Дидактический материал "Блокада Ленинграда"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Продолжаем знакомить старших дошкольников с событиями второй мировой войны через беседы, чтение художественных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_leningrada.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА
(дидактический материал по теме «Города-герои»
для детей старшего дошкольного возраста)
Воспитатель: Лапина Н.В.
2020 год
Блокада Ленинграда
Уже в сентябре 1941 года фашистам удалось окружить город Ленинград ( так в те годы войны назывался современный Санкт-Петербург). Вражеская авиация уничтожила почти все продуктовые склады города. Начался голод. Подвезти в Ленинград продовольствие было очень сложно, ведь город был заблокирован со всех сторон. Жители северной столицы старались с достоинством пережить страшные испытания: зимой к голоду добавился ещё и страшный холод. Власти Ленинграда нашли возможность выдавать людям хлеб. Каждый житель города получал один раз в сутки такой маленький кусочек хлеба (250 граммов выдавали рабочим, остальным – всего по 125 граммов), который пекли из муки с добавлением канцелярского клея или стружки, и по столовой ложки крупы, что от голода это всё равно не спасало. Фашисты не сидели «сложа руки». Они ждали, когда жители блокадного Ленинграда погибнут от голода и холода! На город каждый день обрушивались бомбёжки (в небе над городом кружили вражеские самолёты) и артобстрелы (фашистские пушки не умолкали).
Зимой, когда замёрзло Ладожское озеро, появилась Дорога жизни. По неокрепшему льду озера к городу подтягивались небольшие колонны машин с продовольствием. Однако перевозить большое количество груза, прежде всего муки, было невозможно: тяжёлую машину попросту не выдерживал лёд. Часто случалось, что машины проваливались под лёд и тонули.
В январе 1943 год, после того как советские войска начали наступление, в кольце фашистских войск, окружавших город, был пробит небольшой коридор, приблизительно в 10 километров шириной. По этому коридору в Ленинград стали завозить продовольствие. Но окончательно город удалось освободить только 27 января 1944 года. Таким образом, город находился в блокаде больше двух лет.
Ленинград выстоял, несмотря ни на что, не сдался. Весь мир увидел, что дух нашего народа сокрушить невозможно!
Дневник Тани Савичевой
Школьница Таня Савичева, жительница Ленинграда, вела дневник в дни блокады. Этот дневник 11-летней девочки стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны, когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких.
На страничках дневника не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния. Только скупая и лаконичная констатация жутких фактов:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года». (Женя – сестра Тани)
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». (Лёка – брат Тани)
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».
«Савичевы умерли». «Умерли все».
«Осталась одна Таня».
Когда умерли все родные, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда её вывезли на Большую землю. Два года врачи боролись за её жизнь, но спасти Таню так и не смогли…
Ответьте на вопросы
1. Что такое блокада?
2. Как назывался город во время войны, который был окружен фашистами?
3. Сколько лет продолжалась блокада Ленинграда?
4. Благодаря чему жителям Ленинграда удалось выжить?
Рекомендуемая художественная литература для детей
Г. Черкашин «Кукла»
Ю. Герман «Вот как это было»
В. Семенцова «Лист фикуса»
С. Алексеев Сборник «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда»
Э. Фонякова «Хлеб той зимы»
Городу Ленинграду
Н.Алексеева
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город остался!
Никуда не исчез!
Люди Ленинграда, вы - герои!
Н.Алексеева
Люди Ленинграда, вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!
Дети Ленинграда
Н.Алексеева
Как жить без мамы и отца,
Без хлеба, дома и тепла?
Всё это отняла война.
Не хлюпали, не плакали, не ныли
Ребята ленинградские, а - жили!
В них теплилась едва душа.
Подкашивались ноги от бессилья.
Всё отняла у них война,
Оставив ненависть к фашистскому насилью.
Стеклянные глаза без страха к смерти,
Голодные, худые, ледяные дети.
Со взрослыми сражались вместе,
Им помогали, позабыв о детстве.
Пусть помнит каждый человек
Залитый кровью, детский след.
Салют над Ленинградом
Юрий Воронов
За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут…
Литература и интернет-ресурсы
https://stihi.ru/2014/01/13/12738
https://rustih.ru/yurij-voronov-salyut-nad-leningradom/
Новокрещенов И.В. Страницы Великой Победы: Учебное пособие для учащихся 1-4 классов. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 64 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блокадный Ленинград(вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады)февраль 2014года
Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т
Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...
Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)
Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа "Дети блокадного Ленинграда"...
Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"
Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...
Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"
Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...
Презентация к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» " Блокада Ленинграда"
Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда....