Проект "Лекарственные растения"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Видяйкина Галина Петровна

Проект

 

«Лекарственные растения»

Проблема:

Наблюдая и рассматривая растения на улице, на участке и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебные свойства, правила сбора.

Актуальность:

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке в детском саду, на лугу, в лесу.

Цель проекта:

формирование представления детей олекарственныхрастениях, произрастающих на территории детского сада, на лугу, в лесу.

Задачи:

- Развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

- Развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы);

- Приобщать детей к процессу познания;

- Расширить знания о разнообразии и пользе лекарственных растений;

- Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту растений;

-Формировать бережное отношение к природе, желание заботится о растениях;

-Активизировать словарь по теме;

Тип проекта: исследовательский.

Длительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_sredney_gruppe_lekarstvennye_rasteniya.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Вид проекта - исследовательский

Экологический проект "Лекарственные растения"
(краткосрочный)

Проект

«Лекарственные растения»

Проблема:

Наблюдая и рассматривая растения на улице, на участке и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебные свойства, правила сбора.

Актуальность:

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке в детском саду, на лугу, в лесу.

Цель проекта:

формирование представления детей олекарственныхрастениях, произрастающих на территории детского сада, на лугу, в лесу.

Задачи:

- Развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

- Развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы);

- Приобщать детей к процессу познания;

- Расширить знания о разнообразии и пользе лекарственных растений;

- Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту растений;

-Формировать бережное отношение к природе, желание заботится о растениях;

-Активизировать словарь по теме;

Тип проекта: исследовательский.

Длительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта:дети средней группы, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат:

1. Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.

2. Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.

3. Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

4. Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражения и развития творческих способностей.

5. Освоение родителями некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

Этапы проекта:

1этап- Подготовительный:

- составление перспективного плана мероприятий проекта;

- подборка стихов художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;

- подборка иллюстраций лекарственных растений;

- подготовка материала и оборудования:

С детьми обсуждались следующие вопросы:

Растения бывают полезные и не полезные.

Есть ядовитые растения.

Есть лекарственные растения.

Лекарственные растения растут везде: в поле, в лесу, на улице в городе.

Лекарственные растения помогают людям при многих болезнях.

Необходимо бережно относиться к лекарственным растениям.

Какие болезни могут лечить лекарственные растения?

Какие бывают лекарственные растения?

Как их правильно хранить и собирать?

Когда можно собирать лекарственные растения?

Что такое гербарий?

Прочитать книгу.

Посмотреть фильм, мультфильм о растениях.

Спросить у родителей.

Узнать в интернете.

Сходить с родителями в парк, в лес.


2 этап. Основной

Занятия познавательного цикла (беседы):

«Зелёная аптека»

Цель:рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

«Доктора природы»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.

«Виртуальная экскурсия на луг»

Цель: познакомить детей с природным окружением нашего края; рассказать о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; познакомить детей с лекарственным растением – подорожником, с его внешним строением; рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; какие условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос.

«Путешествие в мир лекарственных растений».

Цель:научить отличать лекарственные растения по внешним признакам, запаху, строению; закрепить знания детей о значении лекарственных растений для здоровья человека.

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

«Друг или враг».

Цель: рассказать детям о многообразии растений, научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

 Чтение художественной литературы:

- И Бунин «В глуши лесной, в глуши зелёной»

- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»

- Н. Павлова «Загадки цветов»

- А. Плешаков «Зелёные страницы», «Спасибо подорожнику»

- В. Бианки «Сова» (сказка о клевере)

- Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях.

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Узнай растение»

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Дидактическая игра «Вершки-корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.

Дидактическая игра - "Узнай растение", «От какого растения часть?», «Что лечит это растение?»

Цель:упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

Упражнение на дыхание «Одуванчик», «Я цветок»

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

- На территории детского сада ищем полезные растения.

- Наблюдаем как растет подорожник.

- Изучение строения растения. Определим, одинаков ли стебель у разных растений.

- Погладим стебли растений, листья. Определим, какие они: твердые, мокрые, сухие, холодные, колючие, мягкие?

- Прилетает ли кто-нибудь к этому растению?

- Есть ли запах у растений?

Слушание музыки:

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

1. Ю. Антонов «Не рвите цветы»

2. В. Моцарт «Цветы»

3. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

4. Ю.Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»

Совместная деятельность с детьми и родителями:

 Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений;

План работы над проектом.

1 неделя

Понедельник.

Введение в тему «Три вопроса»

Беседа «Значимость лекарственных растений в жизни человека»

Заучивание загадок и стихов о растениях.

Лепка «Чудо- растение»

Д.И «Что лечит это растение?»

Д.И «Узнай по описанию»

П.И «Меткий стрелок»

Рассматривание картинок и иллюстраций с лекарственными растениями.

Вторник.

Экскурсия на огород лекарственных растений в детском саду.

Рассматривание одуванчика на площадке

Заучивание стихотворения «Одуванчик»

Рисование- «Одуванчик»

Рассматривание альбома «Зелёная аптека»

Рассматривание гербария с лекарственными растениями.

Д.И «Съедобное-несъедобное»

Д.И «Вершки-корешки»

П. И «Цветы и ветерок»

Загадки по теме.

Среда.

Беседа «Лесная аптека на службе человека»

Чтение художественной литературы «Огород на опушке» А.Стрижи.

«Загадки цветов» Н.Павлова

Исследовательско - поисковая деятельность «Ищем лекарственные растения на своём участке»

Наблюдение «Где лучше растёт подорожник?»

Рисование- «Чудо-доктор подорожник»

Д.И «Узнай по запаху»

Четверг.

«Одуванчик» - объёмная аппликация.

Слушание музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы»

В. Моцарт «Цветы»

3. Д. И «Что лечит это растение?»

4. Д. И «От какого растения часть».

5. Беседа о пользе подорожника.

6. Экспериментирование –сбор мяты и заваривание чая.

7. Чтение художественнойлитературы «Мир растений»

8. СРИ «Травники»

9. Уборка территории участка от мусора.

Пятница.

Беседа о пользе ромашки.

Пластилинография: «Ромашка»

Экспериментирование: «Сбор ромашки»-засушивание.

Чтение художественнойлитературы «Мир растений»

Загадки по теме.

Д.И «Что в мешочке?»

Рисование «Ромашка»

2 неделя

Понедельник.

Беседа «Красная книга-сигнал опасности»

Рисование «Цветы»

П.И «Солнышко и дождик»

Д.И «К названному растению беги»

Д.И «Узнай растение по описанию»

Д.И «Четвёртый лишний»

Игра-беседа «Если бы ты был лекарственным цветком?»

Труд: Прополка и рыхление огурцов на огороде.

Вторник.

Беседа «Лекарственные луговые растения»

Д.И «Скажи наоборот»

Д.И «Найди лишнее изображение»

Д.И «Опиши-мы угадаем»

Чтение художественной литературы М Пляцковского «Мухомор»

Лепка «Луговые цветы»

Чтение стихотворения «Луговые травы»

Д.И «Угадай, кто я?»

Загадки по теме дня

П.И «Третий лишний»

Среда.

Беседа «Как правильно собирать лекарственные растения. Сроки сбора»

П.И «Дуб»

П.И «Лети листок ко мне в кузовок»

Чтение художественной литературы «И Бунин «В глуши лесной, в глуши зелёной»

П.И «У медведя во бору»

Коллективная зарисовка «Поляна здоровья» (нарисовать лекарственные растения, которые запомнились)

Четверг.

Беседа «Лекарственные растения- кусты смородины и малины»

Д.И «Угадай по описанию»

Игра на координацию речи с движением «Мы весной кусты сажали»

Д.И «Определи по вкусу ягоды»

Загадки от пчёлки Майя.

Игра «Куст смородины»

Д.И «Какого растения не стало?»

Рисование - «Как можно и как нельзя? Правила поведения на природе.

Рассматривание сюжетных картинок по теме дня.

Пятница.

Беседа «Когда мы болеем, чем можно лечиться?»

Д.И «Угадай по описанию»

Д.И «Собери цветок»

Д.И «Моё любимое растение»

П.И «В лес идём мы за малиной»

Коллективная аппликация «На поляне цветов»

Игра-хоровод лекарственных растений

Конструктивная деятельность: «Строим цветник из кубиков»

3 этап. Заключительный

Вывод:

 В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 8. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Итоговые мероприятия: проведение викторины «Знатоки природы», изготовление гербария «Лекарственные растения»; лэпбук.

Список используемой литературы:

1. «Цветы – какие они». Т.А. Шорыгина.

2. «Как знакомить дошкольников с природой». П.Г.Саморугова.

3. «Лекарственные растения». С.Е. Землинский.

4. «Ядовитые растения, их польза и вред». Л.М. Кречетович.

5.«Зеленые странички». А. Плешаков.

6.«Красная книга». Учебное пособие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.

Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....