Экология и дошкольник
статья по окружающему миру

Секселева Юлия Олеговна

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_i_doshkolnik.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экология и дошкольник

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений - это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детский садов, палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие). Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их – дело не из легких. Основные задачи, которые решаются в этом направлении,следующие:

дать представления о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие;

сформировать познавательный интерес к миру растений;

помочь направить активность и энергию детей в правильное русло;

нацелить на помощь в сохранении окружающей природы;

дать возможность ребенку развиваться интеллектуально и духовно, быть в курсе всех экологических событий, которые происходят сейчас не только в его городе и стране, но и во всем мире;

расширить кругозор;

способствовать формированию ответственного и правильного отношения к окружающей природе и среде, ее сохранению и улучшению.

Для решения задач экологическоговоспитания мы опираемся на следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Релеевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой.

В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.В методическом кабинете имеется: природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

В педагогической работе по ознакомлению дошкольниковс растениями мы используем следующие формы: «прокладывание» экологических троп, разработка маршрутов и тем экскурсий и экологических прогулок; оформление календарей природы; организация и проведение смотров-конкурсов детских работ; экологические праздники и занятия. Однако никто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такую работу необходимо проводить на прогулке. Это могут быть и наблюдения за природными объектами, проведение экскурсии, занятий не только по ознакомлению с природой, но и по математике (например: «Математика в природе», развитию речи (например: «Сказки зимнего леса», занятия эстетического цикла, а также дидактические игры (например: «С какой ветки детки?», подвижные игры и т. д. Полученные представления о тех или иных растениях должны закрепляться и пополняться, тем самым поддерживая познавательный интерес детей.

Занятия, построенные на интеграции, объединяются одной темой. На таких занятиях дети чувствуют себя раскрепощенно, умеют работать в сотрудничестве с детьми и взрослыми, любознательны и активны, у детей наблюдается высокий творческий потенциал. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Метод проектной деятельности мы используем в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его, основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники ДОУ.

Использование интегрированного метода обучения способствует целостному восприятию мира ребенком, развивает его самостоятельность, познавательные и творческие способности.

В ходе реализации поставленных целей и задач по экологическому воспитанию старших дошкольниковнами были получены следующие результаты:

• разработана программа «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (По всем возрастным особенностям детей дошкольного возраста);

• составлен план «Экологическое окно»;

• разработан краткосрочный проект «Путешествие по экологической тропинке», направление которого было на успешную социализацию детей, формирование коммуникативных умений и навыков, развитие познавательной деятельности;

• разработаны буклеты «Экология в детском саду», «Компоненты технологии экологического воспитания дошкольников», информационные листы в родительском уголке «Экологическое воспитание детей в семье»;

• создан центр природы в групповой комнате,в котором размещены: аквариумные рыбки, комнатные растения, краеведческие материалы, объекты для экспериментирования, дидактические игры природоведческого содержания;

• «Волшебный сундучок», в котором хранится природный материал.

Литература:

1. «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А., издательство «Детство-Пресс» 2-е изд., 2006.

2. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

3. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

4. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания. Дошкольное воспитание. 2002. №10. С. 40-49.

5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.:Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост.: Л. С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие с капелькой воды Конспект занятия по экологии для дошкольников

Путешествие с капелькой водыКонспект занятия по экологии для дошкольников...

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников...

консультация для педагогов "Экология для дошкольников"

Консультация для воспитателей по экологии...

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7395302","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"314","width":"421"}}]]...

Программа кружковой деятельности «Экология для дошкольников» (для детей 3-7лет)

Пояснительная запискаСовременные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического со...