Какая разная природа
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект экологической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект в подготовительной группе "Какая разная природа" | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 14 детский сад «Солнышко»
ПРОЕКТ «КАКАЯ РАЗНАЯ ПРИРОДА»
в подготовительной группе
Воспитатель: Деткова Любовь Геннадьевна
2018 г.
Проект:
- исследовательский;познавательный.
- среднесрочный: январь, февраль, март;
Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители, сектор детского чтения ЦРБ.
Цели:
- познакомить детей с природными зонами Земли;
- дать представление о разнообразии природы.
Задачи:
- формировать представление о климатических особенностях природных зон, их животном и растительном мире;
- дать знания о зависимости животного и растительного мира от условий обитания;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать познавательную активность;
- учить наблюдать и делать выводы на основе наблюдений;
-пополнять словарь.
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание признано сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного воспитания, т.к. в дошкольном детстве формируется первоосновы экологического мышления, закладываются элементы экологической культуры, и , как следствие осознанно бережное отношение к окружающему миру. Причиной столь пристального внимания к воспитанию природоохранных качеств стало негуманное отношение к природным ресурсам со стороны человечества, что ставит под удар экологическую безопасность и нарушает равновесие в природе. Основная цель экологического воспитания – формирование основ практического и духовного опыта взаимодействия с природой.
Предполагаемый результат: Воспитанники получат знания о разнообразии форм и объектов природы, придут к пониманию взаимозависимости человека и природы, а также последствий вреда, который может быть нанесен экологии.
Подготовительный этап.
-уточнение знаний детей о климатических зонах планеты;
- подготовка дидактического, экспериментального материала;
- подборка видео и аудио-материалов, презентаций;
- пополнение уголка художественной литературы по теме проекта;
- разработка конспектов бесед, занятий и сценария экологического квеста;
- пополнение экологического и уголка опытно-экспериментальной деятельности необходимыми материалами и инструментами;
-подборка подвижных игр экологической направленности;
- планирование деятельности на прогулках.
Взаимодействие с родителями:
- изготовление совместно с детьми плаката «Природные зоны», макета «Солнце- Земля», макета «Северные жители», «Дары тундры»;
- памятка « Экологические игры с ребенком»; «Как подкармливать птиц зимой»;
-консультация « Воспитание любви к природе».
Основной этап
Январь:
- занятие по ознакомлению с природой «Арктика»;
- проведение опытно-экспериментальной деятельности «Почему айсберги не тонут»;
- просмотр мультфильма «Умка»;
- рисование «Северное сияние»;
- чтение «Крылатый будильник» В. Чаплиной.
- опытно-экспериментальная деятельность «Северное сияние, как влияние магнитных сил Земли»;
- наблюдение на прогулке «Свойства льда и снега»;
- дидактические игры « Повтори»;
- подвижная игра « Воробьи зимой»;
- беседа « Саванны» с просмотром слайдов;
- опыт «Бережливые растения».
Февраль:
- занятие «Джунгли»;
- опыты «Где самое жаркое лето», «Причины повышенной влажности в джунглях»;
- подвижная игра «Обезьянки»;
- дидактическая игра «Земля, воздух, вода»;
- занятие «Чудеса пустыни»;
- опыты «Легко ли верблюду шагать по пустыне?», «Определение возможности верблюда обходиться долго без воды»; «Почему в пустыне мало тводы»
- экспериментальная деятельность на прогулке «Почему у животных пустыни шерсть светлая»;
- просмотр мультфильма «Корабль пустыни»;
- прослушивание аудио записи «Звуки пустыни»;
- чтение рассказов Николая Сладкова «Лесные тайнички»; «Беспонятный волк»; «Бюро лесных услуг»;
- написание рукописной книги «Какая разная природа»;
Март:
- беседа «Степи»;
- опыт «Растут ли деревья в степи?»;
- просмотр мультфильмов «Раз горох, два горох»; «Таежная сказка»;
- дидактическая игра «Окна земли»;
- чтение рассказа Г. Снегирева « Хитрый бурундук»; М. Прошвина «Беличья память»;
- подвижная игра с мячом «Я знаю»;
- беседа « Наша тундра»;
- опыт «Откуда берутся болота?»;
- просмотр презентации «Тайга»;
Заключительный этап
- беседа-обобщение «С чем и кем мы познакомились»;
- экологический квест совместно с сектором детского чтения «Помоги природе»;
Результативность проекта
По итогам проведенного проекта были проведены беседа и квест, уточняющие полученные знания детей. Проведенные мероприятия показали высокий уровень знаний в данной области. Кругозор воспитанников расширился, что ясно из совместного общения с ними. Во время проведения непосредственно-образовательной деятельности детьми высказываются суждения и строятся логические цепочки, позволяющие увидеть положительные результаты от проведенного проекта.
Список использованной литературы:
1. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» - Сфера 2001;
2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» -Дошкольная педагогика 2006;
-3.Ковинько Л.В. «Секреты природы –это так интересно» Линка-Пресс 2004
-4. Николаева С.Н. «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду – Мозайка –синтез 2010;
6. http://umm4.com/raznoe/afrika-zhivotnye-afriki-zhivotnye-savanny.htm
7. http://allforchildren.ru/why/whatis19.php
Памятка для родителей «Покормите птиц зимой»
На участке детского сада можно круглый год наблюдать птиц. Один из способов привлечения птиц - зимняя подкормка. Зимняя подкормка — это защита птиц от голода и сохранение их жизнеспособности. Обмен веществ у них протекает так быстро, что без корма они способны выдержать всего несколько часов. При холодной погоде это время значительно сокращается.
С наступлением зимы многие птицы близко подлетают к жилью человека.
Это воробьи, вороны, большие синицы, щеглы, снегири. В это время и нужно на участке установить кормушки и начинать подкормку.
Самая простая кормушка - кормовая полочка (дощечка размером 50 х 60 см с низкими бортиками). Ее можно подвесить к дереву, шесту или окну.
Кормушка-столик и кормовой домик наиболее удобны, так как они имеют крышу, защищающую корм от дождя и снега.
Корм для птиц очень разнообразен. Это семена и плоды дикорастущих растений, березы, ольхи, репейника, конского щавеля. Хорошим кормом для птиц являются семечки тыквенные, арбузные, а также подсолнуха. Эти корма охотно поедают большие синицы.
Любимый корм синиц зимой - несоленое сало. Поедают птицы и крошки белого хлеба (черным хлебом подкармливать нельзя!) Ягоды рябины и калины, а также семена ясеня, оставшиеся на дереве, служат хорошим кормом для снегирей.
Уважаемые родители! Давайте поможем птицам пережить холодную зиму! Приносите, пожалуйста, в холодное время года любой корм для птиц. Мы будем с детьми их подкармливать! А также повесьте кормушки дома и пусть ваши дети заботятся о птицах!
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Памятка для родителей
Экологические игры с детьми
Игра «Цепочка».
Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.
Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
Игра «Да» или «нет».
На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.
Игра «Ассоциации».
В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучавшим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.
Игра «Четвёртый лишний».
Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.
- заяц, ёж, лиса, шмель;
- дождь, снег, облако, роса;
- роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;
- корова, волк, овца, кролик;
- трясогузка, паук, скворец, сорока;
- бабочка, стрекоза, енот, пчела;
- ель, берёза, яблоня, осина;
- лиса, свинья, лось, кабан
- кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
- лес, парк, роща, тайга.
Игра «Вершки-корешки».
Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.
Игра «Береги природу».
Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.
Игра «Я знаю».
Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.
Игра «Птица, рыба, зверь».
Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».
Игра «Земля, вода, воздух».
Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «орел». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
Игра «Летает, плавает, бегает».
Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должен изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.
Игра «Скорая помощь» (экологическая игра на природе)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
Ход игры: ребенок (дети) обходят какой – либо участок с растениями — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.
Консультация по экологическому воспитанию
на тему: «Воспитание любви к природе»
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.
Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.
Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
Опытно-экспериментальная деятельность
- «Полярное сияние». Дать понятие, что полярное сияние- проявление магнитных сил Земли. Под лист бумаги помещается магнит, с другого листа через трубочку сдувают металлические опилки. Наблюдают за расположением опилок, они располагаются в соответствии с полюсами магнита. Даются пояснения о том, что так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся.
- «Почему айсберги плавают?». Замороженный кубик льда пускаем по воде, для наглядности можно воткнуть в него флажок, лед не утонет в воде: при замерзании во льду образуются пузырьки воздуха, что делает лед легче воды.
- «Почему у животных в пустыне окрас светлее, чем в лесу?». В солнечную, но холодную погоду надеть рукавички из одинакового материала на разные руки и подставить под солнышко, наблюдаем, что в темной рукавичке теплее, следовательно, солнце нагревает темные поверхности лучше. На основе этих действий делаем вывод, что в жаркое время года надо носить одежду светлых тонов, она отталкивает солнечные лучи.
- «Почему в пустыне мало воды?». Вспоминаем, что в пустыне песчаные и глинистые почвы, наполняем воронки песком, помещаем в теплое место, наливаем воду. Наблюдаем, что сквозь песок вода просочилась и ушла внутрь, а на глиняной поверхности вода быстро испарилась,не удержавшись на поверхности.
- «Почему в тундре всегда сыро?» Выясняем температурные особенности тундры, пользуясь макетом годового вращения Земли вокруг солнца: некоторое время лучи не попадают на тундру. Делаем вывод, что почва в такой местности промерзшая. В прозрачную емкость с промерзшей землей наливают воду и наблюдают: многолетняя мерзлота не пропускает воду.
- «Какие корни у растений тундры». Пророщенные бобы помещаются на слой влажной ваты, прикрывают влажной тканью и ставятся на холодный подоконник, наблюдение длится в течении недели. По итогам наблюдения делается вывод: в тундре корни растут в стороны, параллельно поверхности земли, выживая таким образом в вечной мерзлоте.
- «Где самое жаркое лето?». Дети на макете годового вращения Земли вокруг Солнца определяют в разные моменты вращения самое жаркое место на планете, ставят опознавательные значки. Затем на основании наблюдений делают вывод, что самое жаркое место в районе экватора.
- «Причины повышенной влажности в Джунглях». Проводится обсуждение температурных особенностей джунглей, выяснение причин частых дождей с применением глобуса и карты климатических зон. Опыт по насыщению воздуха влагой: капаем воду из пипетки на губку (вода остается в губке), опускаем губку в воду, наблюдаем, как стекает вода. С помощью этих действий, дети выясняют, что воздух, как губка поглощает воду и уже не может ее удерживать. Проверяем появление дождя без туч: в прозрачную емкость наливаем воду, закрываем крышкой, ставим в жаркое место, наблюдаем в течении двух дней появление тумана, растекание капель по крышке. Вывод: вода испаряется, влага скапливается в воздухе, когда ее становится слишком много, начинается дождь.
- «Сильные корни» Опыт показывает, каким образом в саванне сохраняется растительность во время засухи. Помещаем растение в жаркое место и перестаем поливать в течение нескольких дней, когда стебли засохнут, начинаем обильный полив растения и наблюдаем, как оно оживает. Вывод: корни сохраняются дольше, чем наземная часть растения, сезон дождей дает растениям новую жизнь.
- «Бережливые растения». Показываем детям, какие растения могут жить в саванне: фикус, фиалка, диффенбахия, для доказательства обратного берем герань. Надеваем на листья целлофановый пакет, наблюдаем за появлением влаги внутри него. Доказываем, что листья этих растений испаряют мало влаги оп сравнению с геранью.
- «Растут ли деревья в степи?». Обсуждаем с детьми осадки в степях, выясняем, что осадки скудные. Берем емкость с землей, наливаем в него немного воды (количество осадков), затем рыхлим и наблюдаем, что вода находится только в верхнем слое. Делаем вывод: корни деревьев длинные, поэтому не смогут расти в такой почве, а вот травы и цветы будут расти хорошо.
.
.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какая разная бумага
Какая разная бумага...
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Какие разные игрушки»
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Какие разные игрушки»Интеграция областей: Познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, труд.Виды детской деятельности: коммуникати...
методическая разработка "Какая разная посуда"
Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»Образовательные технологии: личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие....
Авторское стихотворение "Какие разные бывают дети"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13196434","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"143","width":"480"}}]]Данное стихотворение является авторским и посвящено детям....
ФЭМП «Какие разные листья» в рамках проекта «Почему осенние листья падают по-разному?»
ЦЕЛЬ: Формирование элементарных математических представлений в средней группе.Задачи:1. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольни...