Программа кружковой деятельности «Экология для дошкольников» (для детей 3-7лет)
методическая разработка по окружающему миру на тему
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.
Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ.
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
Формирование элементарных экологических представлений дошкольников осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности. В этом возрасте дети с интересом познают окружающий мир. В работе с детьми используются разные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые и т. д. Знакомить с различными закономерностями и взаимосвязями в окружающем мире лучше всего в естественных природных условиях: через свои ощущения, используя все анализаторы, ребенок сможет более полно ощутить мир звуков, красок, запахов.
Задачи в работе педагога углубленно занимающегося экологическим воспитанием:
1. Расширять и уточнять представления детей о природе;
2. Закреплять умение наблюдать;
3. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях;
4. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад»;
5. Продолжать знакомить с комнатными растениями;
6. Закреплять умение ухаживать за растениями;
7. Рассказать детям о способах вегетативного размножения растений;
8. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека;
9. Закреплять умение ухаживать за обитателями уголка природы;
10. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовиться к зимней спячки;
11. Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках;
12. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
13. Показать детям взаимосвязь живой и неживой природы;
К концу года дети должны:
1. Знать основные классы животных (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)
2. Знать представление домашних и диких животных;
3. Знать трудовые умения и навыки по уходу за обитателями уголка природы;
4. Уметь различать и называть растения ближайшего окружения;
5. Уметь различать и называть комнатные растения;
6. Знать трудовые умения и навыки по уходу за комнатными растениями;
7. Знать растения различных климатических зон;
8. Знать представления о сезонных изменениях в неживой природе;
9. Знать значения и правила поведения в природе;
Занятия проводятся один раз в неделю по 15-30 минут (в зависимости от возраста).
Литература:
- С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозайка-синтез, 2010.
- С.Н. Николаева « Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях» - М. Новая школа, 1995.
- Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
- Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
- Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
- С.А. Козлова « Мой мир» - М. « Линка – пресс», 2000.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_ekologii.docx | 51.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №259 городского округа Самара
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МДОУ №259
г.о.Самара
_________М.Ю.Воробьева
«___»______________2011г
ПЛАН КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Экология для дошкольников»
(для детей 3-7лет)
Составитель
и руководитель кружка:
Татищева Любовь Петровна
Принято на педагогическом совете
Протокол № 5 от «30» августа 2011г.
2011-2015 г.г.
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.
Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ.
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
Формирование элементарных экологических представлений дошкольников осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности. В этом возрасте дети с интересом познают окружающий мир. В работе с детьми используются разные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые и т. д. Знакомить с различными закономерностями и взаимосвязями в окружающем мире лучше всего в естественных природных условиях: через свои ощущения, используя все анализаторы, ребенок сможет более полно ощутить мир звуков, красок, запахов.
Задачи в работе педагога углубленно занимающегося экологическим воспитанием:
1. Расширять и уточнять представления детей о природе;
2. Закреплять умение наблюдать;
3. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях;
4. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад»;
5. Продолжать знакомить с комнатными растениями;
6. Закреплять умение ухаживать за растениями;
7. Рассказать детям о способах вегетативного размножения растений;
8. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека;
9. Закреплять умение ухаживать за обитателями уголка природы;
10. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовиться к зимней спячки;
11. Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках;
12. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
13. Показать детям взаимосвязь живой и неживой природы;
К концу года дети должны:
1. Знать основные классы животных (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)
2. Знать представление домашних и диких животных;
3. Знать трудовые умения и навыки по уходу за обитателями уголка природы;
4. Уметь различать и называть растения ближайшего окружения;
5. Уметь различать и называть комнатные растения;
6. Знать трудовые умения и навыки по уходу за комнатными растениями;
7. Знать растения различных климатических зон;
8. Знать представления о сезонных изменениях в неживой природе;
9. Знать значения и правила поведения в природе;
Занятия проводятся один раз в неделю по 15-25 минут (в зависимости от возраста).
Литература:
- С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозайка-синтез, 2010.
- С.Н. Николаева « Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях» - М. Новая школа, 1995.
- Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
- Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
- Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
- С.А. Козлова « Мой мир» - М. « Линка – пресс», 2000.
Календарно-тематический план кружковой деятельности
«Экология для дошкольников»
детей младшей группы
(2011-2012 учебный год)
Месяц | Название тем | Новые знания | Средства обучения |
Сентябрь | Мишка в уголке природы | Комнатные растения. Аквариум (гуппи, корм, улитки) | Наблюдения, рассматривание, чтение стихов. Показ способов действия. |
Октябрь | Осень. Овощи-фрукты. Листья-деревья. Птицы, которые остаются с нами. | Вкус овощей и фруктов (кислый, горький, соленый, соленый), разные формы, цвета. Разноцветные листья. Клен-дуб. Оперенье, полет. Перышко, кормушки. Сравнение птицы и самолета, нахождение общего и разного, живая и неживой. Воробей, ворона. | Наблюдение листопада. Рассматривание иллюстраций. Сбор гербария. Стихи об осени. Дидактические игры. Чтение: «Гадкий утенок», «Лягушка путешественница». Наблюдения, рассматривание иллюстраций |
Ноябрь | Лес. Кто как готовится к зиме. Зимний сон природы. Сны людей. | Линька зайца и белки. Нора, берлога. Запасы, спячка, детеныши. Лес засыпает, Почему, зачем? О зиме, как о времени года. Накопление сил для новой жизни. Отдых, сон, сновидения. | Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры. Сказки: «Лиса и заяц», «Попрыгунья стрекоза» Наблюдения. Сочинительство сказок «Сон природы». Чтение: «Тихая сказка». Стихи о зиме. Приметы. |
Декабрь | Зимние сказки. Законы природы в сказках. Новый год. | Почему волк остался без хвоста? Кто глупее, кто хитрее? Добро-зло. Добрые поступки. Кормление птиц, дружба, помощь. Подарки зимы. Что такое желание, мечта? Кто такой Дед Мороз? | Сказки: «Морозко», «Лиса и волк», Обсуждение сказок. Показ кукольного спектакля. Наблюдение за льдом и его свойствами. Подготовка к празднику, разучивание стихов. Составление писем Деду Морозу. |
Январь | Небо. Солнце (зависимость человека от солнца). Как зимуют птицы. Сравнение с домашними птицами. | Где солнце спит, просыпается? Что нам дарит солнце (тепло, добро, радость, жизнь). Ворона- каркает, трещит. Синица- клюет сало, раскачивается на ветке. Снегирь выклевывает семечки. Чем питаются домашние птицы? Кто кормит птиц? Могут ли они прожить без помощи человека? | Рассматривание иллюстраций. Сказка «Краденное солнце». Дидактические игры. Наблюдения. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры на классификацию. Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы. Стихи. Беседы о прочитанном. |
Февраль | Заключительная беседа о зиме. Праздник масленицы. Посадка лука. | Отличительные особенности зимы. Зимние забавы, развлечения. Жизнь животных и растений в зимний период. Блины, масленица- кто это? Русские обычаи, гуляния (корешки, земля, полив). | Дидактические игры на обобщение. Отгадывание загадок. Рассматривание картин, иллюстраций. Песни, стихи, заклички о солнце, о празднике. Рассказ воспитателя. Практические действия. |
Март | Холодное и горячее сердце. Женский день. Пробуждение природы (животные, растения). | Сердечная доброта, забота, тепло от солнца, тепло от сердца. Снеготаяние. Вода- воздух. Вестники весны. Детеныши животных. | Сказка: «Снежная королева». Разучивание стихов о маме. Изготовление подарков. Наблюдения. Рассматривание. Дидактические игры. Чтение сказок изготовление корабликов. |
Апрель | Весенние чудеса. Вода для человека, животных, растений. Муравей труженик ( насекомые) | Солнце-вода. Показ взаимосвязей. Птенцы. Саженцы, ростки. Набухание почек. Насекомые: муравей, паук, паутина, бабочка, ползают, летают, прыгают. Где живут? | Опыты. Наблюдения, дидактические игры, ведение дневника наблюдений. Сказка: «Как муравей домой спешил» Дидактические игры. Наблюдения. |
Май | Весна-красна. Кто живет в воде. | Цветы, радуга, голубое небо, дождь, природная красота, одуванчики. Озеро, река, океан, рыбы, дельфины, водные растения, волны. | Дидактические игры, беседы, наблюдения, рассматривание, сравнение. Рассматривание иллюстраций, чтение: « Сказка о рыбаке и рыбке» дид. игры. |
Календарно-тематический план кружковой деятельности
«Экология для дошкольников»
детей средней группы
(2012-2013 учебный год)
Месяц | Название тем | Новые знания | Средства обучения |
Сентябрь | Мониторинг и диагностика детей | Знакомство с экологическим уголком группы | Показ, рассматривание, рассказ воспитателя, беседы, игры |
Октябрь | Краски осени. Что нам осень подарила. | За что мы благодарим цветы и листья. Знакомство с цветовой гаммой. Словарь: баклажан, патиссон, золотая, урожай. | Наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, чтение сказки «О мышке и трех серебряных листочках» Игры: «Чудесный мешочек», «что пропало», «узнай на вкус», «с какого дерева листок». |
Ноябрь | Куда улетают птицы. Жизнь леса в предзимье. | Названия стран: Африка, Австралия, Китай, глобус, стая, клин. О подготовке диких животных к зиме, названия жилищ, запасы, линька, природа засыпает. | Иллюстрации, рассказы, сказки «Соловей». Дидактические игры Сказка «Маша и медведь», «Серый волк и Иван царевич». Иллюстрации, беседы, дид. игры. |
Декабрь | Встреча зимы. Зимние сказки. | О значении снежного покрова для природы. Особые приметы зимой. Зимняя спячка, снежная вьюга. | Наблюдения в природе, иллюстрации, игры-забавы, игры, чтение сказок « Зимовье зверей», «Морозко», «Волк и лиса». |
Январь | Знакомство с волками. | Повадки, образ жизни, польза, вред, вожак, логово, хищник, добыча, пасть. | Иллюстрации, Сказки «Волк и семеро козлят», «Волчишко», дид. Игры. |
Февраль | Органы чувств. Как много интересного бывает зимой. | Мимика человека, гигиена, вкус: сладкий, горький, вкусный, ; веселый, печальный, грустный, удивленный. Состояние воздуха, солнце источник света и тепла, растительный и животный мир. | Зеркало, иллюстрации на разные мимические состояния, дид. Игры. Иллюстрации, наблюдения, игры. |
Март | К нам весна шагает. Животный мир весной. | Ледоход, капель, кучевые облака, снеготаяние, проталина, подснежники, детеныши, пробуждение, линька. | Наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, сказки «Весенняя история», «Финист- ясный сокол», дид игры. |
Апрель | Водный мир. Оживление природы, насекомые. | Водоворот, океан, волна, водные растения, жители озер. Почки, польза от насекомых, проращивание, росток, | Иллюстрации, беседы, сказка «О рыбаке и рыбке», дид. Игры. Наблюдения, иллюстрации, сказки «Петушок и бобовое зернышко», «Приключения, муравья» |
Май | Солнце и времена года. | О зависимости жизни природы от солнца, об изменении солнца в течении года, как меняется жизнь людей, животных, растений, в течении года. | Иллюстрации, «Времена года», приметы, наблюдения за солнцем, дид. Игры. |
Календарно-тематический план кружковой деятельности
«Экология для дошкольников»
детей старшей группы
(2013-2014 учебный год)
Месяц | Название тем | Новые знания | Средства обучения |
Сентябрь | Растения летом и осенью. | Приспособления плодов и семян к распространению. Почему растения и животные взаимосвязаны? | Вопросы, беседы, иллюстрации, доказательства. |
Октябрь | Осень. Перелетные птицы. Последние цветы и листья. | Признаки осени, изменения в природе, продолжительность дня и ночи, изменение температуры, туман, роса. Отлет птиц, почему? Зачем? Как узнают что надо улетать? Прекращение роста растений, листопад, заморозки, отмирание верхних частей растений, прилет зимующих птиц. | Наблюдение признаков осени, сказки «Серая шейка», « Ушинский детям», опыты, выводы. Наблюдения, чтение «Путешествие Нильса с дикими гусями» Составление гербария, дид. игры. |
Ноябрь | Лес в предзимье. Кто в озере живет. | Снежный покров для зимы, как животные готовятся к зиме, птицы ближе к человеку. Жизнь водных обитателей, в зимний период. Лед, лунка, воздух, холод, корм. | чтение «Времена года» Рассматривание иллюстраций, дид. Игры, наблюдения, создание книжек – самоделок, Рассматривание картинок, работа с дид. пособиями, чтение рассказов. |
Декабрь | Зимняя сказка. Новый год. | Природа зимой, хлопья, кружатся, метель, вьюга, поземка, природное равновесие, доброта природы – доброта человека. Театрализованная деятельность, мимика, жесты, речь. | Наблюдения, чтение «Двенадцать месяцев» обсуждение, « Госпожа метелица», беседа. Разучивание стихов, плясок, песен, сказок, составление писем Деду Морозу. |
Январь | Спасены человеком. Зима в лесу и в городе. | Красная книга, редкие растения, вымирание, помощь, взаимопомощь. Снегопад, сугробы, снегоуборочная машина, гололед, труд людей, следы животных и человека. | Иллюстрации, составление своей красной книги, беседы, рассказ воспитателя. Наблюдения, беседы, иллюстрации, дид. игры, зарисовки, отгадывание загадок, ребусов. |
Февраль | Планета Земля наш общий дом. Посадка лука, семян. | Дом, город, страна, планета. Царство – природы, наблюдение царств в жизни. Чем дом человека похож на дом природы. Семена, луковица, уход за комнатными растениями и за посадками. | Чтение «Самая старая сказка», наблюдения, сравнения, нахождение взаимосвязей, как человек зависит от природы, рассматривание глобуса, карты. Наблюдения, практические действия, опыты, ведение дневника наблюдений. |
Март | Доброта сердца. День рождения весны. Живая вода. | О красоте, доброте сердца человека и природы. Забота – оберегание. Детеныши, млекопитающие, снеготаяние, увеличение дня, ручьи, ледоход, ростки, почки, гнездование птиц, Вода в жизни растений, животных, человека, рост комнатных растений. | Дид.игры, изготовление подарков, разучивание стихов, наблюдения. Наблюдения, ведение дневников, рассматривание картин, опыты, дид. игры, рассказ воспитателя. |
Апрель | Небо, космос. Насекомые и птицы. | Кто живет в небе? Есть ли у неба конец? Солнечная система, планеты, как небо связано с землей Сравнение цветов, польза и вред майского жука, сравнение с божьей коровкой, как птицы узнали что надо прилететь, птенцы, муравейник, санитары леса. | Дид. Игры, чтение научной литературы, рассматривание атласа, зарисовки, наблюдения. Отгадывание загадок, вопросы – ответы, доказательства, беседы, дид. игры |
Май | Планета, будущего, карта и глобус. Обобщение | Природные зоны, условные обозначения, кому нужна карта, кто пользуется глобусом. Зависимость жизни, здоровья от состояния природы, как меняется жизнь людей, животных, растений, в течении года | Рассматривание карты и глобуса, чтение научной литературы, практические действия. Иллюстрации, приметы, наблюдения дид. игры, труд в природе. |
Календарно-тематический план кружковой деятельности
«Экология для дошкольников»
детей подготовительной группы
(2014-2015 учебный год)
Месяц | Название тем | Новые знания | Средства обучения |
Сентябрь | Наш дом природа Жизнь осеннего леса. | Отличать живую и неживую природу. Искусственные природные объекты у нас дома. Лес - природное сообщество. Листья - часть листа, причины листопада. | Наблюдения. Рассматривание картин. Сравнение. Рисование дидактической игры. Обследование, дидактические игры, беседы, рассматривание, рисование. |
Октябрь | Беседа о птицах. Золотая осень. Левитан. Ледяная зона. | Причины перелетов птиц, перелетные, кочующие, зимующие. Строение птиц. Восприятие пейзажной живописи. Животные Арктики и Антарктики, приспособление, особенности к природной среде. | Разучивание стихотворений, рассматривание. Загадки, беседы, дидактические игры. Рассказ воспитателя о художнике, рассматривание картин, рисование. Рассматривание глобуса, рассказ воспитателя, дидактические игры, отгадывание кроссвордов, рассматривание животных, птиц, природной зоны. |
Ноябрь | Проводы осени. Растительный и животный мир тундры. Обитатели водоемов. | Обобщение знаний об осеннем периоде. Природные условия тундры, полярная ночь, полярный день, взаимосвязи между климатическими условиями и состоянием природы, Подводное царство, названия рыб, польза, их жизнь под водой. | Беседа, разгадывание загадок, кроссвордов, рисование, дид.игры, . Рассматривание карты, дид. Игры, рассказ воспитателя, иллюстрации. Чтение книг, загадки, инсценировка сказки « По щучьему велению». |
Декабрь | У кого какой дом. Лесная зона. | Природные сообщества, (лес, луг, водоем), зависимость состояния природы от внешних условий. Зона лесов (тайга, лиственный лес) приспособление растений животных, выстраивание пищевых цепочек. | Беседы, работа с моделями, дид. Игры, кроссворды, рассматривание картин. Беседа, рассказ воспитателя, составление пищевых цепочек, составление коллективного рассказа. |
Январь | Зима красавица. Степная зона. | Обобщающая беседа. Растения и животные степной зоны, приспособления к условиям жизни, их, особенности, выстраивание пищевых цепочек. | Чтение сказки «Морозко», опыты, дидактические игры. Рассматривание картин, беседы, чтение, рассказ воспитателя, отгадывание загадок, построение пищевых цепочек. |
Февраль | Беседа о комнатных растениях. Зона пустынь. | Определять по описанию правила ухода за определенными растениями. Климат пустыни, растительный и животный мир, приспособление, особенности обитателей пустыни. | Дидактические игры, беседа, соревнования между командами. Рассматривание картин, рассказ воспитателя, загадки, опыты, работа с моделями. |
Март | Значение животных в жизни человека. Взаимосвязи в природе. | Роль животных в обеспечении жизнедеятельности человека. Защита животных. Составление пищевых цепочек, представления о взаимосвязях существующих в природе. | Отгадывание загадок, рассказ воспитателя, рассматривание картин, дид. Игр. Чтение сказки «Старик и сова», беседа, рассказ воспитателя, индивидуальные задания, связь растений и животных. |
Апрель | Весна красна. Первоцветы. Зона джунглей. | Определять деревья по их описанию, перелетные птицы, первоцветы, почки, оживление, верба, чудодейственная. Природные условия джунглей, климат, растения и животные, (хобот, бивни, влажный, экватор, муравьед). | Выполнение заданий, дид. Игры, наблюдения, рассматривание живых объектов. Рассматривание карты, глобуса, загадки, знакомство с животными, дид. Игры, иллюстрации. |
Май | В гостях у пчелки. Викторина. | Приспособление пчелы к окружающей среде, продукты пчеловодства, нектар, соты, улья, пыльца, яд, жало. Охрана природы, поведение в природе, понимание связей существующих в природе (дикорастущие, культурные, фильтрация) | Рассказ воспитателя, рассматривание картин, беседа, вопросы и ответы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"
Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...
ПРОГРАММА кружковой деятельности по экологическому воспитанию «Юный эколог» для детей возраста (5 – 7 лет)
Эколого - биологическое воспитание как направление дошкольной педагогики в настоящее время становится одним из важных вопросов, реализуемых во многих дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что...
Программа кружковой деятельности «Мы играем в экономику» для детей 4 – 7лет
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения, экономика может...
Рабочая программа кружковой деятельности «СТУДИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА» для детей 2 младшей группы (4-5 лет)
Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возра...
Программа кружковой деятельности «Хотим всё знать» для детей средней группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Центр развития ребёнка – детский сад «Гармония»» Программа кружковой деятельн...
Рабочая программа кружковой деятельности "Занимательная экология" для воспитанников 5-7 лет
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опы...
Программа кружковой деятельности на тему: "Школа умелого карандаша" 2- я разновозрастная группа ( старшая /подготовительная, компенсирующего вида) 5-7лет в соответствие с ФГОС ДО
Данная программа кружка направленанаразвитие детей в соответсвии с требованиями ФГОС ДО,развитие познавательного интереса, стремлению к полчению знаний, развитию графомоторных функций, положительной м...