Комплекс занятий по экологическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Подборка интересных занятий по экологическому воспитанию для детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_zanyatiy_po_ekologich_vospit.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №146»
КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Подготовила:
Воспитатель: Васильева О.В.
Оренбург
2019 г.
Дары природы (сравнительный рассказ об овощах и фруктах)
Задачи: способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.
Ход занятия
Предварительная работа
- Целевая прогулка на огород;
- Труд на огороде;
- Организация выставки «Дары осени»;
- Рассматривание иллюстраций и отгадывание загадок.
- Дети организуют в уголке природы выставку «Дары природы». Беседа «Кто что принес?». Игра «Опиши, мы отгадаем» (по схеме «Способы сенсорного обследования»).
- Приход сказочного героя с подарком: две корзины – овощи и фрукты; игры «Разложи правильно», «В суп или в компот».
- Лепка «Яблоко».
Как помочь растению
(наблюдение за комнатным растением и труд в уголке природы)
Задачи: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.
Предварительная работ.
- Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение);
- Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле;
- Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).
Ход занятия
Игровой сюрпризный момент
В группу к детям приходит грустный Карлсон. У него в руках комнатное растение, которое завяло.
Карлсон. Мое растение было такое красивое, как на картинке (показывает картинку), а теперь вот заболело, и мне его очень жалко.
Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Какие ласковые слова мы ему можем сказать?
Дети спрашивают у Карлсона, где у него находилось растение, как он за ним ухаживал.
Карлсон. На крыше, под ведром…
Исследование «Что нужно растению».
Воспитатель. Что, ребята, Карлсон не так делал? Давайте поможем ему.
Дети находят и выставляют 3 схемы: свет, вода, тепло.
По схемам рассказывают, зачем растению каждый из этих компонентов.
Воспитатель. Как себя должно чувствовать растение? Каким должно быть?
Выставляет схему и рисунки со стадиями роста растения, с изображением ухода за ним человека.
Воспитатель. А какое сейчас растение?
Находят и выставляют схему цветущего растения.
Беседа «Как нужно поливать?»
Карлсон приносит пустую лейку, дети обследуют, делают вывод, что нужна лейка с водой..
Карлсон. А я знаю, как нужно поливать (все делает неправильно).
Воспитатель предлагает детям найти в группе растения, нуждающиеся в поливе, и полить их.
Дети поливают растение.
Карлсон благодарит детей за урок ухода за растениями и предлагает поиграть вместе с ним.
Где живут дикие звери
Задачи: способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.
Предварительная работа.
- Чтение познавательной литературы о диких зверях;
- Рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
Отгадывание загадок
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки? (Еж.)
Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? (Белка.)
Беседа воспитателя с детьми о белке и еже
Вопросы:
– Почему они дикие звери?
– Где живут?
– Какова их среда обитания?
– Опишите внешний вид белки и ежа по картинкам, фотографиям.
Дети рассматривают картинки.
– Какие повадки этих животных вы знаете, наблюдали когда-нибудь, где?
– Как белка подготавливается к зиме?
– Как готовится к зимовке еж?
Игра - имитация «Я белка», «Я ежик»
Дидактическая игра «Опиши, я отгадаю»
Ребенок описывает животное (ежа, белку), не называя его, а остальные дети отгадывают.
Игра «Посели в домик»
Детям предлагается картинка дупла и норки (нужно поселить ежа и белку в своем жилище)
Какие разные деревья
(составление сравнительных рассказов о деревьях (береза – липа)
Задачи: способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы.
Предварительная работа.
- Серия наблюдений за березой и тополем на участке детского сада;
- Работа в дневнике наблюдений;
- Рассматривание иллюстраций;
- Заучивание стихов.
Ход занятия
Рассматривание картинок: деревья осенью и деревья летом (липа и береза).
Беседа
Вопросы:
– Какие это деревья?
– Как выглядят они осенью? Как выглядели летом?
– Чем похожи и чем отличаются строения и части деревьев?
– Что можно сказать об их особенностях?
– Куда делись листья? И т. п.
Дидактическая игра «Найди дерево по описанию»
Воспитатель описывает дерево, не называя его, а дети должны отгадать и найти соответствующую картинку.
Игра «От какой ветки детки?» (подобрать листья к деревьям).
Рисование
Детям предлагается нарисовать листья дереву.
Хвойные деревья (ель, сосна)
(беседа)
Задачи: способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.
Предварительная работа.
- Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе;
- Рассматривание иллюстраций;
- Разучивание стихов и чтение рассказов.
Ход занятия
Работа по картинкам.
Лесовичок приносит детям в группу картинки с изображением ели и сосны и веточки. Дети рассматривают. Называют деревья. С помощью воспитателя рассказывают, что иголки у ели и сосны – это такие необычные листочки. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголка-хвоинка живет долго, а потом падает на землю, но сосны и ели никогда не сбрасывают хвою полностью. Это вечнозеленые деревья. Почему?
Обследование иголок
– Чем похожи? Чем отличаются? (Понюхать, сравнить.)
Игра «Найди по описанию»
Лесовичок описывает одно из деревьев, а дети отгадывают. Лесовичок благодарит детей и дарит им шишки: еловые и сосновые.
Игра «Кто больше соберет шишек»
Беседа «Кто кормится шишками?»
Лесовичок показывает сюжетные картинки.
– Кто любит шишки?
Дети называют и выставляют картинки с изображением белки, клеста и других птиц.
Путешествие в деревню к бабушке
(беседа о домашних животных (собака, кошка, лошадь, корова)
Задачи: способствовать обогащению и углублению знаний детей о домашних животных (внешний вид, пища, условия жизни); развитию умения устанавливать связи между образом жизни домашних животных и человека; воспитывать заботливое отношение к домашним животным; развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказа.
Предварительная работа
- Рассматривание иллюстраций;
- Беседы о домашних животных с детьми;
- Наблюдение за животными на участке детского сада.
Ход занятия
Игровой сюрпризный момент
Приходит Курочка Ряба и снова приглашает детей в деревню к бабушке.
Встреча с хозяйкой (бабушка – воспитатель).
Подходят к конюшне. Бабушка рассказывает о лошади, а дети помогают (картинка): большое и сильное животное, которое используется для перевозки тяжестей. (Дети описывают внешний вид.)
Бабушка. Дед чистит стойло, моет и чистит лошадь, кормит ее овсом и сеном (рассмотреть корм), поит чистой водой.
Игра - имитация - звукоподражание «Лошадки»:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Беседа о собаке
Подходят к избе. Рядом с избой маленький домик – будка. Курочка говорит, что боится это животное потому, что часто рычит, громко лает, у него острые зубы.
– Кто это? (Собака.)
Дети с опаской подходят тихо к будке.
Бабушка. Не бойтесь, она на своих не лает, а вы ведь свои.
Работа по картинке «Собака со щенятами»
В о п р о с ы:
– Кто это? Что видите возле будки? (Миска, кость.)
– Как вы думаете, что любит собака? Как вы догадались?
– Как помогает собака деду с бабкой? Как они заботятся о ней?
Курочка. Пойдемте к тому, кого я не боюсь. Она не лает, только мурлыкает, такая пушистая, мягкая. Кто это? (Дети рассказывают про кошку.)
– Как выглядит кошка?
– Что любит?
Отгадывание загадок
Молоко пьет, песенки поет. С хозяином дружит,
Чисто умывается, Дом сторожит.
А с водою не знается. (Кошка.) Живет под крылечком,
Хвост колечком. (Собака.)
Насекомые
(обобщающая беседа о насекомых (жуки, бабочки, муравьи, комары)
Задачи: способствовать расширению и обобщению представлений детей о насекомых (внешний вид, повадки, простейшая связь с животным и растительным миром, польза, отношение человека к насекомым); развивать умения использовать модель в качестве плана для рассказывания, любознательность.
Предварительная работа.
- Наблюдение на участке за появлением насекомых;
- Работа в дневнике наблюдений;
- Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.
Ход занятия
Игровой момент
В группу к детям прилетает жук.
Жук. Жу-жу-жу. Приглашаю вас к себе в гости на весеннюю полянку.
Воспитатель. Ребята, хотите отдохнуть на полянке?
В группе оформляется полянка-картинка: цветы, трава, насекомые.
Рассказ - описание картинки
Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы.
– Кого увидели на полянке, в траве, на цветах?
– Как кто выглядит?
– Что делает? Расскажите о их повадках (имитация движений и звукоподражание).
Игра «Бабочки и цветы»
Дети-бабочки летают вокруг детей-цветов, любуются ими, нюхают, собирают
нектар.
Посадим лук
(беседа с элементами трудовой деятельности)
Задачи: развивать знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле, внося свой вклад.
Ход занятия
Беседа «Что за растение – лук?»
Воспитатель. Отгадайте загадки.
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук.)
Сидит бабка на грядках
Вся в заплатках;
Кто заплатку оторвет,
Тот заплачет и уйдет. (Лук.)
Исследовательская работа
Дети рассматривают лук, ведут обследовательские действия и комментируют их, описывая цвет, форму, пользу для человека, место, где растет лук.
Воспитатель предлагает вырастить зеленый лук у себя в группе.
Посадка лука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Экологическая программа "Наш дом - природа" Занятие по экологическому воспитанию для обучающихся подготовительной к школе группы в форме викторины с домашним заданием для родителей и детей
Основная цель экологической программы "Наш дом - природа" - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной принимать и любить окру...
Комплекс занятий по экологическому воспитанию
Комплекс опытов для дошкольников...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО
Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Кто живёт на ферме? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Программное содержание: формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит). Развивать умственную о...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Овощи и что мы о них знаем? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Цель: Формировать у детей умение называть овощи и различать их по внешнему виду и вкусу.Учить детей употреблять в речи существительные с обобщающим значением «овощи», прилагательные «...