"Расти репка"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Тема: «Расти репка и мала и велика»
Вид проекта: познавательно - творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный (май - август)
Цель проекта: развитие познавательного интереса к культурным огородным растениям, формирование умения различать овощи по внешнему виду, осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Задачи проекта:
- формировать у детей представления об овощах;
- формировать правильное отношение к природе;
- закреплять знание названия овощей;
- развивать словарный запас детей;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- воспитывать уважение к труду.
Участники проекта: дети, родители, педагоги ДОУ
Основные методы и формы реализации проекта: беседы, наблюдения,
сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные игры, чтение литературы, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, непосредственно-образовательная деятельность, консультации для родителей, оформление выставок.
Актуальность проекта:
- Недостаток знаний у младших дошкольников об овощах;
- Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.
Предполагаемый результат:
- Знание и называние детьми овощей;
- Знание полезных свойств овощей, как их можно употреблять;
- Умение совместно с родителями при помощью природно-бросового материала находить оригинальные решения в создании необычных овощей.
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
- постановка целей, опре-деление актуальности темы проекта; - подбор методической литературы для реализа-ции проекта; - подбор наглядно-дидак-тического материала, ху-дожественной литерату-ры, иллюстраций по теме; -организация развиваю-щей среды в группе; - работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта; - изготовление пособий, карточек, моделей; - определение тематики бесед; | - проведение бесед; - рассматривание картин, иллюстраций; - наблюдение за ростом овощей на мини-огороде; - проведение занятий; - рисование, лепка с детьми на тему проекта; -проведение различных видов игр (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых); - работа с родителями (разработка рекоменда-ций); - чтение стихов; - разучивание стихов; - оформление выставок. | -анализ результатов проекта; - оформление выставки рисунков, поделок; - создание презентации. |
План реализации проекта
1. Игровая деятельность.
- Сюжетно-ролевые игры:
- «Семья»;
- «Магазин» ;
- «Ярмарка овощей»
Цель: развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
- Дидактические игры:
- «Вершки и корешки»
- «Какой овощ?»
- Лото «Овощи»
- «Что лишнее? »
- «Узнай по описанию»
- «Разложи по корзиночкам»
- «Чудесный мешочек»
- Хороводные игры:
- «Огород »
- Эстафеты:
- «Собери овощи и фрукты»
- Театрализованная игра.
- Инсценировка русской народной сказки «Репка».
Цель: развивать стремление импровизировать несложный сюжет сказки. Вызвать желание выступать перед сверстниками.
2.Беседы:
- «Где растут овощи и как за ними ухаживать».
Цель: рассказать, где растут овощи, как за ними надо ухаживать, что из овощей можно приготовить.
- «Чем полезны овощи».
Цель: рассказать о полезных свойствах овощей, в каком виде овощи можно употреблять в пищу.
- «Как заготавливать овощи на зиму».
Цель: рассказать о времени сбора овощей, о способах заготовки овощей на зиму.
- «Овощи на нашем столе»
Цель: Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей, о способах их использования в пищу; закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей.
3. Чтение рассказов, сказок и стихотворений об овощах:
Русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки», Белорусская сказка «Пых»
Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко»
Стихотворение Юлиана Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла… »
«Сказка про лучок», «Сказка про овощи», «Сказка о полезных овощах»,
«Веселый огород», «Смешная сказка про овощи».
Стихотворения про овощи.
Чтение и разучивание с детьми загадок, пословиц и поговорок об овощах, о труде.
4. Пальчиковая гимнастика:
«Капуста», «Хозяйка однажды с базара пришла…»
5. Художественное творчество
- Рисование "Консервируем огурцы и помидоры"
- Лепка «Морковка для зайчика», «Огуречик»
- Пластилинография "Я люблю морковку, помидор и свёклу"
- Аппликация "Овощи на тарелочке», «Зайкин огород»
6.Работа с родителями:
- 1.Консультаци: «Полезные друзья: овощи, фрукты, ягоды»,
- «Овощи и фрукты, зачем нужны нам в блюдах?»
- «В каких продуктах «живут» витамины»
- 2.Совместная творческая деятельность:
- - поделки из овощей и фруктов «Овощная фантазия».
- - фотовыставка «А у нас на огороде»
Познавательное развитие
- Серия бесед по картинкам «Овощи»:
- «Какие они овощи»;
- «Польза овощей»;
- «Как растут овощи»
- «Зачем мыть овощи. Что готовят из овощей».
- Подбор стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок об овощах.
Речевое развитие
- Чтение художественной литературы об овощах: сказки «Репка», "Весёлый огород", "Сказка про овощи"
- Заучивание песенки "Огородная- хороводная"
- Разъяснение пословиц и поговорок об овощах.
Художественное творчество
- Рисование "Консервируем огурцы и помидоры"
- Пластилинография "Я люблю морковку, помидор и свёклу"
- Аппликация "Овощи на тарелочки"
Здоровье и физическое развитие
- Пальчиковая гимнастика «С базара однажды хозяйка пришла...»
- Физминутка "В огород пойдем", "Ах, какой же урожай"
Сотрудничество с семьёй
- Консультация "Как научить ребёнка есть овощи"
- Совершение родителями с детьми поездку на дачу (наблюдение и помощь взрослым)
- Создание книжки на верёвочке «Овощи» (стихи и загадки)
- Стенгазета "Наш весёлый огород"
- Выставка поделок из овощей
Приложение
Беседа
«Где растут овощи и как за ними ухаживать».
Цель: рассказать, где растут овощи, как за ними надо ухаживать, что из овощей можно приготовить.
Содержание беседы:
Воспитатель приносит в группу поднос с овощами, накрытый полотенцем.
-Ребята, посмотрите что у меня в руках?
-Поднос.
-Как вы думаете, что лежит на подносе? (ответы детей)
-Хотите посмотреть, что там лежит? (дети перечисляют)
-Как всё это назвать одним словом?
-Откуда пришли к нам овощи?
-Где они растут? (на огороде)
-Как выращивают овощи?
Воспитатель уточняет: человек сажает в землю рассаду или семена овощей, ухаживает за ними, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета – осенью получает урожай овощей. Овощи – это плоды растения, его часть.
-Скажите, все ли овощи растут на поверхности земли?
-Есть овощи, плоды которых находятся в земле и называются корнеплодами. (Дети называют овощи –корнеплоды).
-Овощей много. Все они разные. Давайте найдем с вами признаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии овощей по форме, цвету, величине, какова их поверхность на ощупь).
-Ребята, а для чего люди выращивают овощи? (чтобы употреблять в пищу)
-Все ли овощи одинаковые на вкус?
-Правильно, овощи различаются и по вкусу.
-Отгадайте загадку.
«Вижу девицу, которая раньше жила в темнице. Она оранжевого цвета. Её можно чистить, тереть на терке. Она вкусна и полезна».
Беседа
«Чем полезны овощи».
Цель: рассказать о полезных свойствах овощей, в каком виде овощи можно употреблять в пищу.
Содержание беседы:
- Какие вы знаете овощи?
- У каких овощей мы едим корешки, а у каких вершки?
- У каких едим луковицу?
- У каких едим листья?
- Рассмотрите кочан капусты, у которого сохранились кочерыжка и корни. -Покажите кочан цветной капусты.
- У каких овощей мы едим семена? (Горох, бобы).
- В чем лежат зерна гороха, бобов? (В стручке).
- Что сделается с стручком, когда зерна поспеют?
- Какого цвета сырой горох? Какого цвета спелый?
- У каких овощей мы едим плоды? (Огурцы, дыня, тыква).
- Какие овощи сладкие? Отчего они сладкие?
- В каком виде мы едим овощи? (В сыром и вареном)
- Какие блюда готовят из овощей?
- В чем польза овощей и фруктов?
Овощи – основные источники витаминов. Витамины – жизненно необходимые питательные вещества. Они содержатся в пище и необходимы для здоровья нашего организма. Vita - означает жизнь. Витамины - ценные вещества, Без них мы никуда.
Чтоб здоровым, сильным, крепким быть,
Нужно с витаминами дружить.
Витаминов много - всех не перечесть,
Но самые главные среди них есть.
Без них не может организм существовать,
Учиться, работать, отдыхать.
Витаминные семейки Витамин А • Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен Витамин А. Где же витамин «А» найти, Чтобы видеть и расти? И морковь, и абрикосы Витамин в себе тот носят. В фруктах, ягодах он есть. Их нам всех не перечесть.
Витамин В • Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться по пустякам, вам нужен Витамин В. Свекла, яблоко, картофель, Репа, тыква, помидор.. Витамины «В» имеют И отдать нам их сумеют. «В» - в наружной части злаков, Хоть он там неодинаков. Это вовсе не беда, Группа «В» там есть всегда.
Витамин С • А вот «С» едим со щами, И с плодами, овощами, Он в капусте и в шпинате, И в шиповнике, в томате, Поищите на земле И в салате, в щавеле. Лук, редиска, репа, брюква, И укроп, петрушка, клюква, И лимон, и апельсин Ну, во всем мы «С» едим! Витамин С - аскорбиновая кислота, Польза организму от нее велика. Она иммунитет повышает, Болезни прочь прогоняет.
Еще витаминов есть много,
Пополняйте организм ими строго.
Тогда не будете болеть,
Будете веселиться и песни петь.
Витамины – просто чудо! Сколько радости несут:
Все болезни и простуды перед ними упадут,
Вот поэтому всегда для нашего здоровья
Полноценная еда – Важнейшее условие!
Беседа
«Как заготавливать овощи на зиму».
Цель: рассказать о времени сбора овощей, о способах заготовки овощей на зиму.
Содержание беседы:
- Давно убрали с полей овощи. А мы с вами и в конце зимы едим свежий картофель, морковь, свеклу, капусту.
- Растут ли овощи зимой?
- Откуда же мы берем их зимой?
(Мое примечание – это очень важный вопрос! Вопрос проблемный и требует от ребенка найти самостоятельно вариант решения противоречия. Если ребенок ответит «Зимой мы овощи берем из магазина», то нужно спросить: «А откуда овощи взялись зимой в магазине, ведь они зимой не растут?». Пусть малыш выскажет предположение. После его предположения задайте следующий вопрос).
- Как их сохраняют? (В сухом прохладном подвале), (в овощехранилище).
Народная пословица гласит: «Летний день — год кормит». Как вы это понимаете?
Воспитатель ставит на стол банку с солеными огурцами или помидорами. Спрашивает, что это, как еще летом и осенью люди заготовляют впрок овощи, фрукты, ягоды.
- Что мы делаем с огурцами, капустой? (огурцы мы солим, а капусту квасим).
Дети рассказывают, что овощи солят, маринуют, делают из них овощные консервы; Воспитатель спрашивает, какие соленья, маринады заготовлены на зиму у них дома, где хранятся.
- а ещё овощи можно сушить (показать сушеную морковь или лук, которые продаются в магазине).
— Есть еще способ хранить овощи и фрукты — замораживать их. В магазинах наших городов продают замороженные овощные наборы для супов.
Так справедлива ли народная пословица «Летний день — год кормит»?
— Вы скоро подрастете и станете помогать родителям по хозяйству, будете и заготовлять впрок дары природы,— продолжает разговор воспитатель.— Давайте проверим, что вы знаете об этом (за правильный ответ дается фишка).
Итак, летом собрали урожай крепких огурцов. Огурцы не могут долго храниться. Что вы с ними будете делать? (Солить, мариновать, замораживать, порезав на широкие тонкие ломтики.)
Дидактические игры:
Игра «Чего не стало?»
Дети закрывают глаза. Педагог убирает один из овощей, дети открывают глаза и отвечают, чего не стало.
Игра «Чудесный мешочек»
Педагог складывает муляжи овощей в непрозрачный мешочек. Дети по очереди на ощупь должны узнать овощи
Игра «Угадай на вкус»
Воспитатель: Я помыла все овощи и хочу вас ими угостить. Но не просто угостить, а так, чтобы вы угадали овощ на вкус. Для этого вам нужно закрыть глаза.
Педагог дает детям по маленькому кусочку овоща, дети угадывают.
Игра «Какой овощ?»
Детям демонстрируются картинки с изображением овощей, и предлагается дать им характеристику:
Лук – горький, белый, ароматный, круглый;
Морковь – оранжевая, длинная, сладкая, вкусная, полезная и т.д.
Чтение художественной литературы.
«Огород (А. Прокофьев)»
В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
«Картошка» К. Тангрыкулиев
Посадили мы картошку:
Мама – в поле,
Я – в саду.
Мама – много,
Я – немножко.
Я – всего одну гряду.
Чтоб моя росла скорей,
Я весь день
Тружусь над ней.
Я минуты
Неподвижно
У картошки не сижу.
То подальше, то поближе
Я ее пересажу.
- Будет чудо-огород, -
Говорит сосед Сережка, -
Если вырастет картошка,
Несмотря на твой уход.
«Огурец» К. Тангрыкулиев
Погляди на огурец,
Огурец – такой хитрец!
Ловко одевается,
Под листьями скрывается.
Разгребу рукой листву,
С грядки огурец сорву.
Пополам разломлю,
Густо-густо посолю.
Сам я огурцы ращу,
Приходите – угощу!
Сказка «Весёлый огород».
Это короткая сказка про овощи. Однажды щенок шел по огороду и повстречал его обитателей. Но только не знал, как кого зовут. Нужно помочь щенку узнать про жителей чудесного огорода. Сначала песик увидел зеленое и пупырчатое существо Кто это? Так это же огурец, настоящий бравый удалец. Дальше он повстречал красного красавца. Он был спелый, сочный и немного толстощекий. Это же синьор помидор! А вот и дама деловая, в сто шуб она одета. И летом ей ни капельки не жарко. Это капуста, которая никак не может согреться. А кто это солнцу выставил свой бочок? Он не загорел, а лишь немного побелел. Да это же лежебока-кабачок. Дальше он прошелся, и увидел разноцветные кусты. Это были сладкие перцы разных цветов: красного, оранжевого, желтого и зеленого. Повидал он и девицу, у которой коса все время на улице, а сама она сидит в темнице. Кто это? Конечно же, морковка. Вот теперь щенок знает, кто проживает на веселом огороде. Его населяет замечательный народ.
Сказка про овощи
Посадил дед репку. И ждал, что она вырастет большая-пребольшая. Пришло время. Стал дед репку копать. Тянет-потянет... А тут слышит, что овощ с ним разговаривает. - Дедуля, ну какая же я тебе репка, я же красная морковка с зелеными кудрявыми волосами! - Вот чудеса, - говорит дед, - а где же я репку посадил? Не помню. Полезай ко мне в корзину, на суп пригодишься, а пока вместе будем искать. Идет он дальше по огороду. Тянет-потянет... - Ой, осторожней со мной, я же не репка, а свекла, - ответила деловито бордовая дама. - Как же так, - говорит дед, - опять перепутал. Вот я старый болван. Ну пойдем и ты со мной, на борщ понадобишься. Идет он дальше. - Ты, наверно, репка, - обратился дед к очередному овощу. - Кто, я? Нет, что ты. Я картошка. - Вот дела, - пробормотал дедушка, - ох, старость - не радость. Слеповат, да с памятью проблемы. Как же мне репку отыскать? - Да вот же я, - воскликнула репка, - сколько вас всех можно ждать? Сижу тут, скучаю одна. - Наконец-то, - обрадовался дед. Хотел было вытянуть, да уж и правда большая-пребольшая репка уродилась. Наверное, надо звать бабку, внучку и других. А как дед репку тянул? Ну а это уже другая история...
Пословицы и поговорки об овощах.
Всякому овощу свое время.
Овощи хороши во щи.
Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.
Без поливки и капуста сохнет.
Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.
Лук с чесноком - родные братья.
Полезна свеколка для нас, ее мы держим про запас.
Съешь и морковку, коли яблочка нет.
Надоел, хуже горькой редьки.
Картошку копать, не руками махать.
Картошка - мать наша, а хлеб – кормилец.
Без заботы и репу не вырастишь.
Загадки
Говорят, на вкус и цвет,
Никаких подружек нет.
Но она для всех мила,
И полезна и вкусна.
К сентябрю земля намокла,
Мы выкапываем …свеклу
А живет она на грядке,
Набирая мощь и вес,
С этой дамой все в порядке,
Осенью проверим здесь
Этот овощ вот уж диво,
Круглый, вкусный и красивый,
Приготовим с ним обед,
Запеканку, винегрет,
Цвет у яств совсем не блёклый,
Главная на кухне…свёкла
Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
- капуста -
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
- морковь –
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
- лук –
В огороде – желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
- тыква –
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
- помидоры –
Всех круглее и краснее.
Он в салате всех вкуснее,
И ребята с давних пор
Очень любят…(Помидор)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки…
- огурцы -
Если хочешь винегрет -
В огород за ней сходи,
У неё красивый цвет
И снаружи, и внутри!
- свекла -
Он бывает очень разный-
Зеленый, желтый, красный,
И жгучий он, и сладкий
Стоит знать его повадки.
- перец –
Пальчиковая гимнастика на тему «Овощи»
«Капуста»
Цель: Координация речи с движением. Развитие мелкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
Мы капусту рубим, Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
Мы морковку трем, Трут ладони друг об друга.
Мы капусту солим, Указательный и средний палец трутся о
большой.
Мы капусту жмем. Хватательные движения обеими руками.
Мы капусту нарубили, Ритмичные удары ребром ладоней по
столу.
Перетерли, Трут ладони друг об друга.
Посолили, Указательный и средний палец трутся о
большой.
И набили плотно в кадку Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке. Отряхивают руками.
"Овощи" Ю. Тувим
Цель: расширить знания и представления детей об овощах. Развитие мелкой моторики.
1. С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу)
С базара хозяйка домой принесла: (по-очереди загибаем на руках пальцы)
Капусту,
Картошку,
Морковку
Свеклу,
Петрушку и горох.
Ох!.. (хлопок в ладоши)
2. Овощи спор завели на столе (пальцы на обеих руках сжимаем в кулаки и потом разжимаем)
Кто лучше, нужней и вкусней на земле: (загибаем пальцы на руках по-очереди)
Капуста?
Картошка?
Морковка?
Свекла?
Петрушка или горох?
Ох!..(хлопок в ладоши)
3. Тем временем ножик хозяйка взяла (ладонь раскрываем, другую ладонь ставим ребром и делаем режущие движения)
И этим ножом крошить начала: (загибаем пальцы на руках по-очереди)
Капусту,
Картошку,
Морковку,
Свеклу,
Петрушку и горох.
Ох!..(хлопок в ладоши)
4. Крышкой накрытые в душном горшке (раскрываем ладонь и накрываем другую руку, которая в это время сжата в кулак)
В крутом кипятке кипели, кипели: (по-очереди загибаем пальцы на руках)
Капуста,
Картошка,
Морковка,
Свекла,
Петрушка и горох.
Ох!...(хлопаем в ладоши)
Супчик овощной оказался неплох! (гладим себя по животу ладошкой)
Овощи (физминутки)
В огород пойдем,
(шаги на месте)
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
( «таскают»)
И картошки накопаем.
(«копают»)
Срежем мы кочан капусты,
(«срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный,
(показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко
(«рвут»)
И вернемся по дорожке.
(шаги на месте)
* * *
Ах, какой же урожай,
(дети стоят лицом в круг)
Побыстрее собирай.
(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)
Выкопай картошку с грядки,
(имитация копания огорода)
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей,
(наклониться, правой рукой)
Чтобы съесть их поскорей.
(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)
Срежь капусту, посоли,
(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)
Маму с папой угости.
(отвести поочерёдно руки вправо – влево)
Выдерни морковь, редиску,
(имитация выдёргивания овощей)
Поклонись им в пояс низко.
(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)
Ай, какой же урожай,
(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)
Ты в корзину загружай.
(руки развести в стороны, направив их движение к себе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Расти, репка, на песке». Конспект НОД в первой младшей группе
Цель НОД: развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику стабилизировать эмоциональное состояние детей: научить их прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения. Способствовать получ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с применением песочной терапии «Расти, репка, на песке!»
Продолжить знакомство с русской народной сказкой «Репка», учить рисовать на песке...
Тема:"Расти, репка на песке!"
Знакомство детей с домашними животными и их особенностями.Воспитание заботливого отношения к домашним животным....
Интерактивная игра "Расти, расти репка, хороша да крепка"
Интерактивная игра "Расти, расти репка, хороша да крепка"....
Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Расти, репка, на песке!»
Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста...
Проект патриотического воспитания «Растим патриота! Растим гражданина! Растим человека!»
Реализуем проект «Растим патриота! Растим гражданина! Растим человека!» в рамках нравственно-патриотического воспитания для старших дошкольников. Проект рассчитан на год....
Отчет по работе над проектом ДОУ «Растим Патриота! Растим Гражданина! Растим Человека!»
Цель проекта: Создание условий для формирования у детей ответственности за свои действия, воспитание у дошкольников устойчивых положительных качеств, патриотической нравственности и духовной...