Тема самообразования средняя,старшая, подготовительная к школе группа.
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №84»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
воспитателя Валеевой Гузель Ирековны
на 2018-2019 учебный год
Г. НИЖНЕКАМСК РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
Тема: «Развитие экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность »
Цели: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Создание условий для исследовательской активности детей;
2.Учить детей сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы в ходе экспериментирования.
3.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность.
4.Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Форма работы с детьми: групповая.
Работа с родителями
Довести до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме.
Консультации для родителей на темы:
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- «Научите ребенка любить живую природу».
Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
Тематические фотовыставки:
-«Моя семья в лесу»
-«Моя семья на даче»
- «Мои домашние питомцы»
Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».
На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.
- Анкета для родителей:
Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей.
Список литературы
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
- Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
№ | Тема | Срок | Форма отчета | ||
1. | 1.Исследование свойств песка во время игровой деятельности на прогулке. Опыты с песком.
2.Привлечь родителей к сбору природного материала. Изготовление поделок из природного материала.
| Сентябрь – октябрь
Сентябрь | Работа с детьми
Работа с родителями,с детьми | ||
2. | 1.Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Опыты с водой
2. Папка - передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
3. Познавательно - экспериментальная деятельность на прогулке Семейный клуб «Веселая прогулка»
| Ноябрь – декабрь
Ноябрь
Декабрь | Работа с детьми
Консультация для родителей
Работа с семьей | ||
3. | 1.Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом
2. Опыты и эксперименты дома Семинар – практикум для родителей «Опыты на кухне»
| Январь – февраль
Февраль | Работа с детьми
Работа с семьей | ||
4. | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом
| Март | Работа с детьми | ||
5. | 1.Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».
2. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи»
3. Отчет о проделанной работе Презентация «Опыты и эксперименты в средней группе»
| Апрель – май
Май
Май | Работа с семьей
Работа с детьми | ||
6.
| Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Картотека опытов и экспериментов для детей 4 – 5 лет
|
В течении года
|
| ||
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №84»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
воспитателя Валеевой Гузель Ирековны
на 2019-2020 учебный год
Г. НИЖНЕКАМСК РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
Тема: «Развитие экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность » (Старшая группа)
Цели: развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи:
1.Организовать предметно-развивающую среду.
2.Развивать интерес к исследовательскому поиску. 3.Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.
4.Организовать взаимодействие с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника.
Форма работы с детьми: групповая.
Список используемой литературы
1.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В
помощь воспитателям и родителям).
2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире
поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста». Под ред.
О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера,
2004.-64с.
4.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших
дошкольников ».Журнал «Ребенок в детском саду».2003.№3,4,5.2002.№1.
5. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду. Методическое пособие.»- М.: Педагогическое
общество России, 2005.-80с.
6. Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников».- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
7. Прохорова Л.Н.- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников:
Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
8. Поддьяков Н.Н.» Новые подходы к исследованию мышления дошкольников»
Ж.Вопросы психологии.1985.№2
9. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей». Дошкольное
воспитание.2005.№1
10. Тургушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего
и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2007.-128с.
Тема | Срок | Форма отчета | ||
1. Опыты с песком и глиной, почвой. Исследование свойств песка во время игровой деятельности на прогулке. 2.Знакомство с лупой. Познакомить с прибором помощником - лупой и ее назначением.
| Сентябрь
| Работа с детьми
| ||
1. Опыт «свет и тень» Свет повсюду. Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
| Октябрь
| Работа с детьми
| ||
Опыты с водой. Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Ноябрь
| Работа с детьми
| ||
Опыта со снегом и льдом. Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды. | Декабрь | Работа с детьми | ||
Опыты с воздухом. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.
| Январь
| Работа с детьми
| ||
Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. |
Февраль
|
Работа с детьми
| ||
Опыты с магнитом. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. |
Март |
Работа с детьми
| ||
Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Причина возникновения солнечных зайчиков. Познакомить детей с понятием «отражение».
|
Апрель
|
Работа с детьми
| ||
1.Дать детям представление о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Опыт «Упрямые предметы» Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией. Сила тяготения. 2. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи»
|
Май
Май |
Работа с детьми
| ||
Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | Сентябрь | Работа с родителями | ||
Буклеты Консультации для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Октябрь-апрель
| Работа с родителями | ||
Фотовыставка «Юные исследователи». Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательноисследовательской деятельности. | май | Работа с родителями | ||
Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Картотека опытов и экспериментов для детей 5 – 6 лет.
| В течении года
|
| ||
План самообразования по теме:
«Развитие экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность »
Воспитатель: Валеева Гузель Ирековна
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №84»
на 2020 - 2021 уч.год
Актуальность:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
• Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
• Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
• Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
Работа с детьми | Сентябрь
| Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. «Волшебный сундучок осени» | Опыты с песком и гл
Выставка поделок из природного материала и овощейиной. |
Октябрь | Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни; воспитывать любовь к животным; закрепить знания детей о среде обитания животных; расширять представления детей о животном мире, показать его разнообразие; воспитывать бережное отношение к живой природе.
Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособление семян к распространению; уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью; учить устанавливать связь между состоянием растений и условием среды, выявлять причины происходящих изменений.
| Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?»
Беседа «Как растения готовятся зиме»
| |
Ноябрь | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с водой. | |
Декабрь | «Ребенок и природа», «Природа –наш дом»; Конкурс стенгазет «Экология в жизни ребенка» | КВН и викторины по экологии | |
Январь | Изучение свойств воздуха, снега в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом, снегом. | |
Март | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | Опыты с магнитом. | |
Апрель | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. «Цветок моего настроения» | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». Экологическая игра-наблюдение | |
| Май | Дать представление о солнце как о звезде и о планетах солнечной системы; показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный; познакомить детей с понятием света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных.
| Солнце – большая звезда |
Работа с семьёй | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов, собрать природный материал. | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Газета для любознательных родителей. | |
Январь | Открытый показ образовательной деятельности «Волшебное царство трёх ветров» | Занятие. | |
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи». | |
Самореализация | Сентябрь-май | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет. |
Октябрь | «Формирование экологических знаний дошкольников посредством творческой деятельности» на базе ДОУ №86 | ГМО | |
Декабрь | Муниципальный конкурс по экологии «Вторая жизнь картону», на базе ДОУ №29 | Конкурсы (муниципальные, региональные, зональные) | |
Апрель | Зональный конкурс видеороликов по экологическому образованию в ДОУ и семье «Экология будущего» в рамках реализации Международной программы «Эко-Школы/Зелѐный флаг», на базе ДОУ №42 Интеллектуальная игра по экологии «Что мы знаем о природе и еѐ охране», на базе ДОУ №19 | Конкурсы (муниципальные, региональные, зональные)
Выступление на педсовете. | |
| Май | Региональный семинар в рамках реализации Международной программы «Эко-Школы/Зелѐный флаг», на базе ДОУ №86
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Семинары - практикумы (муниципальные, региональные, зональные) Выступление на педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарии развлечений для детей дошкольного возраста(вторая младшая , средняя, старшая и подготовительная к школе группа).
В документе представленны разработанные материалы мероприятий для развлечения детей каждой возрастной группы...
Комплексы утренней зарядки для детей средних, старших и подготовительных к школе групп
Методическое пособие...
Дидактические игры и упражнения, сюжетные игры, игровые ситуации в экологическом воспитании детей для средней, старшей и подготовительной к школе групп.
Игры, игровые ситуации, сюжетные игры для средней, старшей и подготовительной групп....
Конспект открытого занятия по обучению русскому языку в средней, старшей и подготовительной к школе группе на тему “Домашние и дикие животные”
Воспитатель МБДОУ «Детский сад деревни Саз-Тамак» Кукморского Муниципального района РТ Домино...
Комплексно –тематическое планирование организованной изобразительной деятельности (содержание психолого- педагогической работы в средней, старшей и подготовительных к школе групп)
Содержание непосредственно – образовательной деятельности...
Сценарий масленичных гуляний для детского сада на улице «Широкая Масленица» для средней, старших и подготовительной к школе групп.
Масленица-замечательный, светлый и радостный праздник проводов зимы и встречи весны. Это исконно русский народный праздник-весёлый, шумный, озорной, интересный и очень вкусный....
Сценарий концертной программы к 9 мая «Чтобы помнили!» для детей средней, старшей и подготовительной к школе группы.
Цель: расширение знаний о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны.Задачи: - формировать патриотические чувства у детей; - воспитывать уважение к защитникам Отече...