Проект " Краски осени"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Плотинновский детский сад, филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №189 «Солнышко»
Проект
«Краски осени»
для детей младшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей 2-4 лет
Воспитатель:
Ситникова Н.С.
2020
Актуальность проекта:
Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется расширить кругозор детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода. В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть названия месяцев и некоторые признаки осени. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с золотой осенью. В связи с этим была определена такая тема . Дети в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не всегда точно могут определить значение слов « золотая осень»,
«унылая пора», подбирать к существительным прилагательные и глаголы. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Проблема:
У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Цели проекта: познакомить детей с красотой осенней природы.
Дать детям элементарные представления об изменениях в природе осенью, о подготовке растений и животных к этому времени года. Развивать у детей интерес к наблюдениям за явлениями природы. Прививать умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
- познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
- развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
- формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства.
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
- воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);
- воспитывать бережное отношение к природе.
Тип проекта: познавательно-исследовательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: сентябрь – октябрь.
Участники проекта:
- Воспитатели.
- Дети младшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей 2-5 лет
- Родители
Прогнозируемый результат:
- расширить и закрепить знания и представления детей об осени, её признаках и дарах;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);
- дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
Этапы реализации проекта.
Организационный этап:
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
- Подборка фотографий, литературы;
- Сбор листьев для работ, семян растений;
- Рисование на тему «Осенние деревья».
- Лепка «Грибочки на полянке».
- Выставка осенних поделок дети и родители «У тебя, мы осень спросим: Что в подарок принесла?».
Практический этап:
- Чтение художественной литературы
- Просмотр мультфильмов
- Беседы
- Рассматривание альбомов и картин
- Наблюдение
- Сбор природного материала
- Рисование
- Лепка
- Дидактические игры
- Пальчиковые игры
- Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
Мероприятия по работе с родителями:
- Консультация для родителей: «Как сделать осеннюю прогулку интересной и познавательной»;
- Привлечение родителей к изготовление поделок из овощей и природного материал: «У тебя, мы осень спросим: Что в подарок принесла?».
Заключительный этап:
Продукт проектной деятельности:
- оформление выставки детских творческих работ
- осенний праздник: «Осенняя сказка»
- рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
- Изготовление книжки из фетра: «Времена года»
ПРИЛОЖЕНИЕ№1
План работы с детьми по осуществлению
проекта
«Краски осени!».
Воспитатель:
Ситникова Н.С.
Сентябрь - Октябрь 2020
Цикл наблюдений:
Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Программное содержание: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и описывать приметы осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам. Понаблюдать за состоянием погоды. Формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.
Наблюдение за цветником
Программное содержание: познакомить детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.
Наблюдение за перелетными птицами
Программное содержание: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Наблюдение за деревьями осенью
Программное содержание: Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.
Наблюдение за насекомыми
Программное содержание: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д.)
Беседы:
«Осень»
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях
«Что изменилось на площадке»
Цель: уточнить и расширить у детей представления об осеннем пейзаже. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.
«Осенний урожай»
Цель: развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность; развивать умение работать в коллективе
«Почему деревья сбрасывают листья»
Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев - овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц-нет?»
«Почему я люблю (не люблю)осень?»
Целевые прогулки:
«Путешествие по осенней экологической тропе».
Цель: Закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки осени.
«Осенние приметы»
Цель: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте; воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними; передавать в высказываниях свое отношение к природе.
Экспериментальная деятельность:
«Простые опыты с природным материалом».
Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение.
«Листья кружатся, летят»
Цель: Исследовать природное явление листопад, строение листа.
Дидактические игры:
«С какого дерева листок?»
Цель: Учить детей различать деревья по описанию. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
«Огород-огород, очень много с ним хлопот»
Цель: закреплять знания детей о смене времен года, формировать понятия "овощи", воспитывать уважение к труду взрослых.
Речевое развитие
«Поговорим про осень»
Цель. Создать условия для успешного речевого развития, активизировать познавательные способности детей в процессе занятия.
«Фрукты и овощи»
Цель: Развитие речи, закрепить представление об овощах и фруктах
Чтение художественной литературы:
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
А. Пушкин «Осень» (отрывок)
И. Демьянов «Осень»
А. Фет «Ласточки пропали»
А. Плещеев «Осенняя песенка»
И. Бунин «Листопад»
Н. Грибачев «Рыжие листья»
Русская народная сказка «Мужик и медведь»
В. Сутеев «Яблоко»
В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)
Н. Сладков «Осень на пороге»
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;
Загадки, пословицы, поговорки;
Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям
Словесные игры:
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать внимание, память, устную речь.
Игра: «Вершки-корешки».
Цель: упражнять в классификации овощей (что съедобно – корень или плоды на стебле).
Дидактические игры:
«Времена года»
Цель:
различать изменения природы в разные времена года;
уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы;
«Узнай по описанию»
Цель:
Закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.
Игры - драматизации по произведениям:
«Три поросёнка» (с англ. С. Михалков)
«Репка».
Трудовая деятельность:
Сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листьев для гербария).
Уборка опавшей листвы.
Беседа:
Тема: «Осенние хлопоты человека»
Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.
Беседы по ОБЖ:
«Правила поведения в лесу»
Цель: Закрепление знаний детей о правилах поведения в лесу.
«Берегись насекомых»
Цели: формировать представление о разнообразных насекомых; дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Художественно-эстетическое развитие
НОД «Осенние деревья». (нетрадиционное рисование)
Программное содержание: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования- пальчиками; учить детей умению наносить точки легкими движениями, прикладывая пальчик к бумаге.
НОД "Грибочки на полянке " (лепка)
Программное содержание: закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки( раскатывание прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы.
НОД «Разноцветные листочки»
Программное содержание: продолжать учить детей скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне. Учить детей наносить пластилин на поверхность.
Рассматривание репродукций картин:
И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. Шишкин «Осень»,
Е. Волков «Октябрь»,
С. Жуковский «Лесное озеро»,
В. Поленов «Золотая осень»,
И. Бродский «Золотая осень» и др. ;
Слушание музыкальных произведений:
Пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”, «Весна и осень» Г. Свиридова, романс Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).
Досуги, развлечения:
«Осенняя сказка»
Подвижные игры:
«Листопад»
Цель: развивать ловкость, быстроту, умение работать в парах.
«Длинная змейка»
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
«Филин и птицы»
Цель: развивать двигательные, коммуникативные и творческие способности.
Физкультминутки:
«Клен»
-Ветер тихо клен качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз-наклон
И – наклон
И два – наклон
«Листопад»
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
«Мы, листики осенние»
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультации для родителей «Чем можно занять ребенка на прогулке осенью?»
2. Конкурс семейных поделок «У тебя, мы осень спросим: Что в подарок принесла?».
3. Заключительный этап.
1. Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности:
-выставка «У тебя, мы осень спросим: Что в подарок принесла?».
2. Анализ результатов работы.
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Русские березы" к теме проекта "Краски осени"
Эффективность данной учебно-воспитательной деятельности с применением ИКТ способствует повышению интереса детей к материалу, большинство детей становятся более активны, менее выражена тревожност...
проект Краски осени
проэктХудожественно - творческий проект «Краски осени»Цели и задачи проекта:- привлечь к участью детей младших и средних групп группы;- способствовать к сближению детей между г...
Творческо-познавательный проект «Краски осени»
Работа по проекту расчитана на два месяца, участниками являются воспитатели, дети, родители....
Презентация итогового мероприятия по реализации проекта "Краски осени"
Цель проекта: Формировать у детей познавательный интерес, вовлечь каждого участника в активный познавательный и творческий процесс....
Проект " Краски осени"
совместная работа, воспитателей, родителей, детей....
Проект "Краски осени"
Проект с детьми 5-6 лет о осени....