Комплекс занятий по экологическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Васильева Ольга Васильевна

Подборка интересных занятий по экологическому воспитанию для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_zanyatiy_po_ekologich_vospit.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №146»

КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

                                         Подготовила:

                                                               Воспитатель: Васильева О.В.

Оренбург

2019 г.

Дары природы (сравнительный рассказ об овощах и фруктах)

 Задачи: способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.

Ход занятия

Предварительная работа

  • Целевая прогулка на огород;
  • Труд на огороде;
  • Организация выставки «Дары осени»;
  • Рассматривание иллюстраций и отгадывание загадок.
  1. Дети организуют в уголке природы выставку «Дары природы». Беседа «Кто что принес?». Игра «Опиши, мы отгадаем» (по схеме «Способы сенсорного обследования»).
  2. Приход сказочного героя с подарком: две корзины – овощи и фрукты; игры «Разложи правильно», «В суп или в компот».
  3. Лепка «Яблоко».

 

Как помочь растению 
(наблюдение за комнатным растением и труд в уголке природы)

 Задачи: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Предварительная работ.

  • Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение);
  • Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле;
  • Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).

Ход занятия

Игровой сюрпризный момент

В группу к детям приходит грустный Карлсон. У него в руках комнатное растение, которое завяло.

Карлсон. Мое растение было такое красивое, как на картинке (показывает картинку), а теперь вот заболело, и мне его очень жалко.

Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Какие ласковые слова мы ему можем сказать?

Дети спрашивают у Карлсона, где у него находилось растение, как он за ним ухаживал.

Карлсон. На крыше, под ведром…

Исследование «Что нужно растению».

Воспитатель. Что, ребята, Карлсон не так делал? Давайте поможем ему.

Дети находят и выставляют 3 схемы: свет, вода, тепло.

По схемам рассказывают, зачем растению каждый из этих компонентов.

Воспитатель. Как себя должно чувствовать растение? Каким должно быть?

Выставляет схему и рисунки со стадиями роста растения, с изображением ухода за ним человека.

Воспитатель. А какое сейчас растение?

Находят и выставляют схему цветущего растения.

Беседа «Как нужно поливать?»

Карлсон приносит пустую лейку, дети обследуют, делают вывод, что нужна лейка с водой..

Карлсон. А я знаю, как нужно поливать (все делает неправильно).

Воспитатель предлагает детям найти в группе растения, нуждающиеся в поливе, и полить их.

Дети поливают растение.

Карлсон благодарит детей за урок ухода за растениями и предлагает поиграть вместе с ним.

 

 Где живут дикие звери

Задачи: способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

Предварительная работа.

  • Чтение познавательной литературы о диких зверях;
  • Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

Отгадывание загадок

Кто колючий, словно елка,

Носит на спине иголки? (Еж.)

Это что за шалунишка

Рвет с еловой ветки шишку,

Семена в ней выгрызает,

Шелуху на снег бросает? (Белка.)

Беседа воспитателя с детьми о белке и еже

Вопросы:

– Почему они дикие звери?

– Где живут?

– Какова их среда обитания?

– Опишите внешний вид белки и ежа по картинкам, фотографиям. 

Дети рассматривают картинки.

– Какие повадки этих животных вы знаете, наблюдали когда-нибудь, где?

– Как белка подготавливается к зиме?

– Как готовится к зимовке еж?

Игра - имитация «Я белка», «Я ежик»

Дидактическая игра «Опиши, я отгадаю»

Ребенок описывает животное (ежа, белку), не называя его, а остальные дети отгадывают.

Игра «Посели в домик»

Детям предлагается картинка дупла и норки (нужно поселить ежа и белку в своем жилище)

 

Какие разные деревья 
(составление сравнительных рассказов о деревьях (береза – липа)

 Задачи: способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы.

Предварительная работа.

  • Серия наблюдений за березой и тополем на участке детского сада;
  • Работа в дневнике наблюдений;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Заучивание стихов.

Ход занятия

Рассматривание картинок: деревья осенью и деревья летом (липа и береза).

Беседа

Вопросы:

– Какие это деревья?

– Как выглядят они осенью? Как выглядели летом?

– Чем похожи и чем отличаются строения и части деревьев?

– Что можно сказать об их особенностях?

– Куда делись листья? И т. п.

Дидактическая игра «Найди дерево по описанию»

Воспитатель описывает дерево, не называя его, а дети должны отгадать и найти соответствующую картинку.

Игра «От какой ветки детки?» (подобрать листья к деревьям).

Рисование

Детям предлагается нарисовать листья дереву.

 

Хвойные деревья (ель, сосна) 
(беседа)

Задачи: способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

Предварительная работа.

  • Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Разучивание стихов и чтение рассказов.

Ход занятия

Работа по картинкам.

Лесовичок приносит детям в группу картинки с изображением ели и сосны и веточки. Дети рассматривают. Называют деревья. С помощью воспитателя рассказывают, что иголки у ели и сосны – это такие необычные листочки. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголка-хвоинка живет долго, а потом падает на землю, но сосны и ели никогда не сбрасывают хвою полностью. Это вечнозеленые деревья. Почему?

Обследование иголок

– Чем похожи? Чем отличаются? (Понюхать, сравнить.)

Игра «Найди по описанию»

Лесовичок описывает одно из деревьев, а дети отгадывают. Лесовичок благодарит детей и дарит им шишки: еловые и сосновые.

Игра «Кто больше соберет шишек»

Беседа «Кто кормится шишками?»

Лесовичок показывает сюжетные картинки.

– Кто любит шишки?

Дети называют и выставляют картинки с изображением белки, клеста и других птиц.

 

 Путешествие в деревню к бабушке 
(беседа о домашних животных (собака, кошка, лошадь, корова)

 Задачи: способствовать обогащению и углублению знаний детей о домашних животных (внешний вид, пища, условия жизни); развитию умения устанавливать связи между образом жизни домашних животных и человека; воспитывать заботливое отношение к домашним животным; развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказа.

Предварительная работа

  • Рассматривание иллюстраций;
  • Беседы о домашних животных с детьми;
  • Наблюдение за животными на участке детского сада.

Ход занятия

Игровой сюрпризный момент

Приходит Курочка Ряба и снова приглашает детей в деревню к бабушке.

Встреча с хозяйкой (бабушка – воспитатель).

Подходят к конюшне. Бабушка рассказывает о лошади, а дети помогают (картинка): большое и сильное животное, которое используется для перевозки тяжестей. (Дети описывают внешний вид.)

Бабушка. Дед чистит стойло, моет и чистит лошадь, кормит ее овсом и сеном (рассмотреть корм), поит чистой водой.

Игра - имитация - звукоподражание «Лошадки»:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

Беседа о собаке

Подходят к избе. Рядом с избой маленький домик – будка. Курочка говорит, что боится это животное потому, что часто рычит, громко лает, у него острые зубы.

– Кто это? (Собака.)

Дети с опаской подходят тихо к будке.

Бабушка. Не бойтесь, она на своих не лает, а вы ведь свои.

Работа по картинке «Собака со щенятами»

В о п р о с ы:

– Кто это? Что видите возле будки? (Миска, кость.)

– Как вы думаете, что любит собака? Как вы догадались?

– Как помогает собака деду с бабкой? Как они заботятся о ней?

Курочка. Пойдемте к тому, кого я не боюсь. Она не лает, только мурлыкает, такая пушистая, мягкая. Кто это? (Дети рассказывают про кошку.)

– Как выглядит кошка?

– Что любит?

Отгадывание загадок

Молоко пьет, песенки поет.                                 С хозяином дружит,

Чисто умывается,                                                  Дом сторожит.

А с водою не знается.  (Кошка.)                          Живет под крылечком,

                                                                                Хвост колечком.  (Собака.)

Насекомые 

(обобщающая беседа о насекомых (жуки, бабочки, муравьи, комары)

 Задачи: способствовать расширению и обобщению представлений детей о насекомых (внешний вид, повадки, простейшая связь с животным и растительным миром, польза, отношение человека к насекомым); развивать умения использовать модель в качестве плана для рассказывания, любознательность.

Предварительная работа.

  • Наблюдение на участке за появлением насекомых;
  • Работа в дневнике наблюдений;
  • Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.

Ход занятия

Игровой момент

В группу к детям прилетает жук.

Жук. Жу-жу-жу. Приглашаю вас к себе в гости на весеннюю полянку.

Воспитатель. Ребята, хотите отдохнуть на полянке?

В группе оформляется полянка-картинка: цветы, трава, насекомые.

Рассказ - описание картинки

Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы.

– Кого увидели на полянке, в траве, на цветах?

– Как кто выглядит?

– Что делает? Расскажите о их повадках (имитация движений и звукоподражание).

Игра «Бабочки и цветы»

Дети-бабочки летают вокруг детей-цветов, любуются ими, нюхают, собирают

нектар.

 

 Посадим лук 

(беседа с элементами трудовой деятельности)

Задачи: развивать знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле, внося свой вклад.

Ход занятия

Беседа «Что за растение – лук?»

Воспитатель. Отгадайте загадки.

  Сидит дед, во сто шуб одет,

  Кто его раздевает,

  Тот слезы проливает. (Лук.)

                           Сидит бабка на грядках

                       Вся в заплатках;

                       Кто заплатку оторвет,

                       Тот заплачет и уйдет. (Лук.)

Исследовательская работа

Дети рассматривают лук, ведут обследовательские действия и комментируют их, описывая цвет, форму, пользу для человека, место, где растет лук.

Воспитатель предлагает вырастить зеленый лук у себя в группе.

Посадка лука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Экологическая программа "Наш дом - природа" Занятие по экологическому воспитанию для обучающихся подготовительной к школе группы в форме викторины с домашним заданием для родителей и детей

Основная цель экологической программы "Наш дом - природа" - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной принимать и любить окру...

Комплекс занятий по экологическому воспитанию

Комплекс опытов для дошкольников...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО

Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Кто живёт на ферме? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

   Программное содержание: формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит). Развивать умственную о...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Овощи и что мы о них знаем? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Цель: Формировать у детей умение называть овощи и различать их по внешнему виду и вкусу.Учить детей употреблять в речи существительные с обобщающим значением «овощи», прилагательные «...