивающая среда: полиэтиленовые мешочки по количеству детей, стаканчики с водой, трубочки по количеству детей, игрушки, воздушные шары, бумажные веера, кисти, акварель, трубочки для рисования.
Ход занятия:
Формирование положительной мотивации:
Воспитатель: Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. – ДОБРОЕ УТРО!!!
Ребята, отгадайте загадки!
Через нос проходит в грудь
и обратно держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем. (Воздух)
Я такой большой, что нахожусь везде
Я такой маленький, что в любую щель пролезу. (Воздух)
Отгадайте, что я.
Узнайте, какой я.
Воспитатель – это мы узнаем, когда пройдем в нашу лабораторию «почемучек».
Расскажите для чего я.
Но сначала скажите мне ребята:
- А где есть воздух? (Ответы детей) Да, он везде: в нашей группе: между полом и потолком. Он на улице: в поле, в лесу. - А зачем нам воздух? Правильно, воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – все живое на земле. -А можно жить без воздуха? А давайте проверим. Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание. Достаточно.
- Какое было желание? (ответы детей)
- Значит для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Ребята, а сейчас положите ладонь на грудь. Чувствуете, как она поднимается и опускается – происходит дыхание: вдох (человек вдыхает хороший воздух) и выдох (человек выпускает из себя плохой воздух). Так человек дышит всю жизнь, воздух ему нужен для жизни каждую секунду (как вода, как пища). Без воздуха мы просто погибнем. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.
- А теперь послушайте стихотворение «Прозрачный невидимка»
Он – прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый, как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым, веет холодом зимой.
Мы его не замечаем, мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем – он ведь нам необходим.
- Ребята, так какой же он воздух? Какими свойствами он обладает?
Мы с вами сейчас узнаем, когда пройдем в нашу лабораторию.
А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты). Но в лаборатории надо соблюдать определенные правила: работать тихо, аккуратно, внимательно слушать, не перебивать друг друга.
- Проходим в нашу лабораторию и занимаем места по два человека за столом.
-Ребята, в стихотворении, которое я вам прочитала были такие слова:
«Он - прозрачный невидимка, легкий и прозрачный газ…»
- Ребята, а вы видите воздух? (Нет.) Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».
- А почему мы его не видим? (Воздух прозрачный, через него все видно.)
Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?
Опыт №1.
Ребята, нам сегодня пригодится веер, который мы с вами когда-то мастерили. А теперь помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (Легкий ветерок). Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
Какой делаем вывод: ветер- это движение воздуха.
Когда воздух движется, получается ветер. Это он надувал паруса кораблей, молол зерно на ветряных мельницах. Ветер разносит семена растений, сушит белье, а осенью устраивает разноцветный хоровод листьев. Мы не можем с вами увидеть ветер, потому что воздух прозрачный. Но мы можем понаблюдать, как красиво играет ветер с листочками. И мы это не раз видели с вами на прогулке, а сейчас устроим листопад в группе.
Возьмите веер и помашите им над листочками. Почему листочек движется? (Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться наш листочек).
Опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.
Ребята, я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Ветер тихо клен качает
Вправо – влево наклоняет.
Раз наклон, два наклон –
Зашумел листвою он.
Опыт №2. А вы знаете как можно увидеть воздух? Для этого надо его сначала поймать. Как же это сделать?
Давайте возьмем со стола целлофановые пакет. Посмотрите, что в нем? Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что он похож? Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно почему?
Делаем вывод: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит воздух есть вокруг нас. Но он прозрачный и мы его не видим.
- Ребята, отгадайте еще одну загадку:
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать – станет к верху летать (Мяч).
Воспитатель показывает мяч и говорит: «Вот удивительный предмет – круглый, плотный, упругий, от всего отскакивает, играть с ним одно удовольствие! Почему же он такой? Что у него внутри?» Дает детям потрогать, нажать, почувствовать упругость. (Ответы детей). Мяч надут воздухом, поэтому такой упругий. Чем лучше мячик надут, тем более он упругий и тем лучше прыгает.
- Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы детей) Это надувные матрасы, круги для плавания, шины автомобилей.
-А знаете, как можно еще увидеть воздух?
Подвиньте стаканчики с водой, опустите соломинку в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха)
-Правильно, пузырьки – это воздух. Мы сначала вдыхаем через нос. а затем выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки. А теперь подуйте в трубочки сильно, а затем слабо. В обоих случаях было одинаковое количество пузырьков? (нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стакана с водой мы увидели воздух.
Опыт №3. Воздух можно услышать.
- Ребята, а вы знаете, что воздух можно услышать? Приложите к губам лист бумаги и подуйте вдоль нее. Что вы услышали? (Звуки)
Оказывается, воздух можно услышать и воздух может по-разному звучать. Ребята, а какие музыкальные инструменты именно воздух заставляет звучать. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух наталкивается на препятствие начинает дрожать и возникает звук.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Опыт №4. Имеет ли воздух запах.
- Ребята, вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Чистый воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Вернемся к нашему стихотворению: «Он в лесу густой, душистый, как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной.» Каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, яблоко, лук).
Вы замечательно справились. Молодцы.
А теперь вдохните ртом воздух. Попробуйте какого вкуса воздух? (Безвкусный)
Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (Ответы).
Правильно, человеку для жизни всегда нужен свежий воздух – такой, как на улице. В помещениях, где люди долго находятся, скапливается плохой воздух, поэтому надо устраивать проветривание и чаще гулять на улице, а лучше выезжать в лес или на море.
«Игра с воздушным шаром»
- Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе? (Воздух окружает нас повсюду, воздух можно услышать, воздух прозрачный, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов, человек не может жить без воздуха, ветер – это движение воздуха). Передавая шарик друг другу будем говорить: «Какой он?», «Для чего нужен?», «Как используют свойства воздуха люди?» (Фен, вентилятор, воздушный шар, колеса машин, парусные корабли).
Молодцы ребята! А вы знаете что воздухом можно рисовать? Эта техника рисования называется кляксография. Хотите попробовать? Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Воспитатель показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи трубочки в разные стороны.) (Дети пробуют рисовать).
- Ребята, вот и подошло наше занятие к концу. Большое спасибо вам за занятие вы все были внимательными, активными, хорошо работали, много узнали нового и интересного. И я вам подарю маленькие сувенирчики (свистульки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»заятие о том как появилась соль, как ее добывают, для чего она нужна. опыты с солью....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительное рядом»
Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, р...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов) ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе: Тема: «Удивительные свойства воздуха»
Конспект занятияпо познавательному развитию в старшей группе:Тема: «Удивительные свойства воздуха»...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Материал опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ...