"От Кривощекова до Радужного каскада", статья
статья по окружающему миру
Приобщение детей дошкольного возраста к истории, культуре и природному миру родного края дает представление о географическом расположении, природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире, формировать бережное отношение к природе и всему живому. Дети знакомятся с историческим прошлым и настоящим родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2020.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя малая Родина
От Кривощёкова до Радужного каскада.
Конторова И.Г.
Денисенко А.Н.
Перетряхина Т.А.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача формирования первичных представлений о своей малой родине, традициях, культуре и природных особенностях родного края.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций, позитивного отношения к окружающему природному и социальному миру.
Поэтому так необходимо именно в этот период сформировать первичные знания о себе, других людях, развить ценностное отношение к местным традициям и промыслам, а также развить социально-личностные качества, необходимые для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и окружающему социуму.
Включение регионального содержания в образовательный процесс является результативным и эффективным средством формирования у детей представлений об окружающей действительности.
Благодаря регионализации воспитанники легче осваивают основы экологической культуры, умения и навыки взаимодействия с природой. Эффективнее формируются эмоционально-ценностное отношение и активная жизненная позиция по отношению к природе, а также развивается чувство эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сопричастности к окружающей природной среде своей малой родины.
Приобщение детей дошкольного возраста к истории, культуре и природному миру родного края дает представление о географическом расположении, природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире, формировать бережное отношение к природе и всему живому. Дети знакомятся с историческим прошлым и настоящим родного края.
И родители сами проявляют инициативу к совместному участию и поддержке познавательного интереса детей при ознакомлении дошкольников с малой родиной.
Климат Новосибирска и Новосибирской области преимущественно континентальный в связи с тем, что край находится вдали от морей и океанов. Единственный крупный водоем, расположенный поблизости – городское водохранилище, построенное на реке Обь. Именно месторасположение, а точнее координаты Новосибирска, влияют на погодные условия местности. Континентальный климат характеризуется резкими перепадами температур.
Особенности осуществления образовательного процесса строятся в соответствии с климатическими условиями Новосибирской области.
График образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
- холодный период: учебный год (сентябрь - май), составляется определенный режим дня и расписание НОД;
- летний период (июнь-август), для которого составляется другой режим дня.
При организации образовательного процесса по Программе «Мой край» учитываются: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия.
В ДОУ имеются воспитанники разных национальностей. При организации образовательного процесса учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями.
Обеспечиваются условия погружения детей в другую языковую среду, а именно: в образовательный процесс включаются игры, музыка, народные сказки, предметы декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах народов Сибири.
Вспоминая свою малую Родину, каждый человек представляет что-то своё. Наша малая Родина – Радужный каскад! Но мало кто знает, что давным-давно это…. Существуют различные версии появления поселения Кривощекова. В конце XVII века старообрядцы основали на берегах Оби несколько поселений. В 1713 году старообрядцы помогли казакам Томской крепости поставить на протоке Оби Чаусский острог, который должен был защищать от набегов кочевников-джунгар хлеборобный район Верхнего Приобья. Новый хлебородный район должен был обеспечивать служилых людей хлебом. В зону ответственности Чаусского острога входила деревня на берегу Оби, поставленная по заданию воеводы казаком Федором Криницыным по прозвищу Кривощек. Новое поселение развивалось с большой скоростью и быстро начало претендовать на выделение в административную единицу. По приведенным данным к 1727 году «Кривощеково» было уже селом с населением более 100 дворов обывателей, которые имели свое самоуправление и зависимые поселения о примыкающих окрестностях к Оби. Переселение с. Кривощекова произошло по причине строительства Транссибирской железной дороги, при котором участок берега оказался в полосе отчуждения железной дороги и размещения вспомогательных сооружений при возведении железнодорожного мостового перехода через реку Обь».
Немного истории. «Село Кривощеково» к концу XVIII века становится волостным центром или, если говорить современным языком, районным центром. В середине XVIII века в волости проживало почти пять тысяч человек. В 1724 году была построена первая церковь, она была освящена во имя святого Николая, затем она несколько раз перестраивалась.
Село «Большое Кривощеково», которое затем «влилось» в наш город, застраивалось без определенного плана, по усмотрению его жителей, а позднее – по распоряжению сельского старосты и народного схода. В 1892 году село имело три улицы разной ширины, отходящих лучами от базарной площади.
Со временем на карте не стало села «Большое Кривощеково» (оно исчезло при строительстве железнодорожного моста через Обь). Жители села «Большое Кривощеково» переселились на новые места. Одни переселились на правый берег Оби, а другие переселились на возвышенность и к станции Кривощеково. Почти 40 лет от начала строительства железнодорожного моста через реку Обь правый и левый берега Оби развивались самостоятельно.
Шло время село развивалось, стали появляться заводы, налажена торговля с другими населенными пунктами. В настоящее время осталось очень мало домов напоминающие историю того времени.
С июля 2005 года по улице Стартовая возводится микрорайон «Радужный каскад». Микрорайон «Радужный каскад» давно известен в городе: его хорошо видно с Коммунального моста и правого берега. А общероссийскую славу ему принес его славный дом, получивший статус самого протяженного жилого здания за Уралом (20 подъездов пока, квартир почти 2400).
Территория жилого комплекса «Радужный каскад» благоустроена, имеются разные спортивные и детские площадки. В самом центре «Радужного каскада» находится наш детский сад № 500, «Пятисоточка» (так нежно называем мы его), который открылся четыре года назад.
Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В радужной сказке - радужные краски"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству...
Статья "Радужная масленица, или как дети весну спасали, да зиму выпроваживали"
Песни звенели! Шутки звучали!Радовали всех и смешили!На проводы русской зимыК нам родители с детьми спешили!...
Досуговое мероприятие-квест на прогулке в рамках проекта «Радужная неделя» Тема: День радуги (Посадка цветов «Радужная клумба») Для детей 4-5 лет (средняя группа)
Конспект мероприятия "Радужная клумба" может быть использован воспитателями ДОУ в рамках проекта "Радужная неделя" или как игоровое развлекательное мероприятие-кв...
статья "В поисках Радужных Зайчиков"
Радужный Зайчик был ужасный непоседа, все норовил куда-нибудь убежать: то на тучку, то на верхушку дерева, то на скалистый утес. Все ему было интересно, все хотелось увидеть, узнать.... И вот однажды ...
Каскад слов
Описание задания. Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем психолог называет три слова ...
Дидактическая игра "Каскад"
многофункциональное дидактическое пособие...