Экологический проект "Природа вокруг нас"
проект по окружающему миру

Григорьева Кристина Александровна

Глобальные экологические проблемы – это не миф, не вымысел и не заблуждение. На них нельзя закрывать глаза. Более того, начать бороться против уничтожения природы может каждый человек, и чем больше людей приобщится к этому делу, тем больше пользы будет для нашей планеты. Проект  "Природа вокруг нас" рассчитана на совместную работу родителей и детей для сохранения экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ekologiya.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Введение____________________________________________________________3

2. Паспорт проекта _____________________________________________________4

3. Актуальность ________________________________________________________4

3.1. Цели и задачи. ______________________________________________________5

3.2. Планируемые результаты. ____________________________________________5

3.3. Методическое сопровождение. ________________________________________5

3.4. Формы работы ______________________________________________________6

4. Содержание проекта. Этапы ____________________________________________6

4.1. Организационный ___________________________________________________6

4.2. Основной __________________________________________________________6

4.3. Заключительный ____________________________________________________8

5. Список литературы  ___________________________________________________9

6. Приложение ________________________________________________________10







Введение

21 век – век развития технологий, век прогресса, век компьютеров, век интернета. Наших современников уже ничем не удивить. Наука достигает большого успеха, в связи с этим развивается человечество и электронная коммуникация. Теперь каждая сфера человеческой деятельности имеет и использует информационные технологии. Но, не смотря на бескрайние технологические возможности и человеческие стремления, проблемы экологического характера остаются открытыми.

Ежегодно проводятся конференции и различные совещания, мероприятия и конкурсы, посвященные экопроблемам. Глобальные экологические проблемы теперь интересуют не только ученых и неравнодушных людей, но и представителей высшего уровня власти многих стран. Многие люди поняли, что активная антропогенная деятельность нанесла непоправимый урон природе, и пока не поздно нужно остановиться или хотя бы изменить свои действия, снизить негативное влияние и решать экологические проблемы мира.

Глобальные экологические проблемы – это не миф, не вымысел и не заблуждение. На них нельзя закрывать глаза. Более того, начать бороться против уничтожения природы может каждый человек, и чем больше людей приобщится к этому делу, тем больше пользы будет для нашей планеты.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты, поэтому начиная с дошкольного возраста необходимо менять ситуацию  экологического воспитания. Благодаря научным исследованиям дошкольного воспитания Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, Т.И. Поповой, Н.А. Кондратьевой, О.А. Соломенниковой и др. мы имеем возможность воспитывать, экологическую культуру детей начиная, с раннего возраста.

Важнейшим условием решения экологической проблемы является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Вашему вниманию я предлагаю разработанный мной экологический проект по воспитанию экологической культуры детей раннего возраста совместно с родителями.

Паспорт проекта

Тема: «Природа вокруг нас»

Тип проекта: познавательно-информационный, групповой.

Продолжительность: среднесрочный.

База для реализации проекта: I младшая группа.

Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители).

Сроки реализации проекта: апрель-сентябрь 2020.

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Интеграция в образовательные области: речевое развитее, физическое развитие.

Актуальность

Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее.

Большинство современных детей редко общается с природой, проводя время за планшетами и телевизором. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой местности можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека. Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания, именно поэтому, воспитывать экологическую культуру детей раннего возраста необходимо совместно с родителями.

Прежде всего, хотелось бы, обратить внимание родителей на высказывания Джозефа Корнелла.

• Меньше учите, больше делитесь.

…Я уверен, что взрослым необходимо делиться своими душевными переживаниями с детьми. Только тогда, когда мы разделяем с другими наши мысли и чувства, возникает атмосфера истинного общения. Мы становимся способны породить в других любовь и уважение к земле. Когда мы делимся с детьми своими идеями и чувствами, мы побуждаем детей анализировать их собственные чувства и ощущения. Между взрослым и ребенком возникает прекрасное доверие и дружба.

• Сначала наблюдайте, говорите потом.

У детей есть замечательная способность погружаться в то, на что они смотрят. Ваш ребенок лучше поймет то, что ВНЕ его, сливаясь с этим, чем слушая устный рассказ. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой.

Не расстраивайтесь, если не знаете названий каких-либо животных или растений. В конце концов, это всего лишь искусственные ярлыки для обозначения того, что в действительности собой представляют природные объекты. Как вашу внутреннюю сущность не отражает ваше имя или даже внешность и черты характера, так и в простом дубе есть нечто большее, чем просто набор сведений о нем. Вы лучше поймете, что такое дуб, если научитесь видеть, как он меняется в течение дня при изменении освещенности. Понаблюдайте за деревом с различных точек. Почувствуйте на ощупь его кору и листья, вдохните их запах. Посидите спокойно на его ветвях или в его тени и попробуйте увидеть все формы жизни, которые можно найти рядом с деревом или на нем.

Наблюдайте. Задавайте вопросы. Догадывайтесь. Веселитесь. Когда душа вашего ребенка зазвучит в унисон с природой, ваши отношения перестанут быть отношениями «ученик-учитель», а станут отношениями товарищей по приключению.

• Сосредоточьте внимание ребенка!

С самого начала задайте верный тон вашему путешествию в природу. Займите внимание всех детей, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Некоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому покажите им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывайте в них наблюдательность. Дайте им почувствовать, что их открытия интересны и вам.

• Познание природы должно быть пронизано радостью!

Познание природы должно быть пронизано радостью, как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если вам удается поддерживать атмосферу радости. Помните, ваш энтузиазм заразителен, и это, возможно, - самое ценное из того, что вы имеете как учитель.

Цель проекта: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Задачи проекта:

Образовательные:

- формировать представлений детей о растительном и животном мире;

- формировать систему элементарных  экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к  природе);

- формировать умения и навыки наблюдений за  природными  объектами и явлениями;

- формировать умения и желания сохранять  природу  и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной  природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к миру  природы;

-развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;

- развивать логическое мышление, речь, кругозор.

Воспитательные:

- воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о природном мире;

- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края;

- воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природному миру.

Предполагаемый результат:

повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.

увеличение непосредственного участия детей и родителей в организации и проведении различных экологических мероприятий.

формирование навыков культурного поведения в природе родного края;

формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе родного края: доброжелательность к живым существам; вызвать желание и умение заботиться о живом.

Методическое сопровождение:

сбор информации о природных объектах;

подборка иллюстраций;

подбор художественной литературы;

дидактические игры;

беседы;

консультационный материал для родителей

анкетирование родителей;

ИКТ.

Формы работы:

НОД;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Пальчиковые игры;

Сюжетно- ролевые игры;

Театрализованная деятельность;

Чтение художественной литературы;

Содержание проекта

Этапы реализации проекта:

I. Организационный

Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта.

II. Основной

Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов по теме проекта.

III. Заключительный

Анализ результатов проектной деятельности.

План реализации проекта

Сроки проведения

Мероприятия

Ответственные

I этап – организационный

Апрель 2020

Составление проекта по теме: «Природа вокруг нас». Создание благоприятных условий для  экологического воспитания детей и формирования у них экологической культуры.

Проведение индивидуальных бесед и анкетирование родителей ««Экологическое воспитание дошкольников» (приложение 1).

Привлечение внимания родителей и детей к воспитанию экологической культуры. Задание для родителей посетить Ельниковскую рощу вместе с детьми.

Подбор материалов для реализации проекта. Создание условий для реализации проекта (технических, дидактических, наглядных, ИКТ)

Воспитатель группы, старший воспитатель, родители

II этап - основной (практический)

Май 2020

Труд в природе. Совместная посадка цветов на участке, полив цветов и клубники в огороде.

Беседа «Наш дом – природа» (приложение 2).

Наблюдение. Что на нашей территории? (цветы, кустарники, деревья). Рассматривание деревьев на участке, цветов на клумбах.

Просмотр иллюстраций по теме «Цветы на клумбе», «Полевые цветы», «Комнатные растения».

Пальчиковая игра «Репка», «Капуста».

Раскраски по теме: «Цветы», «Деревья», «Ягоды».

Лото «Кто спрятался?», «Растения».

Дидактическая игра «Угадай по описанию»,  «Фрукты и ягоды», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты)

Воспитатель группы, родители группы

Июнь 2020

Наблюдение за насекомыми (муравьи, бабочки, божьи коровки, мухи, кузнечики, стрекозы, комары)

Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»; «Если ребенок боится насекомых» (приложение 3).

Дидактические игры: «Собери картинку», «Какого насекомого не стало?»

Использование художественного слова, загадывание загадок о насекомых, заучивание потешек про комара и про бабочку (приложение 4).

Пальчиковая игра «Насекомые», «Бабочки»

Подвижная игра «Превращения», «Жуки»

Воспитатель группы, родители группы

Июль 2020

Беседы на тему «Чем мы дышим»,  «Влияние человека на природу» (приложение 2).

Наблюдение за восходом солнца.

Чтение потешки «Солнышко – ведрышко», «Водичка-водичка»

Игра «Солнечные зайчики».

Рассказ педагога с использование иллюстраций: «Для чего нужна вода?».

Опыты: «Цвет и вкус воды».

Игры с водой (мелкие игрушки, брызгалки).

Коробка «Что спрятано?» (поделки из бумаги для игр с ветром).

Игры с ветром (султанчики, вертушки).

Игра «Запусти самолет».

Развлечение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Загадки о природных явлениях (приложение 4).

Воспитатель группы, родители группы

Август 2020

Загадывание загадок о животных, чтение русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Козлята и волк», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди»

Чтение художественной литературы «Идёт бычок качается», «Сторож», «Котёнок», «Лошадка»,  «Козлёнок» - А.Барто;  «Телефон», «Котауси и Мауси» - К.Чуковский; «Детки в клетке», «Усатый-полосатый», «Воробей в зоопарке» - С.Маршак; «Щенок» - Ю.Разумовский; «Кто сказал мяу», «Кошкин дом» - Н.Носов;

К. Чуковский «Котауси и Мауси»; Г.Балла «Желтячок»

Просмотр иллюстраций по теме: «Домашние и дикие животные», «Животные и их детеныши»

Игры с пальчиками: «Козочка», «Белочка», «Киска», «Лужок», «Лошадка», «2 котёнка»

Подвижные игры: «Кто как кричит», «Лошадка», «Гуси-гуси», «Кот Васька и мыши», «Теремок», «Кошечка»

Дидактические игры:  «Кто где живёт»,  «Кто, как кричит?»,  «На скотном дворе», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Помоги животным найти свой завтрак»

Лото «Домашние животные», «Зоологическое лото», «Кто что ест?»,  разрезное лото «Животные»

Игровые упражнения:  «Дорисуй животное», «Выбери животное», «Обведи животное по точкам», «Магазин игрушек»

Раскраски по теме: «Лесные звери», «Домашние питомцы»

Воспитатель группы, родители группы

III-заключительный

Сентябрь 2020

         Итоговое мероприятие, родительское собрание «Природа вокруг нас» (приложение 5);

подведение итогов, анализ ожидаемого результата;

обобщение результатов работы, формулировка выводов;

пополнение РППС группы

Воспитатель группы, старший воспитатель, родители

Список литературы

1.О.А.Соломеннникова «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа. Изд-во «Мозаика-синтез», 2015г.

2.С.Н. Николаева. Парциальная программа «Юный эколог» в младшей группе детского сада. Изд-во «Мозаика-синтез», 2016г

3.  С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010г.

4.     О.А. Скоролупова. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. – М.: ООО «Издательство Скрипторий», 2010г.

5.     «От рождения до школы», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. Издательство «Мозаика-Синтез», 2010

6. Интернет-ресурсы.

https://infourok.ru/proekt-po-ekologii-mlgr-2709173.html

https://pikabu.ru/story/xxi_vek_vek_beskraynikh_tekhnologicheskikh_vozmozhnostey_i_konechnyikh_chelovecheskikh_stremleniy_1711173

https://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_35/BikbatyrovaZAMENA.pdf

https://ecoportal.info/category/ecoproblem/

http://ecosystema.ru/03programs/igr/index.htm

https://fgos.ru/

https://urok.1sept.ru/

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf

https://infourok.ru/proekt-s-detmi-rannego-vozrasta-let-nasekomie-3311539.html

https://infourok.ru/tematicheskaya-nedelya-solnce-vozduh-i-voda-nashi-luchshie-druzya-2465724.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/03/27/proekt-dlya-gruppy-rannego-vozrasta-po-teme-domashnie


 

Приложение

Приложение 1.

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его осуществления в семье.

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

• Да • Нет • Не знаю

2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона (района, поселка?)

• Да • Нет • Не знаю

4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего региона (района, поселка) чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

• Да • Нет • Не знаю

5. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

• Да • Нет • Не знаю

6. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?

• Беседы с ребенком о природе

• Подкормка птиц

• Отдых на природе

• Наблюдение за природными объектами

• Чтение художественной литературы природоведческого содержания

•Другие формы___________________________________________________________

7. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

• Высокий • Средний • Низкий

8. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

• Да

Каким  образом?__________________________________________________________

• Нет

9. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников __________________________________________________________________

10. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе (детском саду?)_____________________________________________________________

11. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? __________________________________________________________________

Приложение 2

Беседа по экологическому воспитанию «Наш дом - природа»

Цель: формировать представление ребенка об окружающем природном мире.

Задачи

Образовательные:

Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.

Развивающие:

развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные:

воспитывать заботливое отношение к природе.

Ход беседы

Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы и моря-

Всё называется - земля!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.)

Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.

Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?

Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.

Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.

Воспитатель: Вот послушайте:

«Люблю я бегать босиком,

Разбрызгивая лужи,

И оставлять следы потом.

Но солнце землю сушит.

Я на асфальте обведу

Свои следы мелками.

Но ветер тучи принесёт

И смоет их дождями.

А может, краски попросить

И, извозив сандалии, так на дороге наследить,

Чтоб все об этом знали?

А мне в ответ: Земля твой дом.

Грязь разводить не стоит в нём.»

Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)

Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.

Беседа по экологическому воспитанию «Чем мы дышим?»

Цель: формировать понятие детей о чистом воздухе, необходимым для всего живого.

Ход беседы.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об органах дыхания. Всё живое дышит. Дышат растения, животные и, конечно, человек. Дышим мы постоянно, мы не можем не дышать, даже если захотим. А чем мы дышим? (ответы детей).

Для нормального дыхания воздух должен быть чистым и свежим. Когда воздух свеж и чист – дышится легко, появляется бодрость и хорошее настроение. Все дышат и растения и животные. И нам нужно делать так, чтобы вокруг все было чисто.

Беседа по экологическому воспитанию «Влияние человека на природу».

Цель: обогатить детей знаниями об окружающем мире; способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о добре, милосердии, дружбе; привить любовь к природе, научить ее беречь и защищать.

Воспитатель начинает беседу:

- Дети, на нашей планете Земля живут вместе народы разных стран, множество животных и растут разнообразные растения. Все мы дышим одним воздухом, пьем одну воду и все зависим друг от друга. В мире растений и животных нет ничего лишнего. Человек – часть природы, вне ее он не может жить. Растения и животные дают человеку пищу, одежду, кров. Если человек неправильно ведет себя с природой, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, для него потом жизнь становится невозможной. Загрязнение воздуха и воды, заражение земли приводят к возникновению разных заболеваний и даже гибели людей. Уничтожение одних видов животных ведет к нарушению к гибели других их видов.

- Считаете ли вы животных своим друзьями? Почему?

Д. - Да, потому что они добрые, хорошие, с ними весело.

В. - Похожа ли жизнь животных и растений на нашу с вами жизнь? Если да, то чем?

Д. - Похожа. Они тоже кушают, пьют и растут. У них есть папа и мама и т. д.

В. - Как за вами ухаживает мама? Надо ли так ухаживать за растениями, чтобы они росли и цвели?

Д. - Хорошо. За растениями тоже нужен хороший уход, чтобы их любили.

В. - Если у вас вдруг не будет мамы, вам будет очень плохо? Если охотник убьет медведицу и медвежонок останется один, как он тогда будет жить?

Д. - Да, плохо. А медвежонок будет плакать, и если он останется один, то может умереть.

В. - Вам бывает больно, когда вам случайно наступят на ногу? Как вы думаете, растению больно, когда вы ломаете его ветку, обрываете листок, цветок?

Д. - Да, ему будет очень больно!

В. - Если мама вас не будет вовремя кормить, забудет вам приготовить завтрак или обед, как вы себя будете чувствовать? Что будет, если не полить растение, не покормить животных, рыбок?

Д. - Растение может засохнуть, а рыбки умереть.

В. - Если мама не будет вас умывать, мыть, какими вы тогда будете? Что будет с растением, если не протирать ему листочки? Как будет себя чувствовать попугай, если долгое время не чистить и не мыть его клетку?

Воспитатель завершает беседу:

- Берегите природу! Берегите животных и растения! Они наши меньшие братья!

В. – Ребята, а как нужно вести себя в природе? (ответы детей).

Приложение 3

Консультации для родителей

Первая помощь при укусах насекомых.

Укусы насекомых — комаров, пчел, ос, шершней, слепней, блох, клещей и пауков особенно распространены среди детей, которые часто находятся на улице. Обычно укус вызывает появление красного пятна с небольшой ранкой, иногда кровоточащей, а также небольшую опухоль. Вши обычно распространяются при тесном контакте людей. Это — мелкие насекомые, они двигаются быстро и часто неразличимы невооруженным глазом. Их яйца выглядят как белые или серые крошки на одежде или на волосах. Сами укусы не слишком болезненны, почти не заметны, но они вызывают интенсивный зуд, и ребенок может поцарапать кожу при расчесывании. На месте укусов появляется гной, распухают и размягчаются лимфатические узлы. Если расчесанных участков много, у ребенка может повыситься температура. Блохи вызывают появление красноватых пупырышков на руках, ногах, шее или на закрытых частях тела, соприкасающихся с трущейся одеждой.

Укусы клещей часто напоминают крупные родинки, на них часто и удерживается насекомое. Лосиные клещи меньше обычных клещей, они похожи на небольшие темные пузырьки. Если клещ уже отстал от кожи, то на месте, где он внедрялся, остается красное пятно или опухоль. Иногда, например при болезни Лайма (передается через лосиных клещей, а переносчиками являются лоси или полевые мыши), может возникнуть пятно с красным центром, с белым кольцом вокруг места укуса, вокруг которого расположено еще одно красное кольцо или просто красная расширяющаяся зона.

Укус комара. Обычно комары и их укусы не воспринимаются родителями всерьез и остаются необработанными, а зря! Комары могут переносить возбудителей инфекционных заболеваний, поэтому если вы заметили у малыша укус комара, скорее обработайте его зеленкой или спиртом. Нередко у маленьких детей наблюдается сильная аллергическая реакция на укусы комаров. Место укуса у малышей зудит и опухает сильнее, чем у взрослых. К примеру, если комар укусил ребенка в бровь, вполне возможно, что через пару часов у малыша заплывет весь глазик. В этом случае нам на помощь придут антигистаминные препараты (фенистил, зиртек), которые нужно всегда иметь под рукой. Для снятия зуда можно воспользоваться раствором соды (1 чайная ложка соды на стакан теплой воды), также неплохо помогают антигистаминные мази, например, фенистил-гель.

Пчелы, осы, шершни жалят больно и жгуче, место укуса окружено опухолью. Обычно эти насекомые оставляют жало лишь на открытом месте тела. В большинстве случаев укусы насекомых не должны причинять беспокойства родителям, но они должны следить за появлением сопровождающих укус симптомов. Иногда наблюдаются и серьезные осложнения. Сюда относятся аллергические реакции: покраснение кожи, зуд в ушах, во рту, в глазах, кашель, другие аллергические реакции. Дети, которые необычно реагируют на укусы насекомых, например, на ужаление пчелы, часто имеют к ним повышенную чувствительность, их иммунная система чрезмерно реагирует на такие укусы или ужаления. Таких детей следует держать подальше от потенциально опасных для них мест (леса, опушки, овраги), где имеются скопления насекомых. Любое насекомое может укусить, оставив на коже красное пятно, волдырь или опухоль. Но степень реакции будет зависеть от естественной аллергической защиты ребенка. Наиболее агрессивные насекомые: пчелы, шершни, осы, комары, жалящие муравьи, слепни, блохи, а также клещи.

Укусы блох наиболее вероятны при наличии поблизости пораженных ими домашних животных. Вши особенно распространены в детских садах, школах, когда один ребенок переносит их своим товарищам. Степень опасности ВНИМАНИЕ: Укусы комаров, муравьев или слепней можно лечить дома, промыв пораженное место водой с мылом, приложив лед или холодный компресс, чтобы снять боль и зуд. Ужаление шершня, осы, пчелы может быть более серьезным, особенно когда речь идет о множественных ужалениях или наблюдаются дополнительные симптомы типа покраснения кожи, сильной опухоли, крапивницы, тошноты или затрудненного дыхания. При одиночном ужалении и отсутствии дополнительных симптомов место поражения для нейтрализации яда покрывают пастой из воды и порошка, используемого для размягчения мяса. Затем следует промыть это место водой с мылом. Полезно приложить лед для уменьшения зуда и наложить повязку для предупреждения инфекции. Особое примечание об ужалении пчелами: жало с ядом может остаться в коже. Его нужно удалить пинцетом так, чтобы не раздавить его, в противном случае яд проникнет в тело. Пожалуй, больше всего ребенка летом беспокоят комары. Укусы комаров вызывают сильный зуд, дети постоянно чешутся, становятся капризными, плохо спят. Как хоть немного облегчить их страдания? Чтобы уменьшить зуд, протрите укушенные места спиртом или одеколоном. Перед поездкой за город заранее приготовьте отпугивающие комаров средства. Перед выходом на прогулку смажьте лицо, шею, руки, ноги ребенка этими жидкостями. Может быть, на сей раз ребенку повезет и комары облетят его стороной.

ОСТОРОЖНО: Следует как можно скорее информировать врача, если: вокруг места укуса возникла значительная опухоль; в течение недели после укуса удерживаются высокая температура, головные боли, сонливость или иные симптомы; в местах укуса появился гной; на шее или других частях тела наблюдается вздутие лимфатических узлов; обнаружены вши в волосах; обнаружены укусы блох; обнаружены укусы клещей-соленопсисами.

СРОЧНО!Сразу же информируйте врача, если у вашего ребенка обнаружатся признаки потери сознания или такая слабость, что он не может двигаться. Если врача нет, не ждите. Сразу же отправьте ребенка в больницу. Все указанные симптомы могут быть признаками того, что у ребенка шоковое состояние, наступающее у некоторых людей, которые сверхчувствительны к укусам (особенно пчел). Немедленно вызовите врача, если имеются иные симптомы— зуд вокруг головы, крапивница, кашель, покраснение кожи, тошнота, рвота или затруднено дыхание.

Действия родителей. В большинстве случаев все, что требуется — это промывание места укуса водой с мылом, наложение льда или холодного компресса и, наконец, покрытие места укуса чистой повязкой. Если речь идет об укусах блох, то следует осмотреть домашних животных и уничтожить у них насекомых. В любом случае о случившемся надо сообщить врачу. Очень тщательно следует лечить укусы клещей. Если врача нет поблизости, многих клещей можно удалить самому, тщательно вытаскивая их пинцетом из кожи. Затем следует осмотреть место укуса, удостовериться, что головка клеща не осталась в коже. Если она еще там, ее также следует удалить. Захватите головку пинцетом и тащите ее прямо. При необходимости сначала используйте стерильную иглу для освобождения головки из кожи. Действовать нужно осторожно, чтобы не раздавить клеща. Существует еще такой эффективный способ. Вы обнаружили присосавшегося к коже клеща. Обычно он выглядит как пузырь желтовато-зеленого цвета. Нанесите на пузырь несколько капель растительного масла. Масло при этом закрывает поры и клещу нечем дышать. Через одну-две минуты берите осторожно (чтобы не раздавить) тельце клеща и медленно поворачивайте пузырь против часовой стрелки. Так, чтобы появилась головка с красными усиками. Если они видны и при этом шевелятся — значит клещ полностью извлечен из кожи. После удаления клеща место укуса смажьте йодом, спиртом или зеленкой. Если врач поблизости, то лучше все это проделать с его помощью. Если присутствуют иные симптомы кроме прямого укуса, то следует сообщить об этом врачу. Если ребенок теряет сознание или его реакция на укус кажется вам серьезной, сразу же везите его к врачу. К сказанному надо добавить: наши врачи рекомендуют после удаления жала, содержащего яд, ограничиться протиранием места укуса раствором спирта или йода. Для уменьшения боли и отека прикладывают холод. На место укуса пчелы или осы нельзя класть землю, как советуют некоторые народные целители. С землей можно занести возбудителя гнойной инфекции и столбняк.

Если ребенок боится насекомых

У вашего малыша ни с того ни с сего, при появлении какой-то букашки стали случаться истерики, а вы не знаете, чем помочь? Вы пытаетесь посмеяться над детским страхом, объясняете, что бояться такой крошки просто смешно, все это такой пустяк, и он ведет себя глупо?

На самом деле, это совсем не пустяк, а серьезная психологическая проблема. И высмеивать малыша – значит, только зарождать в нем комплекс собственной ущербности. Откуда у него взялась эта фобия, как правильно себя вести, если ребенок боится насекомых, чтобы действительно помочь ему и избавить от сильнейших переживаний?

Причины страха насекомых

Давайте разбираться, почему ребенок боится насекомых? Сам по себе страх не мог взяться ниоткуда. Скорее всего, вы пропустили ситуацию, которая к нему привела:

Пример близкого окружения;

Вполне возможно, мама или кто-то из близких родственников, которые часто общаются с малышом, сам страдает подобной фобией. Но это не наследственный страх, а, так называемый, порождающий пример. Кроха перенимает поведение тех, кого любит и кого постоянно видит рядом.

Внушение страха;

Как часто мы не замечаем, что сами провоцируем детский негатив, а затем и страх, казалось бы, обычным поведением. Мы бьем мух, тараканов, пауков, приговаривая «ах, ты, мерзость!». Что такого, ведь это действительно мерзкие создания!

А малыш, познающий мир, понимает эти наши сигналы по-своему: раз большая и сильная мама с такой ненавистью кого-то убивает, значит, этот кто-то точно очень опасен, его нужно бояться.

Возможно, ваш ребенок очень боится насекомых, потому что впечатлительный;

Посмотрел какой-то фантастический фильм, в котором монстры-насекомусы причиняют зло людям. Попробуйте сами ощутить себя беззащитным малышом: что бы вы почувствовали? Правильно: дикий страх за себя. И чувство дикой опасности, исходящей вот от этих монстров.

Могло случиться, что ваш почемучка, просто находясь психологически в дискомфортной ситуации, увидел какую-то мошку или жука. Подсознание соотнесло его с этим плохим состоянием, сильными отрицательными эмоциями. И теперь для крохи безобидное насекомое само стало их причиной;

Запугивание. «Придет серенький волчок и укусит за бочок» – помните эту страшилку для тех, кто не хочет спать? Кто ее внушает непоседам? Взрослые. Понимаете? Если ребенок до истерики боится насекомых, подумайте, не пугаете ли вы сами малыша какими-нибудь Тараканищами или Комарищами, которые непременно укусят или куда-то уволокут, если он не будет вас слушаться?

Как помочь любимому ребенку?

Теперь, когда вы знаете, откуда «растут ноги» у проблемы, попытаемся ее решить. Это вполне посильная задача, если действовать постепенно, уверенно, и главное – правильно.

Что делать, если ребенок боится насекомых, чтобы не навредить ему? Разбираясь в причинах детской фобии, вы уже убедились, что во многом могли быть виноваты сами. Поэтому сейчас не допустить ошибок самое главное. Итак, начинаем действовать.

Здесь и сейчас

У малыша случился приступ страха при виде насекомого. Чем помочь? Вы уже поняли, что ругать или стыдить абсолютное зло.

Но как его успокоить?

Подключайте свой авторитет. Вы для ребенка источник спокойствия и безопасности, так заложено природой. Поэтому дайте ему ощутить эту защищенность;

Скажите крохе: «Не бойся, я не дам тебя в обиду, Солнышко (Зайка, Любимка не важно, главное ласковое обращение, привычное вашему мальку) Мама намного больше и сильнее этого паучка, ты же видишь?»;

Только не говорите, что вы растопчете, порвете или еще как-то физически уничтожите бедную букашку так вы только зациклите малыша на насилии, которое снова будет провоцировать страх;

Подменяйте значение слова «бояться». Вселите в малыша уверенность в собственных силах. Скажите: «Вместе мы с тобой с любым тараканом справимся, правда же?». Так кроха будет ассоциировать и себя с тем, кто сильнее, чем предмет фобии. К тому же, почувствует ваше единение против его беды;

После таких слов предложите своему непоседе убедиться, что этот жук (паук, сверчок) уже убежал от вас двоих, а других вокруг вы не заметили. И предложите ему тоже осмотреться, чтобы в этом убедиться;

Но не заверяйте его клятвенно, что точно никого здесь нет! Если он обнаружит хоть одно насекомое – истерика начнется снова. Но теперь в большей степени оттого, что маме нельзя доверять. А значит, он снова один на один со своей проблемой! Если вдруг найдете букашку – снова успокойте кроху: вас двое, а жук один, вы сильнее, и он побоится вас обидеть.

Действуем на перспективу

Борьба с любой фобией – процесс длительный. Но успех вполне достижим. Если ребенок боится насекомых, способов устранения страха несколько. Используйте все.

Детей страшит все непонятное и неизвестное. Поэтому воспользуйтесь познавательными книжками, в которых рассказывается о жизни и поведении насекомых;

Дайте ребенку побольше примеров положительных, не пугающих качеств букашки. Покажите их «деток». Только не убеждайте кроху, что абсолютно все жучки – милахи, которых нужно любить. Малыш должен понять, что есть и такие, которые могут больно ужалить или ядовиты. Иначе он будет трогать их всех подряд;

Расскажите ему, что букашки «ведут себя плохо» потому, что тоже нас боятся, и так стараются защититься (например, пчелы жалят именно когда думают, что на них напали). Ведь эти существа – намного меньше и слабее нас. Поэтому их лучше не обижать;

Очень хороший прием — сказкотерапия. Есть много примеров в литературе, когда жучки-мотыльки – положительные сказочные герои. Они кому-то помогают, делают добро. Так у ребенка развеется негативный образ насекомого, он увидит, что бояться нечего. Если не найдется подходящей сказки, всегда можно сочинить свою, или переделать готовую под нужного персонажа;

Поможет разрушить страшный образ и просмотр мультфильмов с участием насекомых. В мультиках персонажи обычно довольно умильные, они не вызывают неприязни. Ребенок постепенно переформирует в сознании образ насекомого со страшного на позитивный;

Визуализируйте источник страха. Предложите крохе нарисовать или слепить того, кого он так боится. Старайтесь, чтобы персонаж получился как можно более «нестрашным», обаятельным. Пусть малыш потрогает рисунок, поиграет с пластилиновым паучком. Можете сами озвучить насекомое нежным голоском. Разрушайте стереотип: это – страшный зверь;

Контролируйте свое поведение в присутствии ребенка. Не проявляйте никакой агрессии к насекомым сами. Просто всякий раз давайте ему информацию: этот жучок живет там-то, кушает то-то, делает это. Он нужен для того, чтобы…


Приложение 4

Художественное слово

На лугу трещит кузнечик,

В небе бабочка парит,

На цветке мохнатый, громкий,

Полосатый шмель жужжит

Насекомые летают,

Скачут, ползают, парят,

Красотой нас удивляют,

Пользу так же приносят!(Леонов В.)

Бабочка

Вот две бабочки летят.

Рассказать тебе хотят,

Что вчера ещё в траве

Были гусеницы две.

Но из гусениц ленивых

Превратились вдруг в красивых

Пёстрых маленьких принцесс.

На лугу полно чудес!

Бабочка

Бабочка на пальчик села

Я поймать ее хотела,

Хвать я бабочку рукой,

А поймала пальчик свой.

Божья коровка

А у божьей, у Коровки

Крылья пёстрые обновки.

На спине у модных крошек

Видим чёрные горошки.

Божья коровка

Божья коровка полезный жучок.

В черный горох у нее пиджачок.

С тлей расправляется быстро и ловко,

Лечит растения божья коровка.

Жук

Жук жужжит весь день подряд.

Утром, вечером и днем,

Все ему уже твердят:

От тебя жужжит весь дом!

А жуку жужжать не лень,

Он так развлекается,

И жужжит он целый день,

И не заикается!

Комар

Что за маленькие злюки

Искусали наши руки,

Покусали наши лица,

Так, что нам теперь не спится?

И, жужжа, над нами вьются,

В наши руки не даются!

Летуны ночной поры,

А зовут их комары!

Кузнечик

Глянь, кузнечик поскакал,

Все росинки расплескал,

Виден в зарослях едва

Он зелёный, как трава

Муравей

Долго дом из хворостинок

Собирают для семьи,

Не жалея ног и спинок,

Непоседы — муравьи.

Муха

То на локоть примостится,

Сгонишь на плечо садится.

Хоботком своим щекочет,

Улетать совсем не хочет.

Гусеница

Ах, клоп, вздохнула гусеница тяжко,

Я искренне жалею вас, бедняжка!

Я стану бабочкой прекрасною потом,

А вы так и останетесь клопом.

Стрекоза

Что за чудо — стрекоза!

Только крылья и глаза!

В воздухе трепещет

И на солнце блещет.

Загадки

Крыльев нет, а он летает,

Тучки, облака гоняет,

За погоду он в ответе!

Кто же это? - Это... (ветер)

Что за черный пароход

Грозно по небу плывет,

Закрывая солнца лучик?

Что же это? - В небе... (туча)

Красные, черные глазки видны,

Значит, уже подоспели они.

Спрятались в травке, притихли и ждут, +

Когда на варенье их всех соберут. +

(Ягоды)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь) 

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В деревне кур крадет.

(Лиса)

Живет в норке,

Грызет корки.

Короткие ножки.

Боится кошки.

(Мышь)

Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И малые детки.(Яблоко)

Золотистый и полезный, Витаминный, хотя, резкий. Горький вкус имеет он Обжигает… не лимон. (Лук)

На грядочке зелёные, А в баночке солёные. (Огурцы)





Приложение 5

Родительское собрание «Природа вокруг нас»

Цель:

Повышение уровня экологической компетентности родителей;

Формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;

Повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;

2. Познакомить родителей с различными формами деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;

3. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде;

4. Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Время проведения:  сентябрь

Форма проведения: круглый стол

Участники: родители, педагоги, дети.

Ход собрания:

 1.   Вступление воспитателя

  «Что значишь ты, без трав и птиц,

    И без любви к пчеле жужжащей,

   Без журавлей над хвойной чащей,

   Без миловидных лисьих лиц?

   Когда поймешь ты, наконец,

   О человек, венец природы,

  Что без природы твой конец? »

 Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Сказочна и прекрасна природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

  «Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В. А. Александров)

   Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или  черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок.  Учите, видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

         В конце своего сообщения хочу предоставить слово нашим детям. (Дети читают стихи).

Муравьиный дом в глуши –

Ты его не тормоши,

Муравьишкам помоги,

Домик их огороди!

Насекомых не давите,

Если встретите в лесу,

Насекомые природе

Много пользы принесут!

В лесу всем птицам помогай

И птичьих гнезд не разоряй

Растут на радость всем птенцы,

Природы звонкие певцы!

Не рви цветы и не топчи траву,

Не обрывай с кустов листву,

Не мни зеленую былинку,

В лесу ходи лишь по тропинке!

Огонь – враг леса, он хитер,

Не разводи в лесу костер!

Вести себя достойно просим,

В лесу, запомним, мы лишь гости!

 2. Одной из годовых задач нашего детского сада является экологическое воспитание дошкольника.

  Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, мы провели анкетирование.

 Исходя из увиденных результатов, мы пришли к выводу, что 90 % родителей знают, что такое экология и интересуются её проблемами. 10 % родителей или не знают, или просто не захотели отвечать на этот вопрос. По вопросу о наличии  растений и животных в доме ответило 80 % родителей. Это значит что в большинстве семей есть любимые животные, а так же растения за которыми они ухаживают.    По остальным вопросом, все родители давали положительные ответы, это означает, что работа по экологическому воспитанию ведётся, родители беседуют с детьми, что можно сделать, а что делать нельзя, как во время прогулки, так и дома.

       У нас с вами одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

 Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

  Просим вашего внимания, посмотреть, как в нашей группе прослеживается работа  по экологическому воспитанию (презентация).

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.

  3. Вопросы для родителей

Игра «Экологический опрос». Я буду вам говорить, как  ведут себя  в лесу, а вы, если  правильно - будете хлопать, а если неправильно - громко топать. Готовы?

1. На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор не унесли с собой! Правильно?

2. Когда по лесу мы гуляем

Ветки с дерева ломаем.

3. Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Из леса уходя домой,

Не унесем ежа с собой!

5. Со взрослыми дети по лесу гуляли.

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали! Правильно?

Молодцы, внимательные, справились.

Загадки для родителей.

1. Почему листья  верхушек деревьев опадают последними? (Потому, что молодые)

2.Какие черные ягоды вы знаете? (Черёмуха, черника, ежевика, черноплодная рябина, черная смородина)

3.Никто не ругает, а она дрожит. Кто и почему? (Осина, потому что длинная ножка листа)

4.Растение,  которое связывают со звоном? (Колокольчик)

5.Название, какого растения состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка)

6.Назовите фамилии, которые произошли от названий животных. (Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы, Карповы, Козловы)

7.Назовите дикие съедобные растения. (Крапива, щавель, лопух, мята, душица, шиповник, зверобой)

8.Название, каких животных состоит их 2 букв? (Ёж, уж, як)

9.Назовите растения ,которые носят человеческие имена. (Роза, Вероника, Иван-да-Марья, маргаритка, Иван-чай, василёк и т.д)

10.У кого есть уши на ногах? (У кузнечика) 

 4. Заключительное слово воспитателя

Наше собрание подходит к концу. Земля – наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

 Решение родительского собрания:

Способствовать всестороннему развитию личности ребенка.

срок исполнения: постоянно

Принимать активное участие  в работе группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.   

срок исполнения:  постоянно    

Вывод: В результате проведенной работы у воспитанников сформировалось представление о природе нашего края. Дети познакомились с растительным и животным миром не только нашей области, но в России в целом. У детей сформировалось понятие о бережном отношении к природе, желание заботится о ней и приумножать. В результате участия родителей в проекте в группе пополнилась развивающая среда. Они стали больше уделять времени проблемам экологического воспитания своих детей.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Экологический проект "Зелёный мир вокруг нас"

Зелёный мир вокруг нас.(важность экологического воспитания)                К концу ХХ века экологические проблемы занял...

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "Растения вокруг нас"

Экологическое культура воспитания дошкольников, формирование знания о цветах и растениях которые окружают нас, о временах года. Умение работать в коллективе. ативизировать словарный запас дошкольников...

Экологический проект «Цветы вокруг нас»

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому к...

Экологический проект "Цветы вокруг нас"

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

Экологический проект. «Мир вокруг нас» программа для маленьких исследователей. ( для детей 5-7 лет)

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем д...