Насекомые...Они такие разные!
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Миникаева Татьяна Николаевна

особенности внешнего вида насекомых, их разнообразие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разнообразие мира насекомых40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность с детьми средней группы

на тему: « Такие разные насекомые»

Цель: обобщить и закрепить знания детей о мире насекомых.

Задачи:

  • Обобщить и закрепить знания детей о насекомых, их характерных признаках внешнего вида, образе жизни, о пользе приносимой ими в природе.
  • Закрепить в речи имена существительные, обозначающие части тела насекомых (голова, грудь, брюшко, лапки, усики, хоботок, крылья).
  • Учить сочетать имена существительные с числительными.
  • Развивать воображение и фантазию.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.

Материалы: разрезные и целостные карточки с изображением насекомых, слайды и фигурки насекомых , цветы, бабочки из бумаги, самодельная фигурка осы.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, подборка музыкальных произведений, магнитофон.

Предварительная работа:

  1. Посмотреть картинки и книги о насекомых. Провести беседу на тему насекомых.
  2. Провести выставку поделок и рисунков «Наши насекомые».

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная и игровая, музыкально-художественная.

Используемые технологии: развивающие, личностно-ориентированные, игровые, информационные, познавательно- исследовательская деятельность, проектная деятельность.

Ход занятия:

Речь воспитателя

Возможные ответы детей

Дети входят в группу.

Ребята, смотрите! Наш ковёр превратился в поляну.

Прогуляемся по ней?

А как много здесь цветов и какие они все красивые!

Но почему-то на поляне нет никаких жителей...

Ой , а что такое лежит под ромашкой?

Это письмо! От кого интересно?

Давайте его прочтём скорее?!

Письмо:

Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности: мы стали невидимыми.

Чтобы нас спасти, скорее соберите наши изображения.

Жители поляны.

Ну что ребята, будем спасать жителей поляны?

Из письма каждому ребёнку выдаю разрезную картинку и отправляю на своё место за столом.

Скорее на свои места и собирайте данную вам картинку.

Кто собрал, поднимайте руку.

( Собранную картинку дублирую на доске.)

Не шумите! Тише! Злая фея может нас услышать и помешать нам!

Кто всё сделал, вспомните, что вы знаете о вашем жителе поляны.

Посмотрите на доску. Кого мы расколдовали?

А одним словом как можно их назвать?

Да, это всё насекомые.

Появляется слайд №1 Бабочки.

А что вы знаете о бабочках?

( Сначала даётся слово ребёнку, который собирал бабочку. Затем другие дополняют ответ.) Если затрудняются, подвожу к ответу.

А как они питаются нектаром, с помощью чего? Как правильно назвать?

 С помощью хоботка бабочки питаются нектаром.

А как появляются бабочки?

(На доске, после ответов, появляется схематический рисунок: Бабочка — гусеница — куколка — бабочка.) Повторяем ещё раз все вместе.

Слайд №2  Кузнечик.

Что интересного вы знаете о кузнечиках?

А почему они такого цвета?

Слайд №3 Пчела.

Что делают пчёлы на поляне?

Где они живут?

Слайд №4 Оса

Кто это? Почему вы так решили?

Что вы о них знаете?

Куда оса откладывает свои яйца?

Слайд №5 Шмель.

Кто это?

Чем внешне он отличается от осы?

Что вы о нём знаете?

Слайд №6 Стрекоза.

Что вы знаете о стрекозах?

Посмотрите на внешний вид насекомых.

Что общего у всех них, одинаково?

Если затрудняются, показываю части тела. Дети называют. Посчитаем сколько лап у бабочки, осы, кузнечика.

А у всех ли насекомых в природе есть крылья? У кого нет?

Мы с вами расколдовали некоторых насекомых. Выяснили, что у всех есть голова, брюшко, усики, 6 лап. Но не у всех есть крылья.

А теперь мы с вами ненадолго превратимся в бабочек. Встали. Задвинули стульчики. Приготовили крылышки и полетели за мной.

Физкультминутка.

Утром бабочка ппроснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз - росой она умылась,

Два — изящно покружилась.

Три — нагнулась и присела.

На четыре — полетела,

На своё местечко ТИХО села!

Дидактическая игра «Посчитай»

Каких насекомых нет у меня на доске, а у вас на столе есть?

Вывешиваю на доску изображения.

Посчитаем их?! Приготовили пальчики.

Считаем, называем и разгибаем пальчики.

Один комар, два комара, три комара, четыре комара, пять комаров!

Одна муха. две мухи, три мухи, четыре мухи, пять мух!

 

Слайд №7 Комар

А что интересного вы знаете о комарах?

Слайд №8 Личинки комара

Слайд №9 Муха

Вредны или полезны эти насекомые?

Чем вредны?

Но в тоже время мухами питаются птицы, а кто питается комарами?

Некоторые насекомые кажутся нам вредными, но они очень нужны в природе!

Ребята, можно ли трогать насекомых, приносить их домой?

Почему?

Насекомых нужно беречь!

Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они маленькие.

Зато ими можно любоваться, как они летают, бегают, жужжат.

Ой, ребята! Кто это к нам прилетел? (В руках воспитателя объёмная поделка осы.)

Гимнастика для глаз.

Посмотрите на неё,не отрывая взгляда, какая она красивая, полосатая.

Оса летает

вверх, вниз,

Вправо, влево

И назад спешит в своё гнездо.

(Повторяется 2 раза).

Закройте глазки.

Улетела. ( С доски убирается 2 изображения насекомых: оса и бабочка)

Дидактическая игра «Кого не стало.»

Ребята, изображений каких насекомых не стало на доске?

Закрываем глаза! Кого не стало?

( Поочерёдно снимаю картинки с доски до последней, а фигурки этих насекомых появляются на поляне, среди цветов. )

А как вы думаете, куда они исчезли?

Возможно они вернулись к себе домой, на поляну..

В это время начинает звучать музыка  Э. Грига « Бабочка».

Гимнастика на дыхание.

Ребята, послушайте мелодию. Что можно делать под неё? Каких насекомых вы представляете под эту мелодию?

А вот и наши разноцветные волшебные бабочки. Подойдём к ним поближе.

Красивые они у нас получились!

Предлагаю их оживить и отправить их на поляну под мелодию Э. Грига, подуем на них?! ( Бумажные бабочки подвешены на ниточках.)

Набираем воздух в себя и медленно выдуваем...

А теперь сами превратимся в бабочек и полетим на поляну? Посмотрим, смогли ли мы расколдовать наших насекомых?!

Подведение итогов.

Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

Что делали?

Кого расколдовали? Как можно их назвать одним словом?

Что вам понравилось больше всего?

Мы с вами побывали на поляне, познакомились с её жителями, насекомыми, и расколдовали их.

Можете выбрать любое насекомое и поиграть с ним.

Да, конечно!

Ответы детей.

Да!

Конечно! Будем!

Бабочку, кузнечика...

Насекомых!

Они красивые. Разноцветные. Летают  с цветка на цветок. Питаются нектаром.

Носиком, хоботом. Хоботком!

Ответы детей.

Они звуки издают лапками, стрекочут. Они зелёные. Маскируются.

Нектар собирают, чтобы мёд сделать.

В ульях.

Оса. У неё полоски чёрные и желтые.

Живут в осином гнезде.

В других насекомых, потом личинка его съедает.

Он крупнее, мохнатый, но тоже полосатый.

Живёт в земле.

Живут рядом с водоёмами, питаются насекомыми. Прозрачные красивые крылья.

Ответы детей.

Голова, брюшко, усики.

Одинаково. 6 лап.

Нет. У муравья нет.

Дети повторяют за воспитателем.

Сидят на корточках, «в коконе». Открылись.

На носочках, потянулись, улыбнулись соседу.

Присели, руками умылись.

Кружатся, руками изящно машут.

Наклон вперёд, ноги прямые! Присели.

Встали, пролетели круг и сели каждый на своё место.

Муха, комар.

Делают вместе с воспитателем.

Договаривают окончания  числительных и насекомое.

Хоботком пьёт кровь , ею питается. Личинки их живут в воде.

У неё тоже есть хоботок, крылья, 6 лап.

Ответы детей.

Пьют кровь, переносят болезни.

Лягушки.

Нет.

Они опасны: могут укусить, ужалить.

Их очень много, и они все разные и красивые!

Оса.

Следят взглядом за движущимся насекомым.

.

Оса, бабочка.

Кузнечика.

Ответы детей.

Кружиться, порхать.

Бабочек.

Да.

Дуют на них.

Повторяют за воспитателем: руки в стороны и машут как крыльями. «Летят» на поляну.

Вот, они все здесь! Мы расколдовали насекомых!

На поляне. В мире насекомых.

Ответы детей.

Перечисляют.

Насекомых.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД воспитателя с детьми среднего возраста по реализации познавательно-речевого направления. Презентация "Такие разные насекомые"

Скоро лето, и нужно познакомить наших детей с различными насекомыми, которые могут встретиться им в природе: в лесу, в поле, на лугу. Детям необходимо знать о пользе насекомых, о том, что их нель...

НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по реализации познавательно-речевого направления на тему «Такие разные насекомые» (использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий)

В данную методическую разработку включена физкультминутка, дыхательная гимнастика, психогимнастика, презентация, а так же дидактическое упражнение, объединенные общей темой "Такие разные нас...

Конспект физкультурно-экологического занятия "Такие разные насекомые"

В конспекте занятия четко прослеживается интеграция всех образовательных областей. Основными являются образовательные области "Физическая культура" и "Познавательное развитие"....

ФИЗКУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»

1.       Закрепление основных видов движений, развитие мелкой моторики.2.       Обобщить знания детей о насекомых, воспитывать бережное отно...

Непосредственная образовательная деятельность «Такие разные насекомые»

Коллективная непосредственная образовательная деятельность «Такие разные насекомые» одно из мероприятий в рамках краткосрочного экологического проекта «Насекомые вокруг нас». В данном НОД основной фор...

Конспект физкультурно-экологического занятия «Такие разные насекомые»

Задачи: Воспитывать бережное отношение к миру природы, интерес и привычку к здоровому образу жизни. Развивать реалистические представления о природе, физические и волевые качества детей, мелкую мотори...

Насекомые...Они такие разные!

Какие они? Немного заданий для закрепления полученных знаний, используя личный опыт....