ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА ТЕМУ: "ЛЕС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Надежда Германовна Казакова

В данном материале  я рассказываю детям   о лесе, о  профессии лесника, об охране окружающей среды, о красоте родной природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта40.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по освоению

образовательной области - познавательное развитие.

ДОУ:   МАДОУ детский сад  № 3 «Светлячок»

Группа:   старшая .

Воспитатель:  Казакова Надежда Германовна.

Тема:   «  Лес в жизни человека».

Цель:  Закрепление у детей представлений о лесе, о значении его в жизни человека. 

Задачи:

Образовательные: формировать знания детей о красоте родной природы, рассказать об эстетической ценности леса, охране лесов. Познакомить детей с новой профессией «лесник». Уточнить знания детьми древесных пород, которыми представлены леса родного края.

Развивающие: закрепить знания детей о деревьях, развивать экологическое мышление и экологическую культуру. Развивать связную речь детей.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к ней; умение детей слушать друг друга; воспитывать умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Планируемый результат: 

Умеют:

-видеть красоту родной природы;

-рассказывать об эстетической ценности леса, охране лесов;

-рассказывать о деревьях, о профессии «лесник»;

-слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Знают:

-о красоте родной природы;

-об эстетической ценности леса, охране лесов.

-о профессии «лесник».

-о древесных породах, которыми представлены леса родного края.

- о деревьях и экологической культуре;

- как проявить интерес  к окружающему миру природы и заботливое отношение к ней;

- как  слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Проявляют отношение:

- к красоте родной природы,  эстетической ценности леса, охране лесов;

–к профессии «лесник»;

–к древесным породам, которыми представлены леса родного края;

 экологической культуре, экологическому мышлению;

-к окружающему миру природы и заботливое отношение к ней;

- друг к другу,  поддерживают дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках, экскурсиях; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире, просмотр видео мультфильмов о природе, занятие экологического кружка «Прогулка по лесу».

Материалы и оборудование: иллюстрации леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; запись пения птиц, шум деревьев; запрещающие и разрешающие знаки, плакаты «Растения», «Правила поведения в природе», два обруча (зеленый, красный, шишки в корзинке, вырезанные деревья зеленого и белого цвета для игры «Что растет в краю родном?», медальки «Знаток леса», красные и зеленые листочки).

Теоретическое обеспечение: примерная основная образовательная программа дошкольного образования

 «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2016 г;

парциальная программа «Наш дом – природа» Н.А.Рыжова.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы, формы,

приемы, возможные

виды деятельности

Результат

1

2

3

4

5

6

Психологический настрой,

1 мин

Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка.

Приветствие: Здравствуй, солнце золотое!...» (Ручки вверх).

Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).

Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).

Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки).

 Установление зрительного, тактильного контактов.

Участие в приветствии.

Игровой момент (приветствие – круг радости).

Психологическая готовность.

Вводно-организационный,

1-2 мин

Организация направленного внимания.

Организация образовательного пространства 

Воспитатель: Попробуйте отгадать загадку, о чем вы сегодня узнаете много интересного.

В нем растут березы, елки,

В нем живут ежи и волки,

В нем есть дуб-тяжеловес,

А зовется место… (лес).

Воспитатель: Верно, это лес. Но сегодня мы поговорим, о том, какое значение имеет лес в жизни человека. Выясним, нужно ли беречь лес? Согласны?

Воспитатель: Ну, тогда в путь, ребята!

Воспитатель и дети берутся за руки:

Дружно за руки возьмемся,

В центре круга соберемся,

Тихо скажем раз-два-три,

Лес волшебный нас прими!

Дети выполняют все действия и оказываются в «лесу». Звучит запись пения птиц, шум деревьев.

Отгадывают загадку (лес), отвечают на вопросы.

Берутся за руки, говорят волшебные слова

и оказываются в «лесу».

Беседа.

Игровые действия: дети выполняют все действия и оказываются в «лесу».

Загадка о лесе.

Использование аудио, видео материала (пение птиц, шум деревьев, изображение леса).

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

 

Мотивационно-побудительный,

1-2 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.

Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности Воспитатель: Ребята, тому, кто будет самым активным на занятии, я буду давать по шишке, которые оставил старичок Лесовичок. В конце нашего мероприятия мы узнаем лучшего знатока леса – кто больше соберет шишек, того ждет сюрприз.

Осознают и принимают поставленную задачу.

Соревновательный момент – узнаем лучшего знатока леса (кто больше соберет шишек).

Внутренняя мотивация на деятельность.

Актуализация,

3 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами 

Воспитатель: И так, маленькие знатоки, для начала отгадайте загадку.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели.

Воспитатель: Совершенно верно, это дерево. Как вы думаете, дерево живое или нет? (Живое)

Воспитатель: Почему так думаете?

Воспитатель: С помощью чего деревья дышат?

Воспитатель: Правильно, с помощью листьев. Ребята, а кто из вас знает, из каких частей состоит дерево? Предлагаю показать их на плакате «Растения».

Дети подходят к плакату.

Воспитатель: Саша, скажи, что это за часть? (корни).

Воспитатель: Корни что делают?

Ответ вместе с ребенком: Поглощают воду и питательные вещества из почвы. Корни удерживают дерево.

Воспитатель: Настя, а что это за часть? (Ствол).

Воспитатель: Какую функцию выполняет ствол?

(По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям).

Воспитатель: Ангелина, что есть на ветках?

( Есть листья, цветы, плоды).

Воспитатель: Ребята, что выделяют листья?

(Кислород).

Воспитатель: Молодцы. Чем же дорог нам лес?

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное, задают и отвечают на вопросы.

Беседа, загадка,

рассматривание плаката.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений),

5-8 мин

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий.

Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности.

Организация взаимодействия в достижении результата 

Воспитатель: Правильно, лес - это деревья, кустарники, травы; лес - это дом для огромного количества его обитателей. Лес - это место жительство птиц и животных. Лес охраняет нас от сильных и холодных ветров. Лес - хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озёра. Здесь самый чистый, самый здоровый и полезный воздух.

Воспитатель: Что дает лес человеку?

Воспитатель показывает картинки с изображением даров леса  (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы).

Воспитатель: А древесину лес дает человеку?

Воспитатель: Лес - это наша ресурсная кладовая. Без леса невозможна хозяйственная деятельность. Поэтому лес – источник множества материалов. Дуб, сосна, лиственница – отличный строительный материал. Ель и пихта используются для изготовления бумаги и для изготовления музыкальных инструментов. Также из древесины изготавливают посуду, сувениры (матрешки, ложки, игрушки, мебель, канцелярские товары: карандаши, линейки и др.

Воспитатель: Как вы думаете, приятно находиться в таком лесу?  (Конечно).

Воспитатель: А как же нужно вести себя в таком красивом лесу? Чего нельзя делать, чтоб сохранить такое лесное богатство?

Воспитатель: Денис, что означает этот знак?

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Можно-нельзя»

Проводится малоподвижная д/и «Можно - нельзя». Предположительные ответы детей:

(Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя)

Воспитатель: Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки?

Воспитатель: Молодцы! Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

Воспитатель: Ребята, давайте, мы с вами вспомним, какие деревья растут в нашем краю? И поиграем в игру «Что растёт в краю родном?». Я буду называть деревья и кустарники, если они растут в наших лесах, поднимите зеленое дерево, если нет – то белое. (Яблоня, груша, ель, малина, ежевика, шиповник, береза, вишня, осина, каштан, сирень, лимон, сосна, кедр, липа и т. д.)

Воспитатель: Ребята, какие молодцы. Расскажите, без чего дерево и лес не может существовать?

(Без света, воздуха, тепла, почвы, влаги).

Воспитатель: Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом? (Хвойный).

Воспитатель: Правильно. А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес? (Лиственный).

Воспитатель: А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?

(Смешанный).

Воспитатель: Кто помогает лесу и его обитателям?

Воспитатель: Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы, не разжигал костры, следит за вырубкой леса.

Рассматривают, 

участвуют в обсуждении, отвечают и задают вопросы,

составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя).

Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Малоподвижная д/и   «Можно-нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч).

Обсуждение- правильно ли разложили знаки.

Д\и «Что растёт в краю родном?».

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки. Овладение способами познавательной деятельности.

Способность самостоятельно действовать.

Любознательность и активность

Динамическая пауза,

1 мин

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Воспитатель: А теперь мы отдохнем.

Проведение физкультминутки  

«Мы по лесу погуляли».

Мы по лесу погуляли

И немножечко устали.

Встанем, глубоко вздохнём

Руки дружно разведём.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами все стали.

Дружно мы похлопаем!

Тихонечко потопаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Выполняют физические упражнения в соответствии со словами стихотворения.

Игровой прием «Мы по лесу погуляли».

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Практическая работа (если предусмотрена),

5-10 мин

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений.

Воспитатель: Ребята, чтобы закрепить наши знания о лесе, я предлагаю вам создать панно «Что такое лес. Как человек помогает лесу, и что даёт лес человеку». Согласны?

Организация практической работы.

(Используем иллюстрации деревьев, кустарников, растений и экологических знаков правила поведения в лесу).

Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки.

Дети приступают к работе.

Выполняют практическую работу.

Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве).

Выполнение практической творческой работы. Групповая форма организации деятельности.

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.

Рефлексивно-корригирующий

3 мин

Формирование элементарных навыков самоконтроля.

Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами

По окончанию воспитатель предлагает рассмотреть картину. 

Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок.

Воспитатель: Дети, как мы назовем нашу картину? (ответы детей).

Самопроверка -исправление возможных ошибок

Фронтальная, индивидуальная работа

Сформированность элементарных навыков самоконтроля.

Заключительный этап.

Рефлексия,

3 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки.

Подведение итога занятия. Идет сочетание оценки, взаимооценки и самооценки детей.  

Воспитатель: Что нового узнали о лесе, чему научились?

Воспитатель: Лес наше богатство, его надо беречь и охранять, помогать всем его обитателям!

Раздаю детям  медальки «Знаток леса».

Детям в качестве инструмента для оценки собственной успешности предлагаю выбрать листочек:

- выбор красного листочка означает - «считаю, что со всеми заданиями справился хорошо»

- выбор зелёного листочка - «считаю, что справился с заданиями хорошо, но при помощи воспитателя»

Воспитатель: Вот и пришла пора прощаться с лесом.

Воспитатель и дети берутся за руки:

Дружно за руки возьмемся,

В центре круга соберемся,

Тихо скажем три-два-раз,

Возвратимся в сад сейчас!

Дети возвращаются в группу.

Отвечают на вопросы,

подсчитывают шишки, выбирают листочки. Знатоки получают медальки «Знаток леса».

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния.

Беседа, обсуждение.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Сформированность элементарных навыков самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД: Тема "Мы за здоровый образ жизни"

Освоение области физическое развитие, познавательное развитие в подготовительной группе...

Технологическая карта по теме: История жизни образа женщины

В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных р...