Конспект занятия-игры "Знатоки природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект игры-занятия
«Поле чудес»
Тема «Знатоки природы»
Старшая группа
Программное содержание. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.
Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
Учить выполнять правила игры.
Словарь: финал, суперигра, банкрот, отборочный тур.
Предварительная работа. Просмотр телепередач «Поле чудес». Подготовка вопросов, соответствующих возрасту детей и поставленным задачам.
Ход игры.
Воспитатель напоминает детям правила:
1. В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.
2. Тот, кто знает ответ, должен поднять руку (в игре со зрителями и в отборочном туре).
3. Если не ответил на вопрос, ход переходит к следующему участнику игры (очки при этом не засчитываются).
4. Если стрелка укажет на сектор «П», что означает «Приз», участник должен выбрать приз или игру.
5. Если стрелка укажет на сектор «Б», что означает «Банкрот», все заработанные ранее очки «сгорают» и ход переходит к следующему участнику игры.
6. Если стрелка укажет на сектор «О», ход переходит к следующему участнику игры.
7. Если игрок отвечает подряд на три вопроса, то получает поощрительный приз.
8. Все участники, даже проигравшие, поощряются призами.
9. Каждый игрок должен уметь считать звездочки на барабане, (они означают количество очков).
10. Крутить барабан можно только один раз.
Отборочный тур
Воспитатель. Игра будет проходить в три тура. Нам необходимо выбрать девять участников, по три в каждом туре. Я буду называть загадки, а вы должны их отгадывать. Отвечает тот, кто раньше поднимет руку. Не забывайте правила игры. Загадки для отборочного тура
1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик.)
2. По горам, по долам Ходит шуба да кафтан. (Овца.)
3. Зимой спит — летом ульи ворошит. (Медведь.)
4. Маленькие ножки, Боится кошки,
Живет в норке, Любит корки. (Мышка.)
5. Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
(Лиса.)
6. Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой.)
7. На потолке в уголке
Висит сито, не руками свито. (Паутина.)
8. Вьется— веревка, на конце головка.
(Змея.)
9. Тает снежок, ожил лужок, День прибывает,
Когда это бывает? (Весной.)
10. У стеклянных берегов не бывает рыбаков. (Аквариум.)
Первый тур
1. У какого животного есть иголки? (У ежа.)
2. Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь.)
3. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной.)
4. Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)
5. Назовите домашних птиц, которые умеют плавать. (Утки, гуси.)
6. Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.)
7. У какого домашнего животного есть рога и копыта? (У быка, у коровы.)
8. Какое животное можно назвать длинноухим? (Зайца.)
9. Какого цвета листья на деревьях осенью? (Желтого, красного.)
10. Чем выделяется береза зимой среди других деревьев? (Цветом ствола.)
Второй тур
1. На доске расставлены картинки, изображающие домашних и диких животных.
Вопросы. Покажи и назови диких животных.
Покажи и назови домашних животных.
2. На доске расставлены картинки, изображающие взрослых домашних птиц.
Вопрос. Как называются птенцы этих птиц? (Утята, цыплята, гусята.)
3. На доске расставлены картинки, изображающие взрослых домашних животных и их детенышей.
Вопрос. Найди каждой маме ее детеныша и назови его. (Корова — теленок, собака — щенок, кошка — котенок.)
4. На доске расставлены картинки, изображающие времена года.
Вопрос. По картинке определи время года. (Зима — снегопад; осень — листья опадают; лето — все зелено, и идет дождь; весна — бегут ручьи.)
5. На доске расставлены сюжетные картинки различного содержания: дети оказывают помощь животным, растениям и развлекаются на природе.
Вопрос. Найди картинку, на которой изображены дети, оказывающие помощь растениям, животным. (Мальчик поливает дерево; Дети высаживают рассаду на грядку; Мальчик кормит птиц; Девочка перевязывает собаке лапу; Дети поливают цветы.)
6. Найди на картинках животных и птиц, живущих рядом с человеком. Назови их. (Корова, свинья, кролик, петух.)
7. Найди на картинках животных, которые живут в лесу, и назови их. (Медведь, лиса, заяц, волк.)
Третий тур
1. Каких птиц, зимующих у нас, вы знаете? (Воробьи, голуби, снегири.)
2. У какого дерева иголки, как у ежа? (У ели, сосны.)
3. Придумай кличку собаке.
4. Как заяц готовится к зиме? (Меняет шубу.)
5. Где живет белка?
6. Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (Ель, сосна.)
7. Каких ты знаешь перелетных птиц? (Грачи, ласточки, свиристели.)
8. Назови овощи, которые растут в огороде.
9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
10. Что можно дать птицам на обед? (Крошки хлеба, зернышки.)
Финальная игра
Приглашаются участники, которые выиграли в предыдущих турах.
На столе лежат картинки. С их помощью дети должны отгадывать загадки — показывать картинки и называть, кто на них изображен.
1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной.
(Еж.)
2. Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе Орешки я грызу.
(Белка.)
3. Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями с деревьев.
(Жираф.)
4. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка.)
5. Посмотрите-ка, какая,
Вся горит как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(Лиса.)
6. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран.)
7. Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам.
(Верблюд.)
8. Кто зимой холодной
В лесу ходит злой и голодный?
(Волк.)
9. Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. (Кошка.)
Суперигра
Приглашается участник игры — победитель. По секторам под стрелкой раскладываются полоски с названиями призов. Предлагается выбрать с помощью барабане приз в случае удачи. Финалисту даются на выбор три задания:
1) спеть песню;
2) прочитать любое стихотворение о природе;
3) назвать народную примету, пословицу о природе.
Если задание выполняется правильно и хорошо, победителю вручается приз.
Между турами можно поиграть в игру со зрителями и болельщиками с вручением победителям призов (книжек-самоделок, поделок из природного материала и др.)
Вопросы для игры
1. Где живет собака?
2. Дерево выше куста, а что ниже?.
3. Где живут заяц и белка? Назови их домики.
4. Почему сороку в народе называют «сорокой-воровкой»?
5. Во время дождя под каким кустом сидел заяц? (Под мокрым.)
6. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
7. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, не может, он не умеет говорить.)
Примерный конспект экскурсии по городу
Тема «Деревья на нашей улице»
Подготовительная к школе группа
Программное содержание. Воспитывать бережное отношение к природе.
Закрепить и уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев, кустарников, цветов на нашей улице.
Словарь: маршрут, дикие утки, чайки, перелетные птицы.
Активизация словаря: липа, лиственница, водоем.
Предварительная работа. Беседа о культуре поведения во время экскурсии, о правилах дорожного движения при переходе улицы,
Ход экскурсии.
Воспитатель. Сегодня мы с вами идем на экскурсию по нашей улице. Как называется улица, где расположен детский сад? (Южный бульвар.) В конце улицы есть водоем. Мы увидим перелетных птиц. Я расскажу о них.
На какой сигнал светофора будем переходить улицу? (На зеленый.)
Обратите внимание, какая прекрасная осенняя погода, как красиво кругом, какой теплый и тихий день. (Читает стихотворение Г. Ладонщикова «Осень»): Дует, дует ветер, дует, задувает, Желтые листочки с дерева срывает. И летят листочки, кружат по дорожке, Падают листочки прямо нам на ножки.
Остановка 1
Посмотрите на эти деревья. Вы их знаете. Они растут и у нас на участке. Правильно, это тополя. Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево дает много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее.
А это дерево вы узнали? Конечно, клен. А как вы догадались? Правильно, по плодам-крылаткам. Это семена кленй._Очи детят точно самолетики. Остановка 2
Воспитатель загадывает загадку: Ее узнаешь по простой примете: Нет дерева белей на свете. Как вы догадались, что это береза? Ведь она почти без листьев. (По белому стволу.) Посмотрите, какие у березы тонкие веточки.
Послушайте стихотворение А. Прокофьева «Березка»:
Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее, нарядную, Родную, ненаглядную... А теперь обойдем вокруг этого дерева и посмотрим на опавшие листья. В июне, когда на нем появятся цветочки, их нужно собирать, так как они обладают лечебными свойствами. Их высушивают, заваривают и пьют при простуде. Вы угадали, что это за дерево? Правильно, липа. Посмотрите на ее ствол. Он не такой, как у березы. У липы ствол черного цвета, а ветки раскидистые. Послушайте, как липа говорит о себе: Выросла я, липка, тоненькой и гибкой. Береги меня!
Посмотрите, как много ягод у этого дерева! Вы узнали его? Правильно, это рябина. Она растет у нас на участке. Ее ягоды зимой помогают выжить птицам. В народе говорят: «Если много рябины, то зима будет холодная». Послушайте стихотворение о рябине:
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она горчит.
То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
Вы, наверное, пробовали на вкус плоды рябины? Они горьковатые, кислые, а вот после крепких заморозков становятся слаще, ^г
Ребята, поднимите вверх головы. Вы видите очень высокое дерево. Помните, когда мы были в лесу, то видели его — .это сосна.
Сосны до небес
Хотят дорасти.
Небо ветвями
Хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
Сосна похожа на ель, но у нее ветки раскидистее, а иголки длиннее. На ней есть шишечки. Вспомните, как мы из них поделки делали.
Отгадайте загадку: «Зимой и летом одним цветом». Правильно, эта загадка не только про ель, но и про сосну. Их иголки и зимой не теряют своего цвета. Сосна хорошо очищает воздух, поэтому рядом с ней легко дышится. А это что за деревья? Высокие, раскидистые. Вы видели их на нашем участке. Правильно, ивы. Эти деревья любят влажную землю. Веточки у них длинные, даже ствола не видно. Листья зеленые, узкие, похожие на маленьких рыбок. Зацветает ива самая первая среди деревьев, а листики теряет самая последняя. Вот как пишет об иве Ирина Токмакова:
Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива'.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
И это дерево, хрупкое, тонкое, вы должны знать. Вспомнили, как оно называется?
Правильно, осина.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару...
Дайте осинке
Пальто и ботинки —
Надо погреться
Бедной осинке.
Обратите внимание на листики осины: какие они легкие, как дрожат на ветру. Вот этот кустарник встречается везде. Летом из его плодов вы делаете свистульки. Как он называется? Акация. Сейчас на нем нет листочков. А помните, как цветет акация летом?. Какие у нее цветочки? Они желтые и очень приятно пахнут.
Сейчас я вам расскажу еще об одном кустарнике. Внимательно послушайте и попробуйте догадаться, как он называется.
Весной, когда на этом кустарнике расцветают цветы, все: и дети и взрослые — считают, сколько лепесточков в цветке. Если кто-то насчитает пять или больше, говорят, что он нашел счастливый цветок. Ветки кустарника очень красиво смотрятся в букете. Если не забывать менять воду в вазе, то букет будет стоять очень долго, и вы несколько дней можете вдыхать прекрасный аромат цветов. Куст привлекает к себе много насекомых. В маленьких цветочках есть нектар, который они пьют. Цветы бывают сиреневые, лиловые и белые. Вы узнали, о каком кустарнике я говорю? Конечно, это сирень. Сейчас же вы видите на ветках только семена.
Остановка 3
Мы стоим с вами у клумбы. Назовите цветы, которые здесь растут. (Мальвы, ноготки, астры.) Сейчас уже и мальвы, и ноготки отцвели, и на месте красивых ярких цветков образовались семена. Только астры радуют своим многоцветьем, да еще ленок не отстает, до сих пор цветет. Но скоро и у них опадут лепесточки.
Остановка 4
Мы пришли на пруд. Здесь еще живут птицы — чайки и утки. Посмотрите на их оперенье, понаблюдайте за их полетом. Покормите их, только осторожно, не напугайте.
Скоро эти птицы улетят. Соберутся в стаи и потянутся на юг. Но они будут помнить то место, где жили летом, чтобы весной вновь вернуться сюда из далеких чужих стран. Там, вдали, они будут тосковать по своему пруду, по красивому берегу, по солнышку.
Вот и закончилась наша экскурсия. Мы сейчас вернемся в детский сад, и вы нарисуете все то, что видели сегодня и запомнили. А вечером покажете свои рисунки родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Цветной мир природы"
Занятие с детьми по рисованию нетрадиционным способом "монохром"....
Конспект занятия "Явления природы"
Занятие по экспериментированию в подготовительной к школе группе....
Конспект "Безопасность в природе"
Данный конспект для подготовительной группы по теме "Безопасность в природе" поможет воспитателям ДОУ в работе...
Конспект викторины "Друзья природы" в старше-подготовительной группе детей с ФФНР.
ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ( НЕ ЗАГРЯЗНЯТЬ ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДУ, БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К РАСТЕНИЯМ И ЖИВОТНЫМ )....
Конспект НОД: "У природы нет плохой погоды"
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД: "У природы нет плохой погоды"
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД "У природы нет плохой погоды"
Конспект НОД по ознакомлению с профессией метеоролога с детьми старшего дошкольного возраста...