НОД по ознакомлению с окружающим миром «Животные Севера и жарких стран»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Занятие 12 (ноябрь)
«Животные Севера и жарких стран»
Цель: Систематизировать знания детей о диких животных и их месте обитания.
Задачи:
Расширить и углубить представление детей о диких животных севера и жарких стран, делать сравнительный анализ особенностей строения, питания животных. Развивать наблюдательность и любознательность.
Продолжать совершенствовать все стороны речи; уметь дополнять высказывания товарищей.
Становление отношения к миру природы, миру животных.
Предварительная работа:
Беседы на тему «Дикие животные»; рассматривание картин, иллюстраций, просмотр презентаций: «Животные Арктики», «Животные Антарктиды», «Животные Австралии, «Животные Африки»; видеофильмов о животных, чтение книг: «Экология в картинках», К. И. Чуковский «Айболит»,
С. Я. Маршак «Где обедал воробей», энциклопедия «От полюса до экватора», «Мы познаем мир»;
художественное творчество детей: рисование и лепка животных, мест обитания.
Ход занятия:
СЛАЙД 1
Ребята, а вы знаете, кто такие Фиксики? (это маленькие человечки которые живут в электроприборах). Правильно, а еще у них есть школа, в которой они учатся и узнают много интересного. Вы хотите отправиться в такую школу и узнать, что изучают Фиксики?
Для этого нам нужно встать и сказать заветные слова: Раз покрутись, два повернись и в стране Фиксиков очутись!
СЛАЙД 2
- Вот, мы с вами попали прямо на урок к Фиксикам.
СЛАЙД 3
Как вы думаете, что они изучают на этом уроке? (на доске изображены животные разных континентов)
- Правильно, они изучают животных северных и жарких стран. Но маленькому Нолику очень сложно запомнить, где какие животные обитают. И тогда маленькие Фиксики обратились за помощью к Папусу.
СЛАЙД № 4
Не долго думая, Папус отправиться на машине знаний по разным странам и познакомиться с животными, которые там обитают.
Все пассажиры на местах. Можно отправляться. Для этого нужно произвести обратный отсчет (Дети считают от 10 до 0) СЛАЙД № 5
СЛАЙД 6
Ребята как вы думаете, где мы оказались? (На северном полюсе) Правильно, машина показывает, что мы с вами прибыли в Арктику. Расскажите Нолику, что вы знаете об этом месте.
Рассказы детей или воспитателя: Арктику омывает Северный Ледовитый океан, и он почти весь скован толстым, крепким льдом. Здесь на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лед такое солнце не может. Зимой здесь круглые сутки темно – ночь. Полярная ночь. Лишь на небе порой вспыхивает разными красками северное сияние.
Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Но на берегах Северного Ледовитого океана летом вырастают растения, здесь обитают разные животные. СЛАЙД 7
Несмотря на то, что Северный океан называется Ледовитым, в нем обитает много рыбы и немало разных животных: белые медведи, тюлени, моржи, киты. На обрывистых скалах селятся, откладывают яйца и выводят птенцов множество разных птиц.
СЛАЙД 8
- Посмотрите, кто нас встречает такой большой и грустный? (Белый медведь)
Что вы знаете о белых медведях?
Рассказы детей или воспитателя: Это один из самых крупных наземных хищников нашей планеты. Светлая, а иногда и желтоватая шерсть хранит подкожный жир и хорошо защищает от холода, поэтому животные не мерзнут ни на суше, ни под водой. Кожа медведя под шерстью черного цвета, как и нос. Обитатели Арктики, они придерживаются побережья и плавучих льдин, питаются рыбой, тюленями, а иногда детенышами моржей. Медведи могут долгое время обходиться без пищи, но когда пропитание найдено, съедают до 10 килограммов мяса за один раз. Летом могут употреблять в пищу растения. После рождения малышей (обычно одного или двух), медведица еще несколько месяцев проводит с ними в специально вырытой снежной берлоге, потому что они еще не приспособлены к холоду. Новорожденные медвежата всюду ходят за своей мамой — они очень сильно привязаны к ней. Она учит их охотиться, выживать в тяжелых условиях.
В отличие от бурых медведей, их северные братья не впадают в длительную зимнюю спячку, они спят недолго, не каждый год и, в основном, самки.
Но что - то здесь не так. Посмотрите, кто лишний на этой картине?
(на этой картине лишний пингвин, потому что он обитает на южном полюсе в Антарктиде, а все остальные животные живут здесь, на северном полюсе)
Молодцы! А нам с Фиксикаи нужно отправляться в путь, чтобы помочь пингвиненку вернуться на родину. Давайте скажем волшебные слова: Раз повернись, два покрутись и в Антарктиде очутись… СЛАЙД 10
Смотрите, мы с вами попали в Антарктиду. СЛАЙД 11 А вы знаете, что это за место?
Рассказы детей или воспитателя: Это огромная белая страна. Только здесь не океан, а земля, закованная в ледяной «панцирь» - огромный материк Антарктида. Материк – это огромная часть суши, окруженная со всех сторон морями.
Ученые выяснили, что здесь, в Антарктиде, на Южном полюсе Земли, находится самое холодное место, а также место, где постоянно дуют очень сильные ветры. Люди из-за сильного холода в Антарктиде не живут. Только ученые-полярники прилетают на самолетах, чтобы исследовать льды, моря и тех, кто здесь живет.
А обитают здесь многие животные. СЛАЙД 12 И все они связаны с морем. В Антарктиде много морских птиц, особенно чаек, пингвинов; здесь много рыбы. В морях плавают осьминоги, киты, которые едят маленьких рачков, тюлени, морские леопарды с пятнистой шкурой, морские котики. Тюлени всю зиму проводят под водой. Они прогрызают дыры во льду, чтобы подняться и подышать воздухом. Самый большой тюлень называется морской слон.
В Антарктиде, так же как и в Арктике, бывает полярное сияние. СЛАЙД 13 Пингвиненок свободен и достиг своей любимой стихии и нашел своих родных. А мы можем произнести волшебные слова и отправляться дальше, на поиски неизведанного. СЛАЙД 14
Ребята, куда мы с вами попали? (в Африку). Вы можете рассказать Фиксикам об Африке?
СЛАЙД 15
Рассказы детей или воспитателя: В Африке есть пустыни. Самая большая пустыня в мире - Сахара. Земля в пустыне покрыта золотисто-желтым песком. В пустыне мало растений и животных, там растут кактусы и обитают верблюды, они прекрасно переносят жару, это очень выносливые животные. Верблюды живут в жарких сыпучих пустынях. В пустыне мало воды, поэтому растений очень мало. Одно из них – верблюжья колючка. Ими питается верблюд, не смотря на то, что колючка очень колючая. Его желудок приспособлен к перевариванию грубой пищи. Горб верблюда – настоящая кладовая, он не хранит воду, но в нем накапливается жир, помогающий понизить высокую температуру всей остальной части тела. Поэтому верблюд может много дней обходиться без воды и пищи. На ногах у верблюда мозоли из плотной кожи. Они предохраняют ноги от ожогов и не дают верблюжьим ногам проваливаться в песок.
СЛАЙД 16 В некоторых районах Африки растут густые тропические леса – джунгли. В джунглях живут обезьяны, тигры и множество других животных.
СЛАЙД 17 Еще одна часть в Африке это саванна. Саванна - это равнина, на которой растёт высокая трава, и встречаются деревья. Ещё в саванне живут разные животные – это антилопы, зебры, буйволы, пасутся они рядом с самыми крупными животными – слонами, жирафами и самыми большими птицами – страусами.
СЛАЙД 18 Посмотрите, как много животных живет в жарких странах. Каких вы видите?
- Фиксикам очень нравятся ваши рассказы и им хочется еще узнать о других странах и их обитателях. Оправляемся дальше!
СЛАЙД 19 Вы узнали на какой материк прилетели Фиксики? Правильно, это Австралия!
СЛАЙД 20 Солнечный континент с удивительными животными. Австралия, самый маленький материк. Самыми распространенными деревьями в Австралии являются эвкалипт и австралийская акация, или мимоза, Там живут сумчатые животные такие как, коала, кенгуру, сумчатый волк, сумчатый муравьед. В Австралии очень много кроликов, живет утконос и собака Динго.
СЛАЙД 21 - Вы узнали кто это? (кенгуру)
Рассказы детей или воспитателя: Кенгуру — очень интересное животное. Питается травой, плодами, кореньями, добывая их из земли своими крепкими передними конечностями. Задние конечности в несколько раз длиннее передних, так что кенгуру никак не может ни ходить, ни бегать, а только прыгает, причем сильно помогает себе своим крепким хвостом. Голос кенгуру – напоминает хриплое покашливание. На животе самок есть мешок, куда прячутся маленькие детёныши, и мать их носит довольно долго, даже когда они подрастут. У самца кенгуру сумки нет.
СЛАЙД 22 Посмотрите на эту картину. Ее нарисовал художник плохо знающий места обитания животных. Папус просит найти ошибки в этой картине и исправить их. (щёлк)
СЛАЙД 23 Фиксики очень веселые и умные человечки. Они хотят, чтобы вы ответили на их вопросы:
– Почему животные жарких стран, не могут жить на севере? (Нет толстого слоя жира и густой теплой шерсти).
– Почему животные севера не могут жить в жарких странах? (У них под кожей толстый слой жира, густая теплая шерсть, им будет очень жарко).
– Какое животное самое большое на земле? Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).
– У какого животного, как и у слона, есть два больших зуба, как они называются? Зачем моржу клыки? (Защищаться; выбираться из воды; пробивать дырки, когда плавает подо льдом; для красоты, если они очень длинные; добывает еду на дне, разрывая дно).
– В жарких странах есть животное, которое имеет очень маленького друга, что это за животное, и кто у него друг? (Бегемот дружит с птицами). Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).
– Кто самый лучший прыгун на земле? (Кенгуру) Кто рождается у кенгуру? Как кенгуру ухаживает за кенгурёнком? (Во время прогулки, если кенгуру видит опасность, то она незаметно оставляет детеныша в траве, чтобы он сам мог спастись, а ночью если кенгуру выжила, прибегает за кенгуренком, туда, где она его оставила) .
– Какое животное ни когда не сбрасывает рога? (Жираф).
– У кого больше ног у белого медведя или у тюленя? (У тюленя ласты – 4, а у медведя – 4 ноги).
– У какого животного, кроме лося и оленя, есть рога? (у носорога)
– Это животное севера, которое очень хорошо «летает» под водой, кто это? – А что ещё очень любит делать пингвин? (В море с горки скатываться на животике).
– Что умеет делать очень хорошо белый медведь? (Плавать). – А почему он так хорошо плавает? (Перепонки на лапах, как у гуся).
СЛАЙД 24 Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями, помогли Нолику запомнить животных и их места обитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в рамках проекта "Земля - наш общий дом" "Знакомство с животными севера и жарких стран"
Во время "путешествия" дети расширяют и углубляют свои представления о животном мире севера и жарких стран....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему «Знакомство с животными севера и жарких стран»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлениюс окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему«Знакомство с животными севера и жарких стран»...
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе:" Знакомство с животными севера и жарких стран".
Формирование представлений у детей о диких животных. Развитие связной речи,расширение словарного запаса у дошкольников. Расширять и углублять представление детей о диких животных: о северном олене, о ...
Открытое занятие по познанию окружающего мира по теме : Путешествие к животным Севера и жарких стран
Цель: Систематизировать знания детей о диких животных.Задачи:· Образовательные: Совершенствовать первоначальные представления детей о диких животных Севера и ...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с животными севера и жарких стран»
Презентация к занятию по окружающему миру и развитию речи...
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Знакомство с животными севера и жарких стран»
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе«Знакомство с животными севера и жарких стран»...
Методическая разработка совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Животные севера. Белый медведь "
Тема: Животные Севера. Белый медведь...