Проект "Мы живём в России"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Материал предназначен для создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_zhivyom_v_rossii.docx | 44.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ладушки»
ПРОЕКТ
«Мы живём в России»
Составитель: Вотинцева Людмила Иосифовна воспитатель высшая квалификационная категория |
1 | Введение…………………………………………………………. | 3 |
2 | Актуальность проекта……………………………………….….. | 6 |
3 | Этапы реализации проекта …………………………………….. | 8 |
4 | Содержание проекта…………………………………………….. | 9 |
5 | План мероприятий………………………………………………. | 10 |
6 | Работа с родителями…………………………………………….. | 13 |
7 | Выводы …………………………………………………………. | 14 |
8 | Литература ………………………………………………………. | 15 |
9 | Интернет ресурсы……………………………………………….. | 16 |
10 | Аннотация проекта……………………………………………… | 17 |
11 | Сведения о разработчике……………………………………….. | 17 |
Содержание
Введение.
Характеристика проекта :
Вид проекта: информационно — творческий.
По срокам проведения: долгосрочный – 9 месяцев
По составу: групповой
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Происхождение темы: В группе появился глобус, фотоколлаж с фотографиями достопримечательностей России. Дети заинтересовались, что изображено на глобусе и фотографиях.
Обогащение и расширение словаря понятиями и терминами: государство, герб, флаг, символ, столица, президент, климатическая зона, глобус; хохлома, филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы; палехские шкатулки, урало-сибирская роспись, павлопосадские платки, оренбургские платки.
Проблемный вопрос: Что такое Россия?
Объект исследования: образовательная деятельность в старшей группе детского сада.
Предмет исследования: процесс нравственно-патриотического воспитания в старшей группе
Цель проекта:
Создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста.
Задачи проекта:
Обучающие
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России.
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии России.
- Ознакомление детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
- Расширение представлений о достопримечательностях России.
- Знакомство детей с русскими народными промыслами, с историей возникновения промыслов.
- Формировать умение замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов
- Создать условия для совершенствования технических умений и навыков рисования, лепки.
Развивающие
- Развивать творчество и фантазию.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать познавательную активность.
- Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
- Воспитание уважения к труду.
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
- Формировать уважительное отношение, чувство гордости к защитникам Отечества, к ветеранам Великой Отечественной войны;
В работе с родителями
Активизировать работу по пропаганде нравственно - патриотического воспитания в семье через все доступные средства.
Предполагаемый продукт проекта:
Презентация по теме проекта, праздник «Мы живём в России»
Оборудование и материалы: глобус, открытки с видами Москвы, иллюстрации с изображением древнего и современного Кремля, фотографии, иллюстрации с видами городов России, видеоролики и видеофильмы по теме «Моя Россия», иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации, видео или предметы национальных промыслов народов России, предметы русских народных промыслов, иллюстрации с изображением разных климатических зон, животных, растений, атрибуты для дидактических игр, иллюстрации с изображением рек, озера Байкал, растений и животных Урала; материалы для ознакомления с достопримечательностями города Качканар.
Актуальность проекта.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека… » Изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Конечно, нужно с уважением относиться к людям всех национальностей, но человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определённом этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка подходов к организации патриотического воспитания, является актуальной задачей.
«Годы детства - это прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Именно поэтому, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.10.13г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в содержании Программы входит образовательная область социально-коммуникативное развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Сложилось противоречие, несмотря на множество методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, в комплексе нет разработок по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с опорой на ознакомление с Родиной, с родным краем.
В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и основываясь на присутствие задач в реализуемой в детском саду программе «Детство» мною был создан и реализован проект «Мы живём в России».
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2.Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); 3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин , интернет ресурсов, музыкального репертуара и т.д. 4. Организация развивающей среды в группе. 5. Создание условий для продуктивной деятельности. 6. Разработка сценария литературно-музыкального праздника «Мы живём в России». | Реализация плана мероприятий: 1. Ознакомление детей с художественной литературой. 2.Проведение бесед. 3.Проведение образовательных занятий по теме «Мы живём в России» 4. Рассмотрение картин и беседы по их содержанию. 5. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений. 6.Просмотр видеороликов. 7.Создание презентации. 8.Работа с родителями | 1.Анализ результатов проекта , выводы и дополнения к проекту. 2. Планы на расширение проекта в подготовительной к школе группе. |
Содержание проекта.
Вхождение в проект
-беседа с детьми «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как мы будем искать информацию?»
-совместное с детьми планирование мероприятий.
Основная часть
- занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
- творческая деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.;
-вместе с детьми изготовление макетов: «Животные Урала»;
-организация совместно с родителями мини-музея «Умельцы Земли Русской!»;
- совместно с родителями оформления альбомов: «Москва – сердце России!», «Города России»; фото выставки «Вот какая красота!»; выставка рисунков «Уголок Качканара»;
- литературно-музыкальный праздник «Мы живём в России».
Заключительная часть:
Подготовка презентации по результатам реализации проекта, формирование плана продолжения проекта в подготовительной к школе группе.
План мероприятий.
1. Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:
• Тема 1. «Наша страна Россия» (сентябрь)
Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
• Тема 2. «Главный город нашей страны» (октябрь)
Программное содержание: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
• Тема 3. «История Московского Кремля» (октябрь)
Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.
• Тема 4. «Города России»(ноябрь)
Программное содержание: познакомить детей с городами России, с историей Санкт — Петербурга, Екатеринбурга, Качканара побуждать детей восхищаться красотой городов воспитывать патриотические чувства.
• Тема 5. «Какие народы живут в России»(декабрь)
Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
• Тема 6. «Русские народные промыслы»(январь-март)
Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
• Тема 7. «Климатические зоны России» (апрель)
Программное содержание: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.
• Тема 8. «Голубые реки России» (май)
Программное содержание: расширять представления детей о природе России, познакомить с названиями рек, с озером Байкал.
2. Изобразительная деятельность детей:
• Рисование на темы:
-«Красная площадь, стены и башни московского Кремля»;
-«Спасская башня»;
-«Книга сказок народов России».
• Декоративное рисование:
-«Русская матрёшка»;
- «Городецкая роспись» — роспись подноса;
- «Это голубое чудо – Гжель!» — роспись тарелки;
-«Дымково» — роспись глиняных дымковских игрушек.
-«Жостово» - урало-сибирская роспись подносов
• Лепка:
— «Моё любимое животное»;
— «Дымковские игрушки» — (Барыня, Павлин, Козлик);
— «В гостях у сказки».
• Аппликация:
-«Спасская башня»;
- «Орнаменты для сарафанов и кокошников».
• Конструирование:
-изготовление макета «Животные Урала»
3. Игровая деятельность детей:
• Дидактические игры:
- «Узнай наш флаг (герб)»;
- «Иностранец»
-«Чей костюм?»;
- «Укрась кокошник (Калфак)»;
-«С какого дерева листок»;
- «Чей хвост, чья голова»;
• Подвижные игры:
- «Гуси лебеди»;
- «Горелки»;
-«Заря-заряница»;
-«Краски»;
- «Пятнашки».
4. Чтение художественной литературы:
• Сказки народов России:
-«Зилян» — татарская народная сказка;
-«По щучьему веленью» — русская народная сказка;
- «Язык змей» — марийская народная сказка;
-«Девушка на луне» — чувашская народная сказка;
-«Красавица берёза» — удмуртская народная сказка;
- «Бедняк, волк и лиса» — осетинская народная сказка;
- «Девушка – хвощинка» — якутская народная сказка;
- «Глупый Кошкли» — эскимосская народная сказка.
• Рассказы, повести:
- «Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю.;
- А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы);
- Н. Носов «Метро».
• Стихи о России, Москве, Родине:
- П. Воронько «Лучше нет родного края»;
- В. Лебедев-Кумач «Москва»;
- С. Михалков «Кремлёвские звёзды»;
- «Россия»
5.Досуговая деятельность:
Развлечение «Лучшая семья – моя»
Посиделки за круглым столом «День наших бабушек и дедушек»
Развлечение «Весёлые старты» (Празднование Дня согласия и примирения»)
Праздник «День защитника Отечества»( Эстафета «Мы играем в паповоз…».)
Посиделки за круглым столом «Мама, мамочка мамуля! Больше всех тебя люблю я!».
Праздник «День Победы – светлый праздник!»
Работа с родителями.
Семинар практикум «Мы – россияне»:
занятие №1Роль семьи и социальных факторов на формирование гражданско-патриотических чувств дошкольников
занятие №2: «Культура поведения, правила и привычки» ( основы культуры общения).
Занятие№3 « Человек начинается с детства».
Занятие №4 «Доброе слово для доброго дела».
Занятие №5«Благодарим солдаты вас!» (совместное изготовление подарков для ветеранов и пап).
Занятие №6 «Взрослый мир в детских мультфильмах».
Занятие №7 «Мой любимый город».
- участие в организации мини-музея «Мастера России!»;
-сбор материала для оформления альбомов: «Москва – сердце России!», «Города России»; фото выставки «Природные просторы нашей страны!».
Продукт проекта
- Открытие группового мини-музея «Умельцы Земли Русской!»;
-оформление альбомов «Москва – сердце России!», «Города России»;
- выставка рисунков «Природные просторы нашей страны!»;
-литературно-музыкальный праздник «Мы живём в России»
- презентация проекта «Мы живём в России.
Выводы.
Дети знают:
Название столицы России, геральдику России, Урала.
Могут различать и называть особенности культуры народов, проживающих в разных уголках России: прикладное искусство, песенное, танцевальное творчество, народные музыкальные инструменты, народные игрушки, народные подвижные игры.
Знают некоторых ученых, композиторов, писателей (российских и зарубежных, известных всему миру.
Имеют представление:
Что все эти страны и Россия находятся на земле – нашей планете.
Что на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга.
О народном искусстве России и ближнего зарубежья (прикладное искусство: народные росписи, музыкальное искусство, одежда, куклы и другие игрушки).
Умеют:
Выполнять правила народных игр. Петь народные песенки.
Устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости:наличие людей с разным цветом кожи; почему важно изучать разные языки; почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов; почему человек любит свою Родину.
Список литературы.
- Артемов В.В. Страницы российской истории. М., 2005.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.Мы живем в России М., 2007.
- Натарова В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005
4. Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2009.
5. Чилингарова М.Е. Формирование ключевых компетенций педагогов С-П., 2010.
Интернет ресурсы.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников http://dohcolonoc.ru/cons/1068-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-starshikh-doshkolnikov-v-proektnoj-deyatelnosti.html
История герба Россииhttps://youtu.be/5zVJhicw8DU
История России http://www.youtube.com/watch?v=waszCOR-tc4
Народные промыслы России http://www.pravda-tv.ru/2013/02/18/22317
Жостовский букет http://pravda-tv.ru/2013/02/18/22317
Павлопосадские платки http://www.youtube.com/watch?v=WfZId6fO2vY
Дымковская игрушка http://www.youtube.com/watch?v=qZ7m7eTer-8
Голубая гжель http://www.youtube.com/watch?v=LqANW2LEc0Y
Золотая хохлома http://www.youtube.com/watch?v=690p3w38CfE
Техника городецкой росписи http://www.youtube.com/watch?v=690p3w38CfE
Городецкая роспись http://www.youtube.com/watch?v=WfLbpVz4ZT0
История русской матрёшки http://www.youtube.com/watch?v=K7fcOVYff3s
Аннотация.
Проект «Мы живём в России» предназначен воспитателям детского сада для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Целью данного проекта является создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста. В проекте предусмотрена совместная деятельность детей, педагогов и родителей.
Сведения о разработчике.
Вотинцева Людмила Иосифовна. Воспитатель. Высшая квалификационная категория. Стаж педагогической деятельности 36 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие для детей старшей группы ,включающее художественно-речевую и музыкальную деятельность "Мы живём в России"
Обобщение и систематизация знаний детей о своей стране .Воспитание чувства любви к Родине ....
Мы живём на земле - мы живём в России
Расширять представления детей о родном крае.Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России....
"Мы живём в России" Методическая разработка мероприятия ко Дню независимости России для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.
Этот сценарий с использованием ИКТ мы готовили совместно с воспитателем Г.В.Дружининой ко Дню независимости России, для детей этот праздник более понятен, как День города. Эту встречу с детьми мы орга...
Проект совместной деятельности детей и взрослых "Мы живём в России"
Представленный материал познакомит с новым направлением в работе дошкольных образовательных учреждений: проектной деятельностью.Проект "Мы живём в России" разработан для детей подготовительной гр...
Презентация детских работ на тему "Мы живём в России"
В презентации содержится несколько детских работ на тему "Мы живём в России"....
Досуг «Мы живём в России»
Занимательное путешествие по нашей Родине – России для старших дошкольников....
проек "МЫ ЖИВЁМ В РОССИИ"
проек состоит из трёх частей...