ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Птицы – наши друзья»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_proekt-ptitsy.docx | 937.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Птицы – наши друзья»
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационно - творческий.
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Возраст детей: 6-7 лет.
Актуальность проекта
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
* Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы - птицам. Изучение детьми объектов живой природы птиц во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Целеполагание: Только при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании общей экологической культуры у детей дошкольного возраста, и бережного отношения к представителям животного мира –птицам
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о птицах (характеристика, внешние признаки птиц способы передвижения, особенности внешнего строения, позволяющие летать)
- Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
- Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
- Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
- Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.
- Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.
- Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.
- Развивать и стимулировать познавательную активность детей.
- Воспитывать желание заботиться о птицах ближайшего окружения.
- Повышать степень участия родителей в формировании экологической культуры детей
Предполагаемые результаты:
- Воспитать любовь к природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия мира птиц).
- Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы- птицам, должны знать и называть птиц, обитающих в нашем краю
- Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному
поведению по отношению к живым объектам природы.
- Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе..
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы-(птиц), они
научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Ребята узнают значение птиц в жизни человека.
- Ребята узнают значение птиц в жизни природы.
- Ребята узнают много интересного из жизни птиц ( домашние, лесные, птицы разных континентов
- Дети закрепят представления о птицах: условия жизни домашних и лесных птиц и их детенышей-птенчиков, птиц полярных районов Земли, птиц жарких стран, зимующих и перелетных. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить птиц на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
- Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой природы- птицами, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое. - Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
Система работы по проекту включает:
- создание развивающей предметно-пространственной среды- подбор художественной литературы, иллюстраций, атрибутов и игрушек по теме, настольно – печатные и дидактические игры
- совместную деятельность педагога и детей – наблюдение, беседы, опыты, дидактические игры, игры – занятия,, конкурсы рисунков
- работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов-презентаций, изготовление скворечников. организация мастер – класса по оригами «Птица»
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах-
- перспективно -тематический план
III этап – заключительный.
- Оформление результата проекта.
- Проведение итоговое мероприятия «Мастер –класс по изготовлению птиц из бумаги (оригами)
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Составление паспорта проекта
- Подбор детской художественной литературы для чтения
- Подбор презентации для просмотра
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
II этап – Выполнение проекта - основной (практический).
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах - перспективно-тематический план
Проведение с детьми бесед , игр
Чтение художественной литературы детям
Рассматривание картин, рисование рисунков, просмотр видеофильмов и презентаций
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Игровая деятельность
• дидактические игры: «Что за птица? », «Четвертый лишний», «Узнай по голосу», «Угадай, птицу по описанию», «Чей хвост», «Расскажи о птице»,
• настольные игры: «Домино», «Разрезные картинки», «Зоологическое лото»
• сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор», «Лесная школа», «Больница птиц».
• театрализованные игры: «Где обедал воробей? »
• подвижные игры: «Перелетные и зимующие птицы», «Воробышки и автомобиль», «Птицелов», «Чья команда быстрее заполнит кормушки кормом? », «Совушка – сова».
Познавательная деятельность
• Беседы: «Как узнать птиц? », «Кто от зимы не улетает? », «Пользу или вред приносят птицы? », «Меню птиц», «Как дети и родители заботятся о птицах».
• Решение проблемной ситуации
«Что может произойти, если не будет птиц ? », «Как я спас птичку».
Коммуникация
• заучивание и чтение стихотворений: С. Михалков «Птичья столовая», А. Барто «Скачет шустрая синичка», В, Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», А, Прокофьева «Свиристели», О, Григорьева «Синица».
• чтение рассказов: Г. Скребицкий «Появились синички», В. Бианки «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно», Л. Воронкова «Птичьи кормушки» ЛВ.Сухомлинский «Как синичка меня будит»,
• составление рассказов по иллюстрациям.
• разгадывание загадок.
Художественное творчество
• рисование «Перелетные птицы»;
• оригами «Птица»;
• лепка «Ворона»;
• аппликация «Голуби на крыше», «Скворцы прилетели»
Музыкальная деятельность
• Слушание музыки «Голоса птиц».
Работа с родителями
- конкурс на лучший скворечник
- консультация на тему: «Птицы – наши пернатые друзья».
- выставка «Птичка - сделанная своими руками».
- Мастер – класс с родителями «Оригами - птица»
III этап – Результаты заключительный.
- Оформление результата проекта в виде рассказов и рисунков детей о птицах
- Организация и участие родителей в выставке рисунков «Птицы- наши друзья»
- Проведение итоговое мероприятия : мастер –класс с родителями «Поделки из бумаги(оригами) – птица»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация педагогического проекта "Птицы - наши друзья"
Педагогический проект "Птицы - наши друзья"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Птицы – наши друзья»
Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 6-7 лет и направлен на формирование общей экологической культуры....
Педагогический проект "птицы-наши друзья"
Поделюсь проектом, который я проводила в средней группе. Актуальность.Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и...
Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».
В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....
Педагогический проект "Птицы, насекомые - наши добрые знакомые"
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых и птиц, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи. ...
Реализация социально-педагогического проекта «Птицы — наши друзья» ГБДОУ детский сад №51 Приморского района Санкт-Петербурга
Социально-педагогический проект «Птицы – наши друзья!»с помощью модифицированной таблицы «Системный оператор» с учётом ФГОС ДОО для детей подготовительной группы. Па...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Птицы – наши друзья»
НаименованиепроектаПроект «Птицы-наши друзья» подготовительной к школе группы МДОУ д/c п. ПробуждениеНазначениепроектаПроект подготовительной к школе группы МДОУ д/c п. Пробужд...