ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА ТЕМУ: "ЛЕС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
В данном материале я рассказываю детям о лесе, о профессии лесника, об охране окружающей среды, о красоте родной природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 40.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по освоению
образовательной области - познавательное развитие.
ДОУ: МАДОУ детский сад № 3 «Светлячок»
Группа: старшая .
Воспитатель: Казакова Надежда Германовна.
Тема: « Лес в жизни человека».
Цель: Закрепление у детей представлений о лесе, о значении его в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: формировать знания детей о красоте родной природы, рассказать об эстетической ценности леса, охране лесов. Познакомить детей с новой профессией «лесник». Уточнить знания детьми древесных пород, которыми представлены леса родного края.
Развивающие: закрепить знания детей о деревьях, развивать экологическое мышление и экологическую культуру. Развивать связную речь детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к ней; умение детей слушать друг друга; воспитывать умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Планируемый результат:
Умеют:
-видеть красоту родной природы;
-рассказывать об эстетической ценности леса, охране лесов;
-рассказывать о деревьях, о профессии «лесник»;
-слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Знают:
-о красоте родной природы;
-об эстетической ценности леса, охране лесов.
-о профессии «лесник».
-о древесных породах, которыми представлены леса родного края.
- о деревьях и экологической культуре;
- как проявить интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к ней;
- как слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Проявляют отношение:
- к красоте родной природы, эстетической ценности леса, охране лесов;
–к профессии «лесник»;
–к древесным породам, которыми представлены леса родного края;
-к экологической культуре, экологическому мышлению;
-к окружающему миру природы и заботливое отношение к ней;
- друг к другу, поддерживают дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках, экскурсиях; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире, просмотр видео мультфильмов о природе, занятие экологического кружка «Прогулка по лесу».
Материалы и оборудование: иллюстрации леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; запись пения птиц, шум деревьев; запрещающие и разрешающие знаки, плакаты «Растения», «Правила поведения в природе», два обруча (зеленый, красный, шишки в корзинке, вырезанные деревья зеленого и белого цвета для игры «Что растет в краю родном?», медальки «Знаток леса», красные и зеленые листочки).
Теоретическое обеспечение: примерная основная образовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2016 г;
парциальная программа «Наш дом – природа» Н.А.Рыжова.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Психологический настрой, 1 мин | Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка. | Приветствие: Здравствуй, солнце золотое!...» (Ручки вверх). Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны). Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки). Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки). Установление зрительного, тактильного контактов. | Участие в приветствии. | Игровой момент (приветствие – круг радости). | Психологическая готовность. |
Вводно-организационный, 1-2 мин | Организация направленного внимания. | Организация образовательного пространства Воспитатель: Попробуйте отгадать загадку, о чем вы сегодня узнаете много интересного. В нем растут березы, елки, В нем живут ежи и волки, В нем есть дуб-тяжеловес, А зовется место… (лес). Воспитатель: Верно, это лес. Но сегодня мы поговорим, о том, какое значение имеет лес в жизни человека. Выясним, нужно ли беречь лес? Согласны? Воспитатель: Ну, тогда в путь, ребята! Воспитатель и дети берутся за руки: Дружно за руки возьмемся, В центре круга соберемся, Тихо скажем раз-два-три, Лес волшебный нас прими! Дети выполняют все действия и оказываются в «лесу». Звучит запись пения птиц, шум деревьев. | Отгадывают загадку (лес), отвечают на вопросы. Берутся за руки, говорят волшебные слова и оказываются в «лесу». | Беседа. Игровые действия: дети выполняют все действия и оказываются в «лесу». Загадка о лесе. Использование аудио, видео материала (пение птиц, шум деревьев, изображение леса). | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.
|
Мотивационно-побудительный, 1-2 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах. | Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности Воспитатель: Ребята, тому, кто будет самым активным на занятии, я буду давать по шишке, которые оставил старичок Лесовичок. В конце нашего мероприятия мы узнаем лучшего знатока леса – кто больше соберет шишек, того ждет сюрприз. | Осознают и принимают поставленную задачу. | Соревновательный момент – узнаем лучшего знатока леса (кто больше соберет шишек). | Внутренняя мотивация на деятельность. |
Актуализация, 3 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами Воспитатель: И так, маленькие знатоки, для начала отгадайте загадку. Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки, Но зимние метели В меха его одели. Воспитатель: Совершенно верно, это дерево. Как вы думаете, дерево живое или нет? (Живое) Воспитатель: Почему так думаете? Воспитатель: С помощью чего деревья дышат? Воспитатель: Правильно, с помощью листьев. Ребята, а кто из вас знает, из каких частей состоит дерево? Предлагаю показать их на плакате «Растения». Дети подходят к плакату. Воспитатель: Саша, скажи, что это за часть? (корни). Воспитатель: Корни что делают? Ответ вместе с ребенком: Поглощают воду и питательные вещества из почвы. Корни удерживают дерево. Воспитатель: Настя, а что это за часть? (Ствол). Воспитатель: Какую функцию выполняет ствол? (По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям). Воспитатель: Ангелина, что есть на ветках? ( Есть листья, цветы, плоды). Воспитатель: Ребята, что выделяют листья? (Кислород). Воспитатель: Молодцы. Чем же дорог нам лес? Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен? | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное, задают и отвечают на вопросы. | Беседа, загадка, рассматривание плаката. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений), 5-8 мин | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий. | Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Организация взаимодействия в достижении результата Воспитатель: Правильно, лес - это деревья, кустарники, травы; лес - это дом для огромного количества его обитателей. Лес - это место жительство птиц и животных. Лес охраняет нас от сильных и холодных ветров. Лес - хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озёра. Здесь самый чистый, самый здоровый и полезный воздух. Воспитатель: Что дает лес человеку? Воспитатель показывает картинки с изображением даров леса (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы). Воспитатель: А древесину лес дает человеку? Воспитатель: Лес - это наша ресурсная кладовая. Без леса невозможна хозяйственная деятельность. Поэтому лес – источник множества материалов. Дуб, сосна, лиственница – отличный строительный материал. Ель и пихта используются для изготовления бумаги и для изготовления музыкальных инструментов. Также из древесины изготавливают посуду, сувениры (матрешки, ложки, игрушки, мебель, канцелярские товары: карандаши, линейки и др. Воспитатель: Как вы думаете, приятно находиться в таком лесу? (Конечно). Воспитатель: А как же нужно вести себя в таком красивом лесу? Чего нельзя делать, чтоб сохранить такое лесное богатство? Воспитатель: Денис, что означает этот знак? Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Можно-нельзя» Проводится малоподвижная д/и «Можно - нельзя». Предположительные ответы детей: (Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя) Воспитатель: Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки? Воспитатель: Молодцы! Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты. Воспитатель: Ребята, давайте, мы с вами вспомним, какие деревья растут в нашем краю? И поиграем в игру «Что растёт в краю родном?». Я буду называть деревья и кустарники, если они растут в наших лесах, поднимите зеленое дерево, если нет – то белое. (Яблоня, груша, ель, малина, ежевика, шиповник, береза, вишня, осина, каштан, сирень, лимон, сосна, кедр, липа и т. д.) Воспитатель: Ребята, какие молодцы. Расскажите, без чего дерево и лес не может существовать? (Без света, воздуха, тепла, почвы, влаги). Воспитатель: Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом? (Хвойный). Воспитатель: Правильно. А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес? (Лиственный). Воспитатель: А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья? (Смешанный). Воспитатель: Кто помогает лесу и его обитателям? Воспитатель: Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы, не разжигал костры, следит за вырубкой леса. | Рассматривают, участвуют в обсуждении, отвечают и задают вопросы, составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя). | Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Малоподвижная д/и «Можно-нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч). Обсуждение- правильно ли разложили знаки. Д\и «Что растёт в краю родном?». | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать. Любознательность и активность |
Динамическая пауза, 1 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. | Воспитатель: А теперь мы отдохнем. Проведение физкультминутки «Мы по лесу погуляли». Мы по лесу погуляли И немножечко устали. Встанем, глубоко вздохнём Руки дружно разведём. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети, А потом все дружно встали, Великанами все стали. Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем! Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! | Выполняют физические упражнения в соответствии со словами стихотворения. | Игровой прием «Мы по лесу погуляли». | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. |
Практическая работа (если предусмотрена), 5-10 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений. | Воспитатель: Ребята, чтобы закрепить наши знания о лесе, я предлагаю вам создать панно «Что такое лес. Как человек помогает лесу, и что даёт лес человеку». Согласны? Организация практической работы. (Используем иллюстрации деревьев, кустарников, растений и экологических знаков правила поведения в лесу). Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Дети приступают к работе. | Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве). | Выполнение практической творческой работы. Групповая форма организации деятельности. | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. |
Рефлексивно-корригирующий 3 мин | Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами | По окончанию воспитатель предлагает рассмотреть картину. Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок. Воспитатель: Дети, как мы назовем нашу картину? (ответы детей). | Самопроверка -исправление возможных ошибок | Фронтальная, индивидуальная работа | Сформированность элементарных навыков самоконтроля. |
Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки. | Подведение итога занятия. Идет сочетание оценки, взаимооценки и самооценки детей. Воспитатель: Что нового узнали о лесе, чему научились? Воспитатель: Лес наше богатство, его надо беречь и охранять, помогать всем его обитателям! Раздаю детям медальки «Знаток леса». Детям в качестве инструмента для оценки собственной успешности предлагаю выбрать листочек: - выбор красного листочка означает - «считаю, что со всеми заданиями справился хорошо» - выбор зелёного листочка - «считаю, что справился с заданиями хорошо, но при помощи воспитателя» Воспитатель: Вот и пришла пора прощаться с лесом. Воспитатель и дети берутся за руки: Дружно за руки возьмемся, В центре круга соберемся, Тихо скажем три-два-раз, Возвратимся в сад сейчас! Дети возвращаются в группу. | Отвечают на вопросы, подсчитывают шишки, выбирают листочки. Знатоки получают медальки «Знаток леса». Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния. | Беседа, обсуждение. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...
Технологическая карта НОД: Тема "Мы за здоровый образ жизни"
Освоение области физическое развитие, познавательное развитие в подготовительной группе...
Технологическая карта по теме: История жизни образа женщины
В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных р...